Интеллектуальное и творческое развитие детей

Программа спецкурса по семейному воспитанию для старшеклассников "Когда мы станем взрослыми"

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа спецкурса по семейному воспитанию для старшеклассников "Когда мы станем взрослыми"

Программа спецкурса по семейному воспитанию для старшеклассников "Когда мы станем взрослыми"
Просвещение школьников — Курсы для школьников
(2 часа в неделю, всего 36 часов)

Составитель педагог-психолог Стрига И.И. СПЦ Фрунзенского р-на Минск 2004

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях семья переживает большие трудности: заметна тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, смещение моральных ценностей и ориентаций, ослабление педагогической деятельности по подготовке молодежи к семейной жизни, низкий уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей.

Программа занятий для старшеклассников по формированию ответственного сексуального поведения «Когда мы станем взрослыми» предлагается в качестве факультативного курса на базе социально-педагогического учреждения, призванного восполнить недостающее звено семейного воспитания.

Цель программы: профилактика рискованного сексуального поведения, подготовка молодых людей к семейной жизни.

Задачи:

  • знакомство учащихся с основными компонентами межличностного общения и их особенностями;
  • формирование представлений о физиологическом, психологическом и нравственном аспектах развития личности;
  • половое воспитание учащихся, формирование собственного отношения к проблемам секса и сексуальным отношениям;
  • выработка установки на здоровый образ жизни, устойчивости к давлению среды в области интимных отношений.

Занятия проводятся один раз в неделю с группой старшеклассников в количестве 8-12 человек. При проведении занятий используются такие формы работы как общее обсуждение вопросов, анализ и проигрывание ситуаций, привлечение возможностей игровой и арт-терапии, использование аудио- и видеоматериалов. Знакомство с детским социальным приютом, функционирующим в структуре социально-педагогического центра, и его воспитанниками является своеобразным катализатором самоопределения старшеклассников в вопросе о целях и задачах создания собственной семьи. Подобный социальный опыт позволит также увидеть реальную ценность собственных взаимоотношений с родителями.

Предполагаемые результаты:

выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;

развитие уверенности в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности,

формирование умения строить глубокие и надежные взаимоотношения;

приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;

повышение психолого-педагогической компетентности будущих родителей.

Ключевые понятия: физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/п

Название темы

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Восприятие себя и других

История моего имени

Физиологические и психологические изменения в период взросления

Социальное становление личности

Искусство общения с родителями

Конфликты и их последствия

Эмоциональный мир семьи

Семейные тайны

Репродуктивное здоровье

Планирование рождаемости в семье

Современные способы предохранения

Искусственное прерывание беременности

Сексуальность, проблема выбора

Ответственность и объективность

Любовь или зависимость

Как сохранить любовь

Развод. Как и почему это происходит

Как пережить расставание

Итого:

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Восприятие себя и других

Знакомство с методом работы в группе. Выработка правил работы в группе. Золотое правило взаимности. Поверхностный взгляд. Предвзятость. Взаимопонимание. Неоправданные ожидания. Быть понятым. Искренность. Уважение и любовь в общении.

Достижение согласия при решении групповой задачи. Получение информации относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе.

Тема 2. История моего имени.

Самопрезентация. Кто я? Мой жизненный девиз. Свобода принимать решения. Виды решений.

«Откуда я взялся» (видеофильм). География мифов о рождении. История моего имени. Рисуем имена.

Фантазия «Мой внутренний мир».

Тема 3. Физиологические и психологические изменения в период взросления

Подростковый возраст как кризисный период развития личности. Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте.

Что с нами происходит? Видеофильм «Что со мной происходит?»

Две ситуации из жизни девочки-подростка «День рождения», «Трагедия подруги».

Тема 4. Социальное становление личности

Социальная роль и становление мужчины и женщины. Мужественность и женственность как черты личности.

От девочки к женщине. От мальчика к мужчине.

Игра «Прогулка по лесу». Рисунок «самого важного».

Тема 5. Искусство общения с родителями.

Вечность проблемы отцов и детей. Представление об идеальном родителе и идеальном ребенке.

Умение говорить и умение слушать. Похвала и поддержка.

ВЫ-послания и Я-послания, их значение в установлении взаимопонимания. Как послать Я-сообщение. Пассивное слушание, активное слушание.

Тема 6. Конфликты и их последствия

Семья как группа (родители и дети, братья и сестры). Человеческие конфликты и их последствия. Искусство выигрывать и искусство проигрывать. Причины конфликтов в семье. Взаимопонимание как основное условие их предупреждения и разрешения. Умение прощать. Способы преодоления гнева и зависти. Критерии здоровья семьи.

Изобразить самое сильное впечатление, самое приятное воспоминание своего детства, историю своей жизни.

Тема 7. Эмоциональный мир семьи

Основные эмоции контакта адаптированной личности: доверие, любовь. Роль позитивных переживаний.

Основные эмоции дезадаптированной личности: гнев, страх, обида. Способы уменьшения стресса. Игра на достижение внутреннего равновесия. Пять простых шагов, избавляющих от постоянного чувства тревоги.

Анкета «Музыка в моей жизни».

Тема 8. Семейные тайны

Алкоголь и наркотики. Анкета «Что я знаю о наркотиках».

СПИД. Пути передачи вируса ВИЧ. Как защитить себя от СПИДа.

Психическое заболевание. Характерологические особенности личности.

Позиция подростка при отклонениях в функционировании семьи.

Нарушение прав ребенка, насилие в семье.

Тема 9. Репродуктивное здоровье

Видеофильм «Свидетельство о ранних днях жизни». Знаю ли я историю своего рождения.

Совместимость, понимание, принятие – параметры супружеской жизни. Сила и устойчивость супружеских отношений.

Тема 10. Планирование рождаемости в семье

Видеофильм «Естественный метод планирования семьи». Бесплатная контрацепция. Безопасность и экологичность физиологического способа планирования рождаемости в семье.

Тема 11. Современные способы предохранения

Видеофильм «Контрацепция». Современные способы предохранения от нежелательной беременности.

Случайные связи – оправдан ли риск? Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика.

Тема 12. Искусственное прерывание беременности

Видеофильм «Нерожденные хотят жить». Жить или не жить – кто решает. Оплатить проезд или заплатить штраф – последствия необдуманных решений.

Представление образа («Цветок»).

Тема 13. Сексуальность, проблема выбора

Видеофильм «От этого можно свихнуться».

Сексуальное поведение и нравственная ответственность человека. Самоконтроль в сексуальных отношениях.

Давление среды в области интимных отношений. Когда сказать «нет»?

Тема 14. Ответственность и объективность

Последствия добрачных сексуальных отношений. Видеофильм «Секс или воздержание».

Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг». Письмо герою публикации.

Анкета «Секс или воздержание».

Тема 15. Любовь или зависимость

Увлечение, влюбленность и любовь как психологические состояния.

Общее и различное в явлениях дружбы и любви. Первое проявление любви в жизни подростка. Безответная любовь. Чувство обиды и пути его преодоления. Доверие и границы дозволенного.

Сказка «Вор и маска». Инсценировка.

Свой вариант завершения истории.

Тема 16. Как сохранить любовь

Видеофильм «Как избавиться от парня за десять дней». Стратегии удержания – вредные советы. Освоение конструктивных способов взаимодействия с партнером. Модели поведения в процессе поиска достойного объекта любви.

Анкета «Какой парень тебе подходит».

Тема 17. Развод. Как и почему это происходит

Стадии переживания горя: шок, депрессия, гнев, примирение. Выражение чувств и переживаний без конфликтов и насилия. Осознание собственной ответственности за свои личностные проблемы. Повышение самооценки за счет получения обратной связи и поддержки от группы.

Чувство собственного достоинства. Уважение чувств других людей.

Упражнение «Мудрец».

Тема 18. Как пережить расставание

Упражнение — приключение «В неизведанное всей группой».

Значение дружеских отношений для человека. Моделирование образа «настоящей дружбы».

Коллаж «Наша группа».

Прощальная церемония.

