Программа "Здоровье и дети" | Обучение и развитие детей

Программа "Здоровье и дети"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты Программа "Здоровье и дети"
Программа "Здоровье и дети"
Профилактическая работа психолога в школе — Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы, безопасность страны, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.

Интенсификация обучения – один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся – проявляется в разных формах. Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников – общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

 

Неэффективно построенная система физического воспитания приводит к снижению двигательной активности школьников, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, приобретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и многих других недугов.

Близок к профилактическим программам, используемым в образовательных учреждениях экономических развитых стран, и комплексный подход к укреплению и охране здоровья учащихся в Беларуси.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья  детей и подростков являются:

  1. научно-методическое обеспечение;
  2. законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие  сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;
  3. создание  условий для благоприятного роста и развития детей в школе;
  4. использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
  5. формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;
  6. эффективное медицинское обеспечение в школе.
Можно выделить различные стратегии работы школ по сохранению и укреплению здоровья учащихся:

  1. стратегия вынужденных мер;
  2. стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы (реализуется в форме медицинской и психолого-педагогической модели).
Обе модели не являются антагонистическими по отношению друг к другу и в идеальном варианте дополняют друг друга. Но под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, а иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.

  1. Принцип ненанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Принцип триединого представления о здоровье.
  4. Принцип непрерывности и преемственности.
  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
  8. Принцип формирования ответственности.
  9. Принцип отсроченного результата.
  10. Принцип контроля результатов.
Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

  1. проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;
  2. проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;
  3. проблему питания школьников;
  4. проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);
  5. проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
  6. проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии:

  1. медико-гигиенические (МГТ);
  2. физкультурно-оздоровительные (ФОТ);
  3. экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);
  4. обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
  5. здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).
Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия технологии разделяются на  4 группы.

  1. Защитно-профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий).
  2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным).
  3. Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).
  4. Информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья).
Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающий педагогики. Определить их представляется возможным, исходя из родового понятия – образовательные технологии.

ЗОТ – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Программа «Здоровье и дети»

(УО «Россонская ГОСШ им. П.М.Машерова»)

Цели: объединение усилий педагогов, родителей, самих учащихся по улучшению здоровья; формирования здорового образа жизни школьников.

Задачи:

— формировать основы здорового образа жизни у школьников;

— прививать ребенку навыки заботы о своём здоровье;

— приучать детей адекватно реагировать на опасные ситуации окружающей среды;

— усиливать работу с родителями по формированию здорового образа жизни ребёнка;

— активизировать психолого-социальную помощь детям;

— развивать физическую культуру, спорт, туризм.

1. Организационно-массовая работа

1. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (школьные медработники — 2 раза в год).

2. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеурочной работы, методов обучения и воспитания, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы – постоянно).

3. Включать в структуру учебных и воспитательных занятий оздоровительные элементы (учителя школы – постоянно).

4.Предусмотреть открытие факультативов, кружков по программе обучения учащихся основам здоровой и счастливой жизни. «Природа и человек», «Фитотерапия и фитодиета против радиации», «Здоровье» и др. (директор школы и завучи – постоянно).

5. Проводить углубленные медицинские осмотры детей и подростков узкими специалистами (директор школы, медработники ТМО —1 раз в год).

6. Разработать индивидуальные рекомендации для каждого ребёнка с учётом особенностей психофизического развития (психолог — сентябрь, октябрь, ежегодно).

7. Анализировать состояние здоровья детей и подростков на заседании педсовета школы (медработники школы — январь, ежегодно).

8. Обеспечить выполнение учебных программ по проведению специальных занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ (директор, завучи школы — постоянно).

9. Регулярно проводить Дни (Недели) здоровья (директор школы, классные руководители – апрель).

2. Методическая работа

1. Учителям школы, классным руководителям использовать основные направления воспитательной работы (январь – февраль).

2. Периодически обсуждать с учителями школы работу по реализации программы (администрация школы).

3. Обеспечить соблюдение гигиенических требований к составлению расписания учебных занятий (администрация – постоянно).

4. Выполнять гигиенические требования к организации обучения и воспитания детей (администрация – постоянно).

5.Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ (ТМО, администрация – постоянно).

6.Оказывать организационную, методическую помощь детским организациям, органам ученического самоуправления, общественным организациям в формировании у молодёжи ЗОЖ (администрация, классные руководители – ежегодно).

3. Пропаганда здорового образа жизни

Мероприятия по профилактике СПИДа, венерических заболеваний

1. Обеспечить тематической информацией педагогический и ученический коллективы по вопросам профилактики СПИДа и венерических заболеваний (ТМО, администрация, учителя биологии — постоянно).

2. Предусмотреть проведение мероприятий, акций, приуроченных к ежегодному Всемирному Дню профилактики СПИДа (1 декабря).

3. Классным руководителям наметить в планах различные формы нравственно-полового воспитания учащихся (администрация, классные руководители — постоянно).

4. Использовать культурно-просветительские мероприятия для работы по профилактике СПИДа, венерические заболеваний, по повышению общей культуры учащихся, формированию ЗОЖ (зам. директора школы по воспитательной работе — постоянно).

5. Определить содержание и формы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками по пропаганде ЗОЖ, подготовке к семейной жизни (зам. директора школы, классные руководители — постоянно).

Профилактика близорукости и оздоровление детей и подростков с нарушением зрения

1. Проводить инструктаж учителей, классных руководителей по вопросам профилактики близорукости у детей (школьные медработники — ежегодно).

2. Широко внедрять методы массовой профилактики нарушения зрения, во время занятий проводить комплекс упражнений для глаз (администрация, учителя — постоянно).

3. Проводить систематическую работу по выполнению санитарно-гигиенических правил, направленных на укрепление и охрану здоровья детей и охрану зрения (администрация).

Профилактика курения, алкоголизма, наркомании

1. Вести информационно-пропагандистскую работу по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения (администрация, медработники — постоянно).

2. Использовать массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи (администрация, классные руководители — постоянно).

3. Проводить совместные с общественными организациями, медработниками мероприятия, акции к ежегодному Международному дню борьбы с курением —31 мая (администрация, ТМО – ежегодно).

4.Предусматривать мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков (администрация, классные руководители — ежегодно).

5. Организовать тематические выставки научно-популярной литературы по проблемам курения, алкоголизма, наркомании (библиотекари школы — постоянно).

4. Здоровье и окружающая среда

1. Принимать участие в международных экологических акциях (администрация — постоянно).

2. Обеспечить участие детей и подростков в операции «Зеленая аптека» (администрация, классные руководители — постоянно).

3. Проводить операции: «Ель», «Первоцвет», «Забота» (администрация, учителя биологии — декабрь, апрель — июнь).

4. Обеспечить проведение конкурса плакатов и рисунков на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» (классные руководители, учителя биологии).

5. Практиковать конкурсы, викторины с использованием Книг рекордов «Где, когда, почему?» (классные руководители, учителя биологии —1 раз в год).

6. Организовывать выставки конструкций, поделок, изготовленных из бросовых и подручных материалов (классные руководители, воспитатели — 1 раз в год).

7. Проводить классные часы, беседы на темы: «Птицы — наши друзья», «Лес – наше богатство», «Что мы оставим потомкам?», «Редкие растения Республики Беларусь и их охрана», «Существует ли зависимость между здоровьем и окружающей средой?», «Как уберечь себя от нитратов?», «Экология и мы» (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).

8. Обеспечить формирование представления о запасах энергетических и сырьевых ресурсов, глобальных проблемах человечества, воспитании бережного отношения к природным богатствам, окружающей среде, материальным ресурсам, об охране памятников природы (классные руководители, учителя химии, биологии — ежегодно).

9. Вовлекать детей в практическую деятельность по охране окружающей среды (зам. директора, классные руководители — ежегодно).

10. Знакомить учащихся с основными правилами поведения в природе, формировать у них готовность и умение заботиться о зеленых насаждениях, ухаживать за птицами, животными (классные руководители, биологи — ежегодно).

11. Вести работу по изучению флоры и фауны района (администрация, учителя биологии — постоянно).

12. Формировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния среды (учителя биологии — постоянно).

13. Практиковать работу кружков по следующим направлениям: «Лекарственные растения», «Охрана растительного и животного мира», «Зеленые насаждения и окружающая среда» (администрация — ежегодно).

14. Организовать многодневные походы, походы выходного дня на лоно природы (администрация, классные руководители — ежегодно).

 

5. Укрепление здоровья детей

1. Определить количество детей, которые имеют право на бесплатное оздоровление и санитарно-курортное лечение (администрация, медработники школы — постоянно).

2. Проводить оздоровление детей в школьных лагерях, санаториях области, республики (администрация — ежегодно).

3. Усилить работу по наблюдению за здоровьем, питанием, воспитанием детей в социально неблагополучных семьях, привлекать к ней ИДН (администрация, медработники школы, социальный педагог — постоянно).

6. Санитарно-технические и санитарно-гигиенические

мероприятия  по охране здоровья детей

1. Рассаживать учащихся с учетом состояния здоровья и роста (медработники школы, классные руководители — постоянно).

2. Контролировать соблюдение режима проветривания в учебном классе и кабинете (администрация — постоянно).

7. Организация питания

1. Вести работу по удешевлению школьного питания за счет продукции, выращенной на учебно-опытных участках, в таблицах и т.д. (администрация, учителя с/х труда).

2. Для обеспечения рационального и сбалансированного питания школьников разрабатывать недельные, перспективные меню для различных возрастных групп в соответствии с рекомендациями (организация питания в учебных заведениях) (работники школьной столовой — постоянно).

3. Организовать диетпитание для нуждающихся учащихся (директор – постоянно).

4. Систематически осуществлять контроль качества блюд (администрация, медработники — постоянно).

5.Обеспечить участие детей и подростков в операции «Зеленая аптека», практиковать выращивание на опытных участках школ лекарственных растений, а также их сбор в лесах; использовать фитонирование в школьном питании как противорационное средство (администрация — постоянно).

8. Работа с родителями

1. Организовывать встречи родителей и работников ГАИ по профилактике ДТП с участием детей (зам. директора, социальный педагог —1 раз в год).

2. Включить в план работы с родителями изучение и реализацию законов: «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха» и др. (администрация, классные руководители — ежегодно).

3. Обеспечить изучение с родителями на лекториях следующих тем: «Основные принципы ЗОЖ и методика их формирования», «О пагубном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека», «Профилактика заразных, кожно-венерических заболеваний и СПИДа», «Актуальные вопросы сохранения сексуального здоровья детей» и др. (администрация, ТМО — ежегодно).

4. Постоянно доводить до сведения родителей результаты медицинского осмотра школьников узкими специалистами, содействовать выполнению рекомендаций врачей (медработники школы, классные руководители — ежегодно).

9. Физкультурно-оздоровительная работа

Работа с кадрами

1. Анализировать состояние физического воспитания учащихся на педсовете (администрация —2 раза в год).

2. С целью повышения квалификации физкультурных кадров организовать конкурс педагогического мастерства учителей физкультуры (администрация — постоянно).

3. Проводить диагностику физического развития и здоровья детей (администрация — ежегодно).

4. Организация профориентационной работы среди учащихся по специальности «Физическая культура» (администрация, учителя физкультуры — постоянно).

5. Проводить работу по подготовке физического актива (учителя физкультуры — постоянно).

6. Организовать поиск и подготовку одаренных в спортивном отношении детей для передачи их в высшее звено спортивной подготовки (учителя физкультуры — постоянно).

Учебная работа

1. Обеспечить отбор форм организации урочной и внеклассной работы, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков (учителя школы — постоянно).

2. Включать в структуру учебной и воспитательной работы элементы оздоровительной направленности (учителя школы — постоянно).

3. Организовать углубленное медицинское обследование детей и подростков (администрация, медработники школы, ТМО – 2 раза в год).

4. Обеспечить выполнение программ по физической культуре детьми СМГ (администрация, учителя физкультуры — постоянно).

5. Проводить пропагандистскую работу среди учителей и подростков о вреде курения, алкоголя, наркотиков для организма человека и о перспективе занятий физической культурой и спортом (учителя физкультуры, биологии — постоянно).

Спортивно-массовая работа

1. Организовать смотр-конкурс уровня физической подготовленности учащихся (учителя физкультуры, администрация — май, ежегодно).

2. Проводить конкурс на высший зачетный балл среди выпускников 4, 9, 11 классов (учителя физкультуры, администрация – май, ежегодно).

3. Обеспечить качественное проведение уроков физкультуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, внеклассных и внешкольных занятий физкультурной и спортом (администрация — постоянно).

4. Организовать проведение дней и Недель здоровья, соревнований по ОФП (администрация, учителя физкультуры — постоянно).

5.Проводить физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия во время каникул «Каникулы – пора спортивная» (администрация, учителя физкультуры – май, ежегодно).

6.Обеспечить систему стимулирования занятий физкультурой‚ спортом (администрация – постоянно).

Источник: Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 61с.