Программа "Здоровье – здоровый образ жизни" | Обучение и развитие детей

Программа "Здоровье – здоровый образ жизни"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты Программа "Здоровье – здоровый образ жизни"
Программа "Здоровье – здоровый образ жизни"
Профилактическая работа психолога в школе — Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты
Комплексно-целевая программа «Здоровье – здоровый образ жизни»

(УО «Государственная общеобразовательная средняя школа №12 г.Новополоцка«)

Автор-составитель: Киселева Е.А.,

методист УО «НГОСШ №12»

 

Направление деятельности

Целевая установка (задачи)

Содержание основной деятельности (перечень основных форм работы по направлениям)

Учащиеся

Учителя

Родители, социум

Физкультурно-оздоровительное

Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам

  1. Занятия (уроки по физическому воспитанию)
  2. Физкультурные паузы на уроках (с учётом возрастных, физиологических, психологических особенностей учащихся)
  3. Проведение Дней здоровья
  4. Работа спецгруппы по физическому воспитанию
  5. Работа школьных спортивных секций (баскетбол, волейбол, легкая атлетика)
  6. Деятельность турклуба
  7. Создание оздоровительного лагеря при

    школе
  8. Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации)
  9. Деление классов в параллелях по уровням физического развития
  10. Привлечение учащихся к занятиям в городских спортивных секциях, клубах
  11. Внедрение типоспецифической методики проведения занятий по физическому воспитанию (работа в группах учащихся одного типа конституции) – «Народное образование № 9–10, 98, стр.188
  12. Гимнастика до начала учебных занятий, подвижные игры на переменах для младших школьников
  13. Участие в спортивных соревнованиях (городских, областных)
  1. Оказание помощи классным руководителям в планировании физкультурного раздела работы с учащимися класса с учётом плана физкультурно-спортивной работы школы
  2. Дни здоровья
  3. Организация спортивных секций для учителей (шейпинг), групп здоровья
  4. Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления.
  5. Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения школьников приёмам личной самодиагностики.
  6. Создание условий для посещения тренажёрных залов, саун, профилакториев
  1. Проведение Дней здоровья
  2. Привлечение родителей к участию в турпоходе.
  3. Организация спортивных секций для родителей и детей (секции выходного дня)
  4. Проведение спортивных игр среди детей, родителей, учителей
  5. Консультации по итогам диагностик физического развития детей
  6. Семинары по обмену опытом формирования ЗОЖ и физической активности в семье.
  7. Разработка индивидуальных планов с детьми, имеющими отклонения в здоровье (физические упражнения)
Реабили-тационно-профилактическое

Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников

  1. Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям
  2. Выделение классов здоровья и «нездоровья» (по наблюдениям врача). Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года
  3. Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности
  4. Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) — вплоть до диетического питания по рекомендации врача
  5. Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции
  6. Психологический тренинг для учащихся
  7. Осуществление профориентации с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей учащихся
  8. Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем
  9. Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели)
  10. Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся
  11. Разработка мед службой индивидуальных
  1. Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям «Урок здоровья» – здоровый урок» по программе здоровьесберегающей педагогики
  2. Создание кабинета психологической разгрузки в школе.
  3. Организация работы по вопросам психотерапии учителей, регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.
  4. Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах
  5. Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)
6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация груди здоровья для учителей. Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма

  1. Ежегодный профосмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями города
  1. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию  установки на совместную работу  со школой с целью решения  медико-психологических проблем развития детей
  2. Проведение медицинской службой консультаций для родителей по итогам медицинских осмотров и наблюдения за здоровьем детей
  3. Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.
  4. Привлечение родите к участию в создании интерьера школы, классов, облагораживанию пришкольной территории
Реабилитационно профилактическое

Внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников

  1. Ежегодные комплексные медосмотры учащихся с последующими рекомендациями классным руководителям, учителям-предметникам, родителям.
  2. Выделение классов здоровья и «нездоровья» (по наблюдениям врача). Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года
  3. Работа по созданию режима учебных занятий и самостоятельной работы детей, обеспечивающего сохранение высокого уровня работоспособности
  4. Обеспечение необходимого санитарно-гигиенического режима (подбор мебели, влажная уборка, освещённость, тепловой режим, рациональное питание) – вплоть до диетического питания по рекомендации врача
  5. Обучение школьников приёмам личной самодиагностики, само регуляции
  6. Психологический тренинг для учащихся
  7. Осуществление профориентации с учётом состояния  здоровья  и  психофизических особенностей учащихся
  8. Выявление одарённых и дальнейшее продвижение их таланта при систематическом наблюдении за их здоровьем
  9. Работа по улучшению интерьера школы, классов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели
  10. Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся
  11. Разработка мед службой индивидуальных схем оздоровления учащихся
  12. Создание банка данных детей с отклонениями в здоровье
  13. Дальнейшая работа по созданию психологического центра
  1. Организация научно-практической подготовки учителей по направлениям «Урок здоровья» – здоровый урок» по программе здоровьесберегающей педагогики
  2. Создание кабинета психологической разгрузки в школе.
  3. Организация работы по вопросам психотерапии учителей регуляции психического состояния учащихся и саморегуляции учителя.
  4. Проведение консультаций для учителей по результатам медицинских осмотров и итогам медицинской и психологических диагностик учащихся с обязательной постановкой новых целей и задач в развитии детей в физическом, психическом аспектах
  5. Консультации для учителей по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников).
  6. Оздоровление педагогического коллектива (традиционные Дни здоровья, индивидуальные программы оздоровления и консультации врача, тренинги для учителей), организация групп здоровья для учителей. |
  7. Информирование педагогического коллектива о состоянии и профилактике заболеваемости и травматизма.
  8. Ежегодный проф. осмотр учителей узкими специалистами, заключения договора о сотрудничестве с медицинскими учреждениями города
  1. Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями по созданию установки на совместную работу со школой с целью решения медико-психологических проблем развития детей.
  2. Проведение медицинской консультации для родителей по итогам медицинских  осмотров и наблюдений за здоровьем детей.
  3. Индивидуальные консультации и беседы  психологов с родителями.
  4. Привлечение родителей к участию в создании интерьера школы классов, облагораживанию территории
Культурно-просветительное и общевалеологическое

Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди  учащихся, их родителей и педагогов

  1. Включение в содержание образования школьной валеологии, интегрирующей

    возрастную анатомию, физиологию и психологию, школьную и коммунальную гигиену за счёт введения спецкурсов.
  2. Проведение циклов классных часов по валеологической тематике, обучению ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.
  3. Школьные валеологические семинары, конференции, выпуск школьной газеты «Здоровье — залог оптимизма».
  4. Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.
  5. Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.
  6. Внедрение валеологических знаний в учебные дисциплины.
  7. Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ
  1. Валеологическое образование педагогов и школьного персонала. Внедрение валеологических технологий в учебно-воспита-тельный процесс.
  2. Разработка системы критериев и введение валеологического анализа урока.
  3. Оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.
  4. Проведение практикумов, лекториев для учителей по вопросам школьной валеологии, информирование учителей об адапционных изменениях психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации школьников в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д.
  1. Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение  для  выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)
  2. Вооружение родителей основами психологопедагогических, медицинских знаний (конференции, семинары, психологические тренинга, мед. консультации для родителей.
  3. Индивидуальная работа с асоциальными семьями
Экологическое

Формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе

  1. Включение в учебный план школы экологических спецкурсов
  2. Деятельность экологического клуба.
  3. Создание экологической библиотечки школы, работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.
  4. Выпуск экологических газет или постоянно действующая экологическая рубрика в школьной газете.
  5. Активизация  внеурочной деятельности (проведение экологических игр, конкурсов, викторин).
  6. Проведение в школе ежегодной экологической конференции.
  7. Природоохранная деятельность учащихся на территории школы и микрорайона (рейды экономии, экологические десанты,

    сбор тревожной информации).
  8. Привлечение  учащихся к облагораживанию пришкольной территории (создание школьного парка, Альпийской горки, реконструкция клумб и т.д.).
  9. Экологизация учебно-воспитательного процесса на основе внедрения проектной

    технологии природоохранительной направленности
  10. Экскурсии в заповедники, научные учреждения, на производства по тематике рационального природопользования и охраны природы.
  1. Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.
  2. Проведение ежегодных семинаров — практикумов по пропаганде экологических знаний для учителей.
  3. Организация временных творческих групп учителей по экологическому воспитанию.
  4. Проведение конкурсов методических разработок по организации природоохранительного просвещения
  1. Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города
  2. Привлечение родителей к планировке и облагораживанию пришкольной территории.
  3. Работа по пропаганде логических знаний среди жителей микрорайона (выпуск рекламных щитов, плакатов, экологические десанты в домах микрорайона, индивидуальные беседы и лекции для родителей силами творческих групп учителей и членов экологического клуба)
  4. Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями
Мероприятия, проводимые на протяжении всего учебного года

  1. Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).
  2. Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).
  3. Работа по профилактике травматизма.
  4. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.
  5. Работа специальных групп по физическому воспитанию.
  6. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.
  7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.
  8. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.
  9. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.
  10. Работа факультативов по здоровому образу жизни
  11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.
  12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.
  13. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.
  14. Разработка межпредметного проекта «Планировка пришкольной территории», «Повестка 21 для школы».
  15. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.
  16. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.
  17. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).
  18. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания (см. Приложения).
  19. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».
  20. Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).
Использование инновационных технологий

Проведение классных часов рекомендуется по методу социального взаимодействия, который основан на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.

Основные принципы данного метода

  1. Ведущая роль в воспитании отводится внешней среде, социуму (сверстники, педагоги, родители).
  2. Учёт естественной потребности каждого человека в самовыражении, самосовершенствовании.
  3. Сознательное поведение ребёнка определяется мыслью — целью (если ребёнку привить мудрые мысли – цели, то он будет ими руководствоваться в своём поведении).
  4. Учёт логики мыслительной деятельности (сначала необходимо вызвать эмоциональное переживание, затем дать возможность ребёнку заговорить с самим собой, далее слово трансформируется в мысль).
Используя комплексный подход, систематичность и поэтапность, разнообразия форм и методов, учитывая возрастные особенности учащихся, школа может и должна активно влиять на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.

Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.