Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний | Обучение и развитие детей

Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний

На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение
Индекс материала
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний
Занятие 2-4
Занятие 5-10
Все страницы
Страница 1 из 3Областное государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Утверждаю»

Директор

_____________

«____»_____________201_г.

ПРОГРАММА

Тренингов

по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний

 

Усолье-Сибирское

2010

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии воспитательного отдела:

протокол № 1 от « _____»_______2010 г.

Председатель МК

___________

Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета:

протокол № 1 от « _____»__________2010 г.

Председатель Методического совета

Автор: _________________________

Программа направлена на профилактику и коррекцию асоциально негативных явлений, у подростков группы риска. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования РФ.

Внутренний рецензент:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В настоящее время в Иркутской области наблюдается рост количества детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и склонных к асоциальному поведению. Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информированность о своих правах и обязонастей, терпимость к различным мнениям позволит данная программа тренингов.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на достижение следующих целей:

— повышение ответственности за свое собственное поведение;

— развитие самосознания;

— саморегуляции;

— способности планирования поступков.

Программа направлена на выполнение следующих задач:

1. Развитие личностных качеств, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;

2. Формирование у несовершеннолетних представлений о правах и обязанностей;

3. Развитие у подростков осознанной мотивации на отказ от злоупотребления ПАВ;

4. Сопротивление давлению сверстников, умение отказать в ситуациях вовлечения к употреблению ПАВ;

5. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

III ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятие 1

Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Ход занятия:

1. Знакомство с целями данного блока.

2. Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».

3. Упражнение «Я хочу — я могу».

4. Групповая дискуссия «На что я имею право».

5. Информационно-правовая часть «Конвенция

о правах ребенка и законодательство РФ».

6. Рефлексия.

Занятие 2

Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.

Ход занятия:

1. Обсуждение в группе: «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».

2. Упражнение «Наши эмоции — наши поступки».

3. Упражнение «Замороженный».

4. Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».

5. Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершенно-летнего».

6. Рефлексия.

Занятие 3

Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба.

Ход занятия:

1. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

2. Упражнение «Автобус

3. Знакомство с понятием «конфликт» и способами разрешения конфликтных ситуаций

4. Ролевая игра «Конфликт».

5. Групповая дискуссия «Ответственность за ход конфликта».

6. Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью».

7.Рефлексия.

Занятие 4

Цель: выработка доверительного отношения к родителям осознание возможности избегать конфликтов с родителями, знакомство с правами и ответственностью родителей.

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

3. Упражнение «Самые добрые руки».

4. Упражнение «Список претензий».

5. Ролевая игра «Конфликт с родителями».

6. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».

7. Информационно-правовая часть «Ответственность родителей за правонарушение несовершеннолетних детей».

8. Рефлексия.

Занятие 5

Цель: выработка умения противостоять негативному влиянию группы, привитие правовых знаний об ответственности за групповые правонарушения.

Ход занятия

1. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

2. Упражнение «Учимся говорить нет ».

3. Упражнение «Учимся противостоять влиянию».

4. Ролевая игра «Ситуация принуждения».

5. Групповая дискуссия «Кто отвечает в толпе».

6. Информационно-правовая часть «Ответственность за групповые правонарушения».

7. Рефлексия.

Занятие 6

Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомстве с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств

Ход занятия:

1. Обсуждение в группе «Настроение».

2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

3. Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».

4. Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».

5. Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика».

6. Групповая дискуссия «Употребление наркотика — дело личное».

7. Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств».

8. Рефлексия.

Занятие 7

Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

3. Мозговой штурм «Почему люди употребляют алкоголь».

4. Групповая дискуссия «С пьяного взятки гладки?».

5. Информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в со-стоянии алкогольного опьянения».

6. Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю».

7. Рефлексия.

Занятие 8

Цель: оказание помощи подросткам в выборе возраста вступления в половые отношения, осознание последствий неразборчивых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуальное насилие.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Обсуждение «Что происходило в последние дни».

3. Групповая дискуссия «Когда мы любим, то…».

4. Групповая дискуссия «Как избежать сексуального насилия».

5. Информационно-правовая часть «Знакомство с ответственностью за сексуальное насилие».

6. Рефлексия.

Занятие 9

Цель: повышение самооценки подростков, развитие самосознания, знакомство с основными законами РФ.

Ход занятия:

1. Приветствие.

2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».

3. Упражнение «Сказка за сказкой».

4. Групповая дискуссия «Можно ли жить без установленных правил?».

5. Информационно-правовая часть «Основные законы РФ, как и кем они устанавливаются».

6. Рефлексия.

Занятие 10

Цель: формирование потребности и способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Ход занятия:

1. Обсуждение в группе «Что изменилось во мне за время работы в группе»

2. Групповая дискуссия «Что хотелось бы изменить в образе подростка».

3. Рефлексия «Что изменилось во мне».

4. Упражнение «Чемодан».

5. Прощание.



Целевая группа; подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 20 лет

Организация занятий: программой предусмотрено 10 занятий по 40 минут каждое.

IV. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, познакомить с правилами работы в группе, знакомство с Конвенцией о правах ребенка и законодательством РФ.

Необходимые материалы: лист ватмана формата А1, правила работы в группе.

ЗНАКОМСТВО С ЦЕЛЯМИ

Цель: Знакомство участников с целями данного блока занятий, создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание: Ведущий знакомит ребят с целями второго блока: «Вспомните: на самом первом занятии мы с вами вместе выработали правила работы в группе, эти правила действовали, и мы часто обращались к ним. В любом обществе действуют свои правила. Государство также имеет свои правила, которые получили название Основных законов страны. Есть и международные, межгосударственные законы. Поскольку мы являемся гражданами нашей страны, то обязаны жить по ее законам. А для этого их нужно знать. На наших занятиях мы будем знакомиться с теми законами, с которыми наиболее часто сталкиваются подростки. Зачастую они нарушают их, во многом потому, что просто не знакомы с ними».

Заметки для ведущего Некоторые подростки (иногда большинство из них) высказываются, что законы им знать необязательно по причине своего несовершеннолетия. Ведущий обязательно должен сказать, что каждый человек, родившийся на территории любого государства, живущий в нем, признанный или не признанный гражданином, обязан жить в правовом поле данного государства, то есть подчиняться и признавать законы, принятые в этом государстве. Если гражданин, в том числе несовершеннолетний, живет на территории России, он обязан подчиняться законодательству Российской Федерации, основой которого является Конституция РФ. А для того чтобы признавать законы и жить по ним, нужно их знать.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННО-ГО ПОДРОСТКА»

Цель: Создание на основе представлений участников собирательного об-раза современного подростка.

Содержание: Подросткам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до последнего занятия. Ведущий объясняет, что этот портрет понадобится на последнем занятии, а для чего, ребята поймут сами.

Заметки для ведущего Могут возникнуть трудности в определении черт со-временного подростка. В этом случае нужно предложить ребятам посмотреть на своих соседей по парте.

УПРАЖНЕНИЕ «Я ХОЧУ — Я МОГУ»

Цель: Осознание подростками своих реальных желаний и возможностей.

Содержание: Участникам группы предлагается составить список своих желаний и возможностей. В группе проводится обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились». Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?» В обсуждении заостряется внимание на том, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворе-ние от своих действий, а нарушив их, он, напротив, будет иметь неприятности с законом.

Заметки для ведущего Если ребята напишут какие-то желания, противоречащие установленным моральным нормам, порицать их за это не следует. Но в обсуждении необходимо заострить внимание на том, что в случае желаний такого рода нарушаются права других людей.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «НА ЧТО Я ИМЕЮ ПРАВО»

Цель: Предоставление возможности осознать себя полноправным гражданином.

Содержание: Подросткам предлагается ответить на вопрос: «Когда человек приобретает права?» В группе обсуждаются все предположения участников.

Заметки для ведущего Обычно ребята называют всевозможные возрасты. Поправлять их не нужно. Когда будут названы все варианты, следует сказать, что права человек приобретает с момента рождения. По мере того как он взрослеет, изменяются и его права, а вместе с ними — обязанности и ответственность.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ»

Цель: Знакомство с основными международными и государственными законами защищающими права несовершеннолетних

Содержание: Ведущий предлагает вниманию участников общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства Российской Федерации, защищающие права несовершеннолетних, а также гражданские права и свободы. Ведущий может сказать следующее:

«Для охраны прав детей еще 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка. Государства, которые подписали эту декларацию, признавали любого человека, независимо от его национальности, вероисповедания, цвета кожи, пола, социального происхождения, полноправным гражданином своей страны, имеющим права и свободы.

Со временем происходили изменения некоторых пунктов Декларации, вносились поправки. В 1959 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию прав ребенка. В нашей стране Конвенция вступила в силу в 1990 году.

Государства — участники настоящей Конвенции — считают, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле. Государства, принявшие Конвенцию полностью, возложили на себя обязанности по обеспечению полного и гармоничного развития личности ребенка. Но так как большинство детей воспитываются в семьях, особое внимание уделяется именно семье. В нашей стране принят Семейный кодекс, в котором отражены права, обязанности и ответственность всех членов семьи. В законах не забыты и дети, оставшиеся без попечения родителей, заботу о которых взяло на себя государство. Они признаются полноправными гражданами и имеют равные со всеми права.

И в Конвенции, и в Семейном кодексе провозглашается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. По какой же причине дети должны быть окружены особым вниманием? В Конвенции указано: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».

Правовая защита ребенка, что это такое? А это, ребята, соблюдение его прав. Какими же правами обладаете вы? (Участники высказывают свои предположения.)

В первую очередь ребенок имеет право на жизнь, никто не имеет права отнять ее.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если это соответствует национальным обычаям. Есть национальные обычаи, по которым отчество присваивается по имени матери.

Ребенок имеет право на всестороннее развитие умственных и физических способностей, образование, на участие в культурной и творческой деятельно-сти, лечение досуг и отдых.

Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия и экстремизма, не воспитывают расовой и национальной неприязни.

И наверное, самым главным является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушаются его права. А за выполнением этих прав наблюдают Органы опеки и попечительства. Каждый ребенок может самостоятельно обратиться в эти органы, если его родители злоупотребляют своими правами — жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают его пищей, необходимыми вещами, не лечат.

Кроме этого, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка.

В этой части постоянно употребляется слово «ребенок». Пусть это вас не обижает. В Конвенции говорится о том, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону его страны он не достигает совершеннолетия раньше». В России ребенка до 14 лет принято считать малолетним, с 14 до 18 лет — несовершеннолетним, а молодых людей до 30 лет — молодежью. Таким образом, все вы обладаете правами, обязанностями и ответственностью. О вашей ответственности и обязанностях вы узнаете на следующих занятиях».



Заметки для ведущего У ведущего могут возникнуть внутренние барьеры, поскольку многие взрослые опасаются того, что, когда дети узнают о своих правах, они начинают манипулировать взрослыми. Поэтому важно помнить о том, что, помимо прав, есть еще и ответственность несовершеннолетних, информация о которой будет в данном блоке.

РЕФЛЕКСИЯ



Предыдущая — Следующая >>