Литература

  1. Пезешкиан Н. Психология повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб,: Речь, 2001. – 288 с.
  2. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение молодежи Беларуси. – Мн., 2000. – 40 с.
  3. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – 320 с.
  4. Сенько В.Г. Семейная педагогика: Программа и дидактический материал. – Мн., 2002. – 108 с.
  5. Самаль Е.В. Психология общения: Учеб.-метод. комплекс. – Мн.: ЗАО «Веды», 2003. – 72 с.
  6. Манцилова М.А. Планирование семьи и здоровье женщины. – М., 1988.
  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

Примерное содержание программы по занятиям

Занятие

Время (мин.)

1. Восприятие себя и других

90

Игры с именем

10

История игрушки

20

Правила работы в группе

10

Перерыв

10

Групповой рисунок

20

Интервью

10

Упражнения «Путаница», «Бом»

10

2. История моего имени

90

Рисунок имени

10

Откуда я взялся (видеофильм)

30

Перерыв

10

География мифов о рождении

10

История моего имени

10

Фантазия «Мой внутренний мир»

10

Упражнения «Алфавит», «Ку»

10

3. Физиологические и психологические изменения в период взросления

90

Необычные приветствия

10

Что со мной происходит? (Видеофильм)

30

Перерыв

10

Тест «Что вы за «птица»?»

10

Письмо сверстника

20

Упражнение «Браво» («Виват, король/королева»)

10

4. Социальное становление личности

90

Здравствуйте

10

«От девочки к женщине», «От мальчика к мужчине» (видеофильмы)

30

Перерыв

10

Прогулка по лесу

20

Рисунок

10

Упражнения «Восковая палочка», «Сидящий круг»

10

5. Искусство общения с родителями

9090c

Встаньте в круг

10

Идеальный родитель, идеальный ребенок

20

Похвала и поддержка

10

Перерыв

10

Умение слушать. Умение говорить (видеосюжет)

20

Упражнение в парах

10

Бланки обратной связи

10

6. Конфликты и их последствия

90

Комплимент

5

Тест «Конфликтная личность»

10

Упражнение «Поплавок в океане»

10

Мини-лекция

15

Перерыв

10

Победить дракона

20

Подари движение

10

Упражнение «Маяк»

10

7. Эмоциональный мир семьи

90

Пожелания

10

Тест «РОД»

20

Замороженный

10

Перерыв

10

Социограмма семьи

10

Генограмма

20

Фантазия «Розовый куст»

10

8. Семейные тайны

90

Приветствие без слов

10

Камень и перо

10

Свой театр

20

Перерыв

10

Как поступить

15

Тест Шмишека

15

Древо мудрости

10

9. Репродуктивное здоровье

90

Мы похожи, мы отличаемся

10

Свидетельство о ранних днях жизни (видеофильм)

30

Перерыв

10

Диалог со временем

10

Рисунок «Линия жизни»

20

Кубик

10

10. Планирование рождаемости в семье

90

Упражнение «Живые руки»

10

Планирование рождаемости в семье (видеофильм)

30

Перерыв

10

Упражнения на интуицию

30

Медитация «Ручей»

10

11. Современные способы предохранения

90

Упражнения на взаимодействие без слов

10

«Контрацепция» (видеофильм)

30

Перерыв

10

Я настоящий человек

10

Общий ритм

10

Медитация «Цветок»

20

12. Искусственное прерывание беременности

90

Упражнение «Приветствие в круге»

10

«Нерожденные хотят жить» (видеофильм)

30

Перерыв

10

Головомяч

10

Релаксация по Лейнеру

20

Упражнения «Поводырь»

10

13. Сексуальность, проблема выбора

90

«Да» или «нет»

10

От этого можно свихнуться (видеофильм, ч.1)

30

Перерыв

10

Кто быстрее?

10

Мозаика «Инициаторы и жертвы»

20

«Древо мудрости»

10

14. Основа взаимоотношений

90

Упражнение «Необычное приветствие»

10

От этого можно свихнуться (видеофильм, ч.2)

20

Солнце светит на …

10

Перерыв

10

Тест Айзенка

20

График темперамента

10

Упражнение «Массаж»

10

15. Любовь или зависимость

90

Упражнение «Это здорово!»

10

Секс или воздержание (видеофильм)

30

Перерыв

10

Игра «Вор и маска»

30

Проба пера «Конец сказки»

10

16. Как сохранить любовь

90

Мне нравится…

10

«Как избавиться от парня за десять дней» (видеофильм)

30

Перерыв

10

Две ситуации из дневника подростка

30

Упражнения «Пропасть», «Бурное течение»

10

17. Развод. Как и почему это происходит

90

Полянка

10

Статус семьи. Потери при разводе

15

Стадии переживания горя

15

Перерыв

10

Если друг оказался вдруг

30

Пишу тебе

10

18. Когда прощаются друзья

90

В неизведанное группой

10

Коллаж «Наша группа»

30

Перерыв

10

Медитация «Путь к вершине»

15

Скульптура «настоящей дружбы»

15

Фотография на память

10

Сладкий стол

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения для начала занятия

«Имя с прилагательным»

Цель: знакомство участников группы и тренера.

Время: 5—7 мин.

Процедура проведения. Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, активная Анна, серьезный Сергей. Прилагательные должны быть только позитивные.

Анализ: Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас.

«Приветствие»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу. Водящий выходит в круг. Один из участников подходит к нему и здоровается, пожимая руку. Другой рукой водящий приветствует следующего игрока. Этот следующий участник, пожимая свободную руку водящему, другой рукой приветствует третьего и так далее. Образуется новый круг, в котором игроки держатся за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «здравствуйте».

«Необычные приветствия»

Цель: формирование положительного эмоционального настроя на совместную работу.

Время: 10 мин.

Процедура проведения. Участникам предлагается выйти вперед и образовать круг. Включается медленная музыка. Участники под музыку свободно перемещаются по комнате. Игрокам необходимо поприветствовать друг друга различными способами: локтями, плечами, правой рукой, левой рукой, коленями, бедрами, носами, ушами. На выполнение каждого вида приветствия отводится по 1–2 минуты.

«Здравствуйте»

Цели: формирование положительного настроя на совместную работу; знакомство и активизация участников группы.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий играет роль водящего. Он становится в центр круга и здоровается с теми участниками, которые обладают определенными умениями или качествами (например: «Здравствуйте все те, кто умеет вышивать, любит смотреть сериалы, мечтает научится играть в большой теннис»). Те участники, к кому относятся приветствия, делают шаг вперед и громко здороваются с водящим. Затем они возвращаются на свои места. После этого выбирается новый водящий

«Импульс»

Цель: формирование положительного настроя на совместную работу.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу, взявшись за руки. Закрывают глаза. Ведущий, дотрагиваясь до плеча одного из игроков, выбирает водящего. Водящий легким пожатием руки отправляет «импульс» одному из своих соседей. Получивший «импульс» должен его отправить следующему. Импульс, проходя по кругу, в конечном счете возвращается к водящему, который вслух сообщает об этом. Затем выбирается новый водящий и т.д.

«Комплимент»

Цель: повышение самооценки; создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе.

Время: 5–7 мин.

Подготовка: все участники группы образуют 2 круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу.

Инструкция: «Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Игрок внутреннего круга говорит приятное партнеру, стоящему напротив. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и…» (называет то, что он в себе ценит). Это могут быть поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг».

Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда говорили другому комплименты?

Что вы чувствовали, когда комплименты говорили вам? Легко ли было реагировать на комплимент? Почему?

Пожелания»

Цели: активизация участников; формирование положительного настроя на совместную работу.

Время: 7 мин.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Каждому игроку поочередно предлагается высказать свои пожелания, ответив таким образом на вопрос: «Чего я жду от сегодняшней встречи?»

«Мы похожи, мы отличаемся»

Цель: повышение внутригруппового доверия, сплоченности членов группы.

Время: 10 мин.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение 3 минут каждой паре необходимо найти у себя 5 сходных и 5 отличных качеств. Причем оцениваться могут внешность, события и личностные качества. Затем поочередно каждая пара рассказывает группе о своих наблюдениях.

Анализ: Что было труднее найти — сходства или отличия?

«Приветствие без слов»

Цель: создать доброжелательную рабочую атмосферу; обратить внимание участников на ощущения и чувства, возникающие в результате прикосновения партнеров.

Время: 10 мин.

Оборудование: магнитофон, кассета с ритмичной музыкой.

Подготовка: участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встав лицом друг к другу.

Процедура проведения. Упражнение выполняется молча под музыку. Внешний и внутренний круг начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга игроки образуют пару. Ведущий просит их закрыть глаза.

Инструкция:

1) поздороваться с помощью рук;

2) положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнеру и улыбнуться.

Затем участники открывают глаза и продолжают двигаться дальше. После выполнения упражнения участники обмениваются чувствами.

«Это здорово!»

Цель: повышение самооценки; получение поддержки от группы.

Время: 1 мин.

Инструкция: «Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своем умении или качестве, которое он приобрел, посещая эти занятия. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец».

В круг выходят все участники по очереди.

Упражнения на групповую динамику

Развитие сотрудничества

«Групповая картинка»

Цель: развитие творческого воображения; сплочение группы.

Время: 10 мин.

Материал: 3 листа формата A3, маркеры.

Процедура проведения. Участники разделены на группы. Каждая группы выбирает 1–2 рассмотренных «вредных совета» и придумывает, как его изобразить в карикатурной форме так, чтобы все остальные участники могли отгадать, что это за «совет». Группа угадывает, какой совет изобразила данная команда.

«Коллективный рисунок»

Цель: развитие способности понимания эмоционального состояния другого человека и умения его выразить; развитие навыков сотрудничества.

Время: 10–15 мин.

Материалы: листы, карандаши.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Перед каждым расположен лист бумаги и карандаши. Участникам предлагается придумать и нарисовать образ несчастной любви.

Через 3 минуты по сигналу ведущего (хлопок) каждый участник передает свой незаконченный рисунок соседу справа. Сосед справа добавляет что-то свое в рисунок, по сигналу передает дальше. Лист должен обойти всех участников и вернуться к автору, который и завершает работу.

По окончании упражнения работы вывешиваются на доску.

Анализ: Какой рисунок вам нравится больше: первоначальный вариант или то, что получилось в конце? Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

«Победи своего дракона»

Цель: развитие умения выделить имеющиеся у себя негативные качества, препятствующие конструктивному взаимодействию с мальчиками; нахождение путей их коррекции.

Время: 15 мин.

Материалы: простые и цветные карандаши, ручки, листы.

Подготовка: участники сидят в кругу. Перед каждым лежит чистый лист и карандаши.

Инструкция: «Внутри каждого из нас живет дракон. У каждого он свой. Он может быть большим или маленьким, спокойным или вспыльчивым, с разным количеством голов и окраской. Как вы думаете, кто такие эти драконы? Это наши недостатки, которые мешают нам конструктивно общаться с мальчиками. Давайте закроем глаза на минутку и представим себе нашего дракона. Какой он? Откройте глаза. Перед вами чистый лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на верхней половине листа своего дракона таким, каким вы его представляете. Придумайте имя своему дракону. Это имя должно соответствовать названию того недостатка, который он характеризует».

После выполнения — демонстрация работ.

Инструкция: «Подумайте и разработайте план борьбы с вашим драконом. Запишите в нижней части листа по пунктам все, что уже сейчас вы можете сделать для того, чтобы его победить».

По окончании работы зачитывание программ по выбору.

Анализ: Какие качества повторялись у участников? Как вы думаете, почему?

Прозвучали ли на наших занятиях конкретные советы, которые помогут вам победить вашего дракона? На каких?

«Браво»

Цель: получение поддержки от группы; повышение самооценки.

Время: 1 мин.

Подготовка: участники стоят в кругу. В центре круга стоит стул.

Инструкция: «Мы все были в театре, на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Я считаю, что каждый из нас сегодня заслуживает аплодисментов. Я приглашаю каждого поочередно подняться на стул, а группе — поаплодировать».

Анализ: Что ты чувствовал, находясь в центре круга? Что было при этом труднее всего?

Упражнения на совершенствование взаимодействия

Упражнение «Мой сосед справа»

Цель: повышение уровня взаимопонимания и согласованности действий участников; развитие внимания.

Время: 10 мин.

Материал: магнитофон, кассета с энергичной музыкой.

Процедура проведения. Участникам предлагается потанцевать. По хлопку ведущего каждый должен имитировать то танцевальное движение, которое в момент сигнала выполнял сосед справа, затем танец продолжается. Игра заканчивается, когда к каждому участнику вернется его собственное движение.

Анализ: Были ли сложности в выполнении задания? С чем, как вы думаете, они были связаны?

Упражнение «Свой театр»

Цель: совершенствование умений прямого непосредственного и свободного взаимодействия.

Время: 15 мин.

Материал: 3 карточки со сценариями.

Подготовка: ведущий делит участников на 3 группы.

Процедура проведения. Участникам предлагается сделать инсценировку предложенных сценариев.

Упражнение «Головомяч»

Цели: развитие навыка сотрудничества и согласованности действий; совершенствование синхронности и точности восприятия.

Время: 10 мин.

Материал: воздушные шары.

Подготовка: участники разбиваются на тройки. Каждой тройке выдаются воздушные шары.

Инструкция: «Ложитесь на пол друг напротив друга на живот — так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите шарик точно между вашими головами. Ваша задача — поднять шарик и встать самим. Вы можете касаться шарика только головами, постепенно поднимаясь».

Упражнение проводится всеми группами одновременно.

Анализ: при обсуждении выявляются те группы, которые с заданием не справились, и те трудности, с которыми столкнулись все игроки.

Упражнение «Комплимент»

Цель: сплочение группы, формирование положительного настроя на совместную работу.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий предлагает придумать и сказать комплимент соседу слева. Комплименты не должны повторяться.

Анализ: Трудно ли было говорить комплименты? Почему? Приятно ли было слушать комплименты в свой адрес?

Техника «мозгового штурма»

Цели: дать возможность найти новые пути решения проблемы и выработать адекватную модель поведения в обществе молодого человека; развитие творческого мышления.

Время: 15–20 мин.

Материал: плакат «Принципы «мозгового штурма»», 4 листа формата A3, маркеры.

Принципы «Мозгового штурма»

  • Выработайте, как можно больше идей.
  • Все идеи записываются.
  • Ни одна идея не отрицается.
  • Ни одна идея не обсуждается — для них еще придет время.

Подготовка: ведущий делит участников на 3 группы. Каждая группа располагается за своим рабочим столом. На доске закреплен плакат с принципами «мозгового штурма».

Процедура проведения. Ведущий знакомит участников с принципами работы. Каждой группе предлагается выбрать председателя, спикера, секретаря и таймера.

Функции председателя:

  • следить за тем, чтобы группа не отклонялась от темы обсуждения, соблюдала принципы «мозгового штурма»;
  • поощрять участие каждого.

Функции секретаря:

  • записывать идеи, предложения разборчиво, аккуратно;
  • использовать ключевые слова и фразы участников группы.

Функции спикера:

  • излагать ясно, кратко и лаконично идеи и предложения,
  • выдвинутые группой.

Функции таймера:

  • следить за временем, отведенным на дискуссию.

Затем ведущий предлагает группам поработать над проблемой: «Как вести себя в обществе молодого человека», найти приемлемые пути решения. Время — 5 минут. Каждый участник предлагает группе свою идею. Председатель следит за тем, чтобы ни одна идея (на данном этапе) не комментировалась, не оценивалась, не отвергалась (даже самая фантастическая). Секретарь составляет общий список идей. По окончании работы группы представляют свои идеи.

В процессе обсуждения ведущий просит участников всех команд высказать отношение к идеям из списка: уточнение, развитие идеи, позитивные стороны, критические замечания, контраргументы, содержательная оценка. Проясняются непонятные идеи и рекомендации. Исключаются повторения. При итоговом обсуждении группами составляется на отдельном листе общий список рекомендаций, выработанных всеми командами. Он вывешивается на доску и зачитывается ведущим.

Анализ: Какие затруднения возникли в процессе работы? Что помогло с ними справиться? Что вы чувствовали, когда оценивали предложенные идеи?

Ведущий благодарит за хорошую работу и предлагает похлопать самим себе.

Упражнения на рефлексию

«Я стоящий человек»

Цель: формирование позитивного отношения к своему «я»; дать возможность самовыражения.

Время: 10 мин.

Процедура проведения. Каждый участник поочередно произносит три раза фразу «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.

«Пишу тебе»

Цель: получение обратной связи от группы; обмен чувствами и впечатлениями.

Время: 10 мин.

Материал: листы, ручки.

Процедура проведения. Каждому дается лист бумаги. Сверху подписывается имя. По сигналу ведущего участники передают листы соседу слева. На полученных листках снизу они пишут свои пожелания или мысли относительно того человека, чье имя написано на листке. По второму сигналу ведущего участники подворачивают нижний край листа на ширину написанного послания и передают налево. Таким образом, в итоге каждый получает «групповое письмо».

Дается время на чтение полученных писем.

«Карточки обратной связи»

Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии.

Время: 10 мин.

Материал: бланки с табличками для каждого участника, ручки.

Процедура проведения. Участникам предлагается проанализировать занятие по трем направлениям, заполнив три колонки карточки. По окончании работы можно зачитать карточки по желанию.

Анализ: Легко ли было выполнить задание? Почему?

На заполнение какой колонки ушло больше времени? Какие мысли вас удивили?

«Кубик»

Цель: развитие способности к самоанализу и рефлексии.

Время: 5–10 мин.

Материал: бумажный кубик, на каждой грани которого написаны вопросы: 1. Что происходило? 2. Что нового узнали? 3. Что не понравилось? 4. Чему научились? 5. Как применять? 6. Как работали?

Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Ведущий бросает одному из игроков кубик. Водящий рассматривает грани с вопросами. Выбирает вопрос, на который ему хотелось бы ответить, показывает эту грань остальным и отвечает. Затем бросает кубик любому другому игроку.

Анализ: Какие вопросы сегодня прозвучали чаще? Почему?

Упражнения для завершения занятия

(Обратная связь, сплочение)

«Это хорошо, это плохо…»

Цель: развитие умения выражать свои чувства; получение обратной связи от группы.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает найти плохое и хорошее в безответном чувстве. Первому участнику нужно построить предложение, завершив фразу по желанию: «Это хорошо, что…» и «Это плохо, что…».

Второму участнику предлагается повторить 2-ю часть фразы первого игрока и добавить свою, начиная со слов: «И это хорошо, что…». Такой же алгоритм выполнения задания дается остальным игрокам.

«Полянка»

Цель: прощание с участниками тренинга.

Время: 5–7 мин.

Материал: листы, карандаши, ножницы, ватман, клей.

Подготовка: на доске закреплен лист ватмана.

Процедура проведения. Участникам предлагается нарисовать на листах свой любимый цветок и подарить его группе. Для этого каждый участник вырезает свой цветок и приклеивает на «полянку» (лист ватмана на доске).

«Общий ритм»

Цель: повышение сплоченности группы.

Время: 1 мин.

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего делает один хлопок, за ним следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, как будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. В завершение возможно одновременное отбивание ритма всей группой.

«Древо мудрости»

Цель: обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Время: 10 мин.

Материал: плакат с изображением дерева, к кроне которого приклеены листочки-кармашки; ручки, листы.

Подготовка: к доске прикреплен плакат, на столах — листы и ручки.

Процедура проведения. Участникам предлагается сформулировать и написать на листочках любые вопросы для игроков — по изученным темам или впечатления о тренинге. Через 2–3 минуты ведущий собирает свернутые листочки с вопросами и вставляет их в кармашки дерева. Затем участники поочередно выходят к доске, вытаскивают любой вопрос наугад, читают его и отвечают.

«Подари движение»

Цель: развитие паралингвистических средств общения; повышение уровня сплоченности.

Время: 7–10 мин.

Материал: магнитофон, кассета с быстрой музыкой.

Процедура проведения. Ведущий выходит в круг и выполняет любые однотипные движения в течение 15–20 секунд. Все остальные участники повторяют эти движения. Затем ведущий выбирает следующего водящего, который выходит в круг и придумывает свое движение. Каждый игрок должен побывать в роли водящего.

«Чем мы похожи»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности.

Время: 5–7 мин.

Процедура проведения. Участники группы стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос» (или наши имена начинаются на одну и ту же букву и т.д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Анализ: Как вы себя чувствовали, когда старались найти нечто, вас объединяющее?

Было ли у вас несколько вариантов ответа, так что приходилось выбирать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>