Интеллектуальное и творческое развитие детей

Программа "Клуб молодой семьи"

На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Клуб молодой семьи"

Программа "Клуб молодой семьи"
Работа с родителями — Программы для родителей
ПРОГРАММА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Молодой семьей считается брачный союз, где оба супруга состоят в первом браке до 9 лет включительно, а их возраст не превышает 32 лет. Эта группа браков весьма неустойчива: если принять все совершаемые разводы в Российской Федерации за 100 %, то они дают 65 – 67 % всех разводов. Этим обстоятельством и вызвано особое внимание к молодой семье. Первые шаги молодой семьи заключаются в том, что происходит процесс взаимной брачной адаптации супругов друг к другу. Она включает в себя следующие моменты:

– адаптация к характеру и темпераменту партнера;

– адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;

– адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», цели и смыслу жизни партнера;

– адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;

– адаптация к профессиональной деятельности и профессиональным интересам брачного партнера;

– адаптация к родителям и ближайшим родственникам партнера;

– адаптация к друзьям, товарищам, коллегам супруга (супруги).

В процессе совместных свободных дискуссий и обсуждений следует вычленить положительный опыт слушателей в процессе взаимной адаптации. Это одна из первых и важнейших задач, которые стоят перед «Клубом молодой семьи».

Дискуссионной проблемой в молодой семье является распределение домашнего труда. Следует вызвать слушателей на откровенный разговор по этой проблеме.

Финансовые проблемы молодой семьи – одна из животрепещущих проблем, особенно, когда речь идет о «карманных» деньгах мужа и жены. Следует устроить обмен мнением и опытом слушателей по этому вопросу. Далее: как эффективно и рационально распределить финансовые средства семьи – одна из тем обсуждений и дискуссий. Самое трудное и главное – умело, гибко, тактично, обобщающе подвести итог дискуссии.

Как достичь в семье согласия, понимания, согласованности в действиях и поступках относительно общих целей и задач семьи. Какие задачи решаются супругами в первую, вторую и третью очередь. В этом отношении опыт каждой семьи имеет определенную ценность, и задача руководителя семинара попытаться обобщить этот опыт после поведенной дискуссии и обсуждения.

Во втором цикле занятий (в нашей программе – второй раздел) рассматривается комплекс проблем становления материнства и отцовства. При этом основное внимание уделяется проблемам материнства, так как в дошкольном детстве решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит матери. На это обстоятельство следует обратить особое внимание: из-за ряда финансовых, жилищных трудностей, а также других личных проблем женщина может (бессознательно) не «принимать» ребенка, относиться к нему холодно, равнодушно, даже враждебно и агрессивно, так как он явился причиной многих дополнительных трудностей, то есть является катализатором всех жизненных трудностей и неприятностей. «Нежеланный ребенок» – это множество будущих психологических проблем как для матери, так еще в большей степени для ребенка. Темы, поставленные на обсуждение в этом разделе, требуют особой тактичности и осторожности. Главная задача – скорректировать поведение матерей в положительную сторону по отношению к ребенку, смягчить психологическое отчуждение матери и ребенка.

Самостоятельное и обстоятельное обсуждение заслуживает обсуждение роли отца в семье, особо обратив внимание на то обстоятельство, что половую дифференциацию в воспитании девочек и мальчиков (сознательно, а больше всего бессознательно) вносит отец, так как для матери все дети одинаково любимы независимо от их пола. Это ее дети. Как правило, материнская любовь безусловна («Я их люблю, потому что я их родила и они мои дети»). Отцовская любовь условна («Я тебя люблю, потому что ты слушаешься меня», «я тебя люблю, потому что ты хорошо учишься» и т. д. И т. п.

Данная программа нацелена на всестороннее обсуждение многочисленных проблем молодой семьи. При этом внимание уделяется различным сторонами жизни молодой семьи, различным ее социальным функциям.

Одна из задач таких обсуждений – укрепление супружеских взаимоотношений, успешное домостроительство и способствование успешной адаптации супругов друг к другу. Особое внимание уделяется молодой семье как воспитательной среде. Поэтому особое внимание уделяется детско-родительским отношениям в молодой семье и формированию личности ребенка.

Очень важными являются и проблемы становления материнства, позиции (отношения) матери к ребенку. При этом уделяется много внимания психологии взаимоотношений матери и ребенка в различные периоды детства. На специальном занятии нужно обсудить вопросы посильного участия ребенка в домашнем труде и воспитания навыков самообслуживания в процессе такого участия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПО ПРОГРАММЕ «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

№ п/п Название разделов и тем программы Часы

1.1.

1.2.

1.3.

1.4. Раздел I. Современная молодая семья и ее проблемы

Молодая семья ее первые шаги.

Экономические и хозяйственно-бытовые проблемы молодой семьи

Супружеские взаимоотношения в молодой семье

Молодая семья как воспитательная среда 5

1

1

1

2

2.1.

2.2.

2.3.

