Программа "Школа здоровья" | Обучение и развитие детей

Программа "Школа здоровья"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты Программа "Школа здоровья"
Программа "Школа здоровья"
Профилактическая работа психолога в школе — Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты
Пояснительная записка

Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто.

Сократ.

Здоровье- основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье- дело не только личное, но и общественное. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека, это капитал, данный нам природой, и теми условиями, в которых мы живём. По мнению профессора, доктора медицинских наук И.И.Брехмана, именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства.

Здоровый образ жизни… Это словосочетание в настоящее время на устах и на слуху у всех и не напрасно. Общеизвестно удручающее состояние здоровья в нашей стране, особенно детей.

Местом формирования здоровья ребенка сегодня является не только медицинские учреждения и семья, где знания и опыт родителей часто недостаточны, но и система образования. Поэтому в настоящее время решение проблемы сохранение и развитие здоровья детей становится актуальным не только для родителей, но и для педагогического коллектива образовательного учреждения.

Школа должна способствовать воспитанию хороших привычек, а затем и формированию потребности в здоровом образе жизни.

Информационная карта проекта

1. Название проект: Образовательно-воспитательный проект «Школа здоровья»

2. Цель проекта: Создание ценностно-ориентационного пространства культуры здорового образа жизни, способствующего сознательному и бережному отношению подростков к своему здоровью, и к здоровью окружающих. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Задачи проекта:

oСформировать отношения учащихся к здоровому образу жизни как к важнейшей социальной ценности.

oРасширить круг информированности и образованности учащихся по проблемам здорового образа жизни.

oСоздать здоровьесберегающую среду для своего здоровья и здоровья окружающих.

oПрофилактика зависимостей.

4. Участники проекта: Дети и подростки, занимающие активную и лидерскую позиции в движении за здоровый образ жизни, учащиеся стоящие на учете в ИДН, ВШУ, из «группы риска» и дети находящиеся в социально опасном положении.

5. Партнеры: ЦРБ, РОВД, Коррекционно — реабилитационный центр, РК 00 БРСМ, БРПО.

6. Адресат: Дети среднего и старшего школьного возраста

7. Краткая идея проекта: Участником предстоит пройти обучение в «Школе здоровья», что позволит каждому вспомнить, познать и расширить свои знания по вопросам здорового образа жизни. Совершенствовать свой опыт ребята смогут при разработке, подготовке и проведении различных мероприятий, акций, для младших школьников. По итогам обучения и участия в проекте учащемуся присваивается игровой титул-достижения и вручается «Ключ к Крепости здоровья».

Схема составляющих по формированию здорового образа жизни

Воспитание

культуры

поведения



Физическая культура и спорт

Учебно-воспитательная работа



Формирование

здорового образа

жизни

Оздоровительные мероприятия

Работа с

родителями

Внедрение

новых

технологий

Список участников проекта

1.  С. Юлия                          8«В»

2. Г.Максим                         8 «Б»

3. К.Николай                          7 «Б»

4. Г.Сергей                               8 «Б»

5.  Т.Иван                                 9 «Г»

6. З.Антон                            9 «Б»

7. Г. Максим                       8 «Б»

8. А. Владимир                         9 «В»                            

9. Ч.Дмитрий                         9 «В»

10.  К.Павел                               9 «Г»

11. Б.Артем                             9 «Д»

12.  С. Александр                    11 «Б»

13. П. Наталья                 11 «Б»

14. Ц. Анна                           11 «Б»

15. П. Анастосия                  11 «Б»

Кураторы проекта

1. Кравцова Валентина Николаевна — педагог-организатор гимназии.

2. Максименко Елена Васильевна — социальный педагог.

3. Фиалковская Лариса Николаевна- педагог- организатор.

4. Французова Елена Анатольевна- педагог- психолог.

План работы проекта «Школа здоровья»

гимназии № 1 г.п.Белыничи

на 2007/2008 учебный год

Цели:

oсоздание ценностно-ориентационного пространства культуры здорового образа жизни, способствующего сознательному и бережному отношению учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих;

o пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

oсформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образ жизни;

oсформировать отношения учащихся к здоровому образу жизни как к важнейшей социальной ценности;

oрасширить круг информированности и образованности учащихся по проблемам здорового образа жизни;

oсоздать здоровьесберегающую среду для своего здоровья и здоровья окружающих.

oпрофилактика зависимостей (никотиновой, алкогольной, наркотической и др.)



п.п

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1

Ток — шоу «Вопрос — ответ» (с участием работников ЦРБ).

12.09.07г

педагоги-организоторы

фельдшер

2

Участие в кинолекториях

в теч.года

Классные руководители

3

Участие в районных и областных мероприятиях, акциях, проектах

в теч.года

Классные руководители

4

Спортландия «В здоровом теле — здоровый дух»

08.10.07г

Учителя физкультуры

5

Практикум «Чтобы не было беды» (профилактика ДДТТ)

26.10.07г

Педагоги-организоторы

6

Игра — соревнование для младших школьников «Быстрые и умные».

14.11.07г

Учителя физкультуры

7

Занятие с элементами тренинга «Мои права и Я».

22.11.07г

Педагог-психолог

8

Игра — викторина «Будь осторожен!»

06.12.07г

Социальные педагоги

9

Познавательное мероприятие для младших школьников «Экспресс здоровья»

20.12.07г

Классные руководители

10

Игра — путешествие «Путешествие в страну здоровья»

14.01.08г

Учителя физкультуры

11

Вопрос — ответ» (с участием инспектора ИДН, участкового инспектора)

24.01.08г

Социальные педагоги

12

Круглый стол «Ценности, права, ответственность»

11.02.08г

Педагоги-организаторы

13

Занятие с элементами тренинга «Чем я отличаюсь от других»

22.03.08г

Социальные педагоги

14

Тренинг личностного роста

17.04.08г

Педагог-психолог

15

Цикл занятий «Без алкоголя»

23.04.08г

Классные руководители

16

Игра «Ценная реакция» ( профилактика ВИЧ/СПИД)

15.05.08г

Педагог-психолог

Программа «Школа здоровья»

2007-2008г

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Детское население является наиболее ранимой возрастной группой и самой чувствительной к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

На сегодняшний день остро стоит проблема формирования здоровья детей в общеобразовательных учреждениях. Статистика показывает, что в последние годы резко возросла среди школьников заболеваемость гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% школьников наблюдается увеличение щитовидной железы, у каждого четвёртого отмечены хронические заболевания, более 60% имеют функциональные отклонения. Увеличивается процент детей, страдающих заболеваниями, получившими у медиков название «школьных», ─ это нарушение осанки и зрения. К пятому классу нарушение осанки наблюдается у 40% школьников. Более 200 первоклассников имеют нервно-психические отклонения. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93%. В результате 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения в выборе профессии, более 50% допризывников противопоказана служба в армии (по данным доклада министра образования на I съезде учителей РБ). В условиях экологически неблагополучной Беларуси вопрос сохранения здоровья потенциала нации приобретает особую актуальность.

Изменения в состоянии здоровья школьников являются отражением комплексного влияния факторов окружающей среды (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), среди которых не последнее место занимает организация обучения в школе.

Перспектива активизации работы по предупреждению негативной динамики состояния здоровья школьников и распределения их по группам здоровья обязывают школу исходить из двух взаимосвязанных положений ─ образования и оздоровления, основные цели которых не являются независимыми, так как всестороннее, глубокое, полноценное образование возможно только при наличии здоровья, действительное же оздоровление не достижимо без надлежащего образования.

Если мы хотим направить выбор детей на здоровье и здоровый образ жизни, то должны уважать их как граждан с правами на здоровы/ и ответственностью за него и искать такие подходы и методики, которые помогли бы этому. Совместная деятельность помогает понять, что дети знают о здоровье, что их беспокоит и интересует больше всего, что они хотели бы сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта ─ в неформальном, партнёрском взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Всё вышеизложенное обусловило необходимость разработки программы «Школы здоровья».

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа ставит следующие цели:

создание необходимых условий для обеспечения нормального развития и жизнедеятельности детей;

путем соответствующего благоустройства школьных помещений, игровых площадок, столовой, принятия надлежащих мер безопасности и др.

обеспечение знаний основ здоровья и здорового образа жизни благодаря современными методиками уроков и внеклассных мероприятий;

формирование потребностей у школьников, учителей и родителей в соблюдении принципов здорового образа, в сознательном отказе от саморазрушающего поведения.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Выполнение программы и реализация её мероприятий должна обеспечить выполнение следующих задач:

формировать у участников программы убеждение в престижности здорового поведения и воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

обеспечите методическое сопровождение по ЗОЖ, привлекая к этой работе весь педагогический коллектив и инновационную группу;

обеспечите благоприятные для работы и учёбы условия;

повысить эффективность профилактической работы по предупреждению заболеваемости и обеспечит качественное медицинское обслуживание;

создать коррекционноразвивающую среду для детей с особенностями развития; обеспечить реабилитацию и социальную защиту больных детей;

создать систему физического воспитания;

улучшить питание школьников с учётов витаминизации и сбалансированности;

дать возможность всем школьникам раскрыть наиболее полно свои физические, психологические и социальные возможности, содействовать формированию хороших взаимоотношений внутришкольных субъектов, а также между школой, семьёй и местной общественностью.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге реализации программы предполагается, что школа будет удовлетворять следующим критериям:

вовлечение коллектива школы и семей в оздоровительный процесс;

укрепление здоровья;

снижение распространённости табакокурения, потребления алкоголя и других вредных привычек, уменьшение заболеваемости;

создание отвечающей требованиям санитарии и гигиены школьной среды и комфортной атмосферы межличностных отношений;

накопление достаточного и отвечающего современным требованиям дидактики методического обеспечения для формирования ЗОЖ, развитие всего образовательного потенциала;

активная позиция учеников к своему здоровью и здоровью окружающих.

В «ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ» проектируется личностный рост и итог — результат по следующим ступеням.

1. Организационный период

Осознал важность разумного отношения к своему здоровью. Определил свои вредные привычки.

Готов работать под девизом «Здоровье-образ жизни»

2. Основной период

Включился в деятельность.

Овладеваю способами передачи информации.

Учусь выполнять своё поручение.

З. Взаимодействую с товарищами.

Пробую себя в познавательно-творческой деятельности.

Осознаю важность эмоционально-ценностных отношений.

Учусь самоанализу.

4. Сотрудничаю в процессе деятельности.

Осваиваю новые способы деятельности.

Учусь оценивать активность товарищей.

Способствую внимательным и бережливым отношениям.

5.Вношу инициативы.

Контролирую своё поведение.

Организую различные способы деятельности.

Могу оценивать себя и свой коллектив.

6.РЕЗУЛЬТАТ — «Я БУДУ ЗДОРОВ»

Я знаю много об опасных привычках и здоровом образе жизни.

Я могу действовать один, с товарищами, в коллективе.

Я убеждён в необходимости здорового образа жизни и готов его пропагандировать.

Авторы программы Государственное учреждение образования «Гимназия № 1 г.п.Белыничи»