2.4. Раздел II. Материнство, отцовство, отношения с детьми

Детско-родительские отношения в молодой семье и формирование личности ребенка

Проблемы становления материнства и отношение матери к ребенку

Мать и ребенок: психология взаимоотношений в различные периоды детства

Роль отца в семейном воспитании детей 6

2

1

2

1

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6. Раздел III. Проблемы семейной педагогики

Цели, задачи, содержание воспитания детей в семье

Участие ребенка в домашнем труде и формирование у него способностей совместной деятельности

Формирование навыков и способностей детей в процессе семейного досуга и отдыха

Развитие способности ребенка к общению в семейной группе

Формирование у ребенка нравственных чувств

Психогигиена детей и психопрофилактика детских неврозов 10

2

2

2

1

1

2

Всего 21 час

ТЕМА 1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПЕРВЫЕ ШАГИ

Социально-демографическая характеристика молодежи, вступающей в брак. Особенности добрачного поведения молодежи. Места знакомства. Проблемы выбора брачного партнера по возрасту, образованию, социальному положению. Социальная, экономическая, профессиональная, этико-психологическая зрелость молодежи: основные проблемы.

Брачные роли, взаимные права и обязанности. Ожидания и притязания молодых супругов. Стереотипы мужского и женского поведения, особенности сексуального поведения мужчин и женщин. Социально-психологические проблемы материнства и отцовства. Мужчина, муж и отец в семье. Женщина, жена и мать в семье.

Материальные и жилищные проблемы молодоженов. Доходы и расходы молодой семьи. Характер помощи родителей молодоженам. Типы отношений новобрачных к своим родителям. Кооперация и сотрудничество молодой семьи с семьями родителей. Стремление молодой семьи к автономии. Распределение домашнего труда между мужем и женой в молодой и родительских семьях. Критические ситуации в жизни молодой семьи. Рождение ребенка и новые проблемы. Молодая семья и государство: меры помощи и их ограниченность. Профилактические меры социальной работы с молодой семьей.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Социально-экономические условия жизни семьи: уровень жизни, доходы, жилищные условия, обеспечение товарами народного потребления, сфера бытового обслуживания, степень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями.

Бюджет современной семьи и его распределение по различным статьям расходов. Роль и значение домашнего хозяйства в жизни современной семьи. Обслуживание и самообслуживание членов семьи. Распределение домашнего труда между супругами. Взаимопомощь и кооперация в семье. Доходы и расходы молодой семьи, необходимость самоограничений.

Семья как первая ячейка потребления материальных и духовных благ. Структура и характеристика материальных и духовных потребностей молодых семей. Готовность к самоограничению.

Экономические основы современной семьи и профессиональная деятельность супругов. Особенности сочетания профессиональной деятельности женщин с их семейными и, прежде всего, материнскими обязанностями. Помощь молодого мужа своей жене в ведении домашнего хозяйства и в уходе за ребенком. Размеры свободного времени. Время для воспитания детей в семье и другой творческой деятельности.

Организация домашнего труда и самообслуживания, распределение труда и обязанностей между супругами, детьми и другими членами семьи. Воспитание и самовоспитание в семье, формирование у детей потребностей в труде, самообслуживании, посильной помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.

ТЕМА 3. СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Семья и эмоционально-психологические потребности личности (потребность в доверительно-дружеском общении; потребность в близких людях; потребность быть любимым, уважаемым, ценимым; потребность в психической и эмоциональной поддержке).

Сексуальная жизнь в браке. Потребность в детях: содержание потребности, ее функции и значение для личности. Потребность во взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации. Характеристика потребности в самоутверждении и самореализации.

Степень удовлетворения эмоционально-психологических потребностей и устойчивость брака. Неудовлетворенные потребности и дезорганизация супружеской жизни.

Основные понятия о критических ситуациях в семье. Понятие о социально-психологической депривации в случае неудовлетворенных потребностей супругов. Концепция удовлетворенности браком через удовлетворение различных потребностей супругов. Удовлетворенность браком и социальные и социально-психологические факторы, ее определяющие (любовь, дружба, ласка, нежность, забота, понимание, согласие, уступчивость, необходимость компромиссов). Сравнительный анализ благополучных и неблагополучных браков.

Нравственно-психологические основы семьи и понимание членами семьи семейного долга и ответственности. Обычаи, нравы, традиции, этнические и культурные нормы как регуляторы семейного поведения.

Воспитание нравственного поведения как воспитание свободы выбора и ответственности за этот выбор; воспитание альтруизма, гуманизма, чуткости, заботливости о близком человеке, преодоление собственных эгоистических интересов и намерений.

Нравственное отношение в семье и отношение к другому человеку как к самому себе, уважение, забота и внимание к членам семьи, бескорыстная помощь, проявление сочувствия и сострадания, глубокое понимание душевного состояния близких людей. Характеристика способности заботиться о близких людях, ее роль и значение в семейной жизни.

 

ТЕМА 4. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Семейная среда, стиль родительского поведения, социально-психологический климат семьи. Родители как главные субъекты социализации и воспитания ребенка. Поведение отца и матери в повседневной жизни. Воспроизведение поведения родителей их детьми. Психологические проблемы и психологическая сущность авторитета родителей.

Проблема ответственности родителей перед ребенком и обществом. Диалектика родительской власти и авторитета: семейная анархия, дисциплина, принуждение. Власть родителей над ребенком на различных этапах его развития. Стили взаимоотношений родителей и детей. Стиль воспитательных функций отца.

Личность матери, ее потребности, духовный мир, ценностные ориентации, потребности и интересы. Психологическая зрелость личности женщины-матери, ее духовность и воспитанность. Современные требования к женщине-матери. Мать как воспитатель, защитник, утешитель, помощник.

Психологический симбиоз матери и ребенка. Ребенок в сфере действия психической ауры матери. Эмоциональные связи матери и ребенка. Эмоции матери и эмоции ребенка. Потребности матери и потребности ребенка: взаимодействия и противоречия.

Темперамент и характер матери, его влияние на темперамент и характер ребенка. Общение матери и ребенка на различных этапах раннего детств. Роль и значение материнской любви для полноценного психического развития ребенка. Различные роли матери: защитницы, утешительницы, доверительного лица и собеседника, судьи и прокурора, наставника и психотерапевта. Воспитательный стиль матери.

Различные виды патологии материнского чувства и неприятия ребенка. Нелюбимый ребенок и его психологические особенности.

Функции и роли отца в семье. Традиции, нравы, обычаи различных культур, относящиеся к роли отца в семье. Отец и дети в патриархальной (традиционной) и современной молодой семье. Особенности отцовской любви по сравнению с материнской. Воспитательная функция отца.

Алкоголизация мужчин и женщин и ее последствия для семейной жизни. Процесс вытеснения мужчины из семьи, отчуждения отца и мужа от семейных обязанностей. Проблемы лидерства и главенства женщины и мужчины в семье. Причины падения авторитета мужа и отца в семье.

Влияние особенностей супружеских взаимоотношений и на стиль воспитания в семье. Типичные ошибки в семейном воспитании. Дефекты воспитания в неблагополучной молодой семье.

ТЕМА 5. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, совместного труда. Исходя из этого, одна из главных задач семейного воспитания состоит в том, чтобы развивать у ребенка способности и навыки к кооперативной, совместной, коллективной деятельности, так как вся его жизнь будет протекать в различных группах и коллективах.

Социально-педагогическая адаптация ребенка к различным группам и коллективам предполагает формирование у него определенных способностей:

1) способности к общению;

2) способности к эмоциональному интеллектуальному познанию других людей;

3) способности к эмпатийным переживаниям (сочувствие, сострадание, сопереживание, соучастие и др.);

4) способности заботиться о других людях и учитывать их интересы;

5) способности к самоконтролю, самодисциплине, самопознанию, самокоррекции собственного поведения.

Развитие указанных выше общих социально-психологических адаптационных способностей является основой адаптированного поведения. Недостаточное развитие этих способностей порождает различные формы дезадаптивного поведения.

В ходе семейного воспитания эгоистический тип поведения ребенка должен быть разумно ограничен формированием трех социально одобряемых типов поведения:

1) элоцентрический (allos – другой), характеризующийся заботой о других людях;

2) альтруистическим типом поведения, который характеризуется жертвой своих интересов ради интересов близких людей (например, материнская любовь к ребенку);

3) социоцентрическим типом поведения, которое учитывает общие интересы групп (коллективов), различных социальных общностей.

Итак, в процессе семейного воспитания должно быть достигнуто следующее: контроль родителей за поведением ребенка должен превратиться в самоконтроль, внешняя регуляция поведения ребенка должна превратиться в саморегуляцию; внешняя дисциплина, осуществляемая родителями, должна перейти в форму самодисциплины; деятельность под патронажем взрослых должна замениться самодеятельностью; обслуживание ребенка членами семьи должно замениться самообслуживанием; внешнее обучение и внешнее познание должно превратиться в самообучение и самопознание. От эгоистических форм поведения ребенок должен постепенно перейти к социально-ориентированным формам, в которых учитываются как интересы других людей, так и интересы больших и малых групп, различных социальных общностей, что и характеризует психологически зрелое поведение. Основная цель семейного воспитания – формирование психологически зрелой личности. Определения понятия. Основные характеристики и критерии психологически зрелой личности, адаптивного и дезадаптивного поведения.

ТЕМА 6. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Характеристика основных родительских позиций и установок по отношению к ребенку:

1) принятие и любовь;

2) явное отвержение;

3) излишняя требовательность;

4) чрезмерная опека.

Отношение родителей к ребенку и способы управления поведением ребенка (поощрения и наказания, и наказания, автономия и жесткий контроль, уважение – неуважение и др.). Прямое и косвенное внушение, применяемое родителями. «Трансляция» родителями ребенку собственного образа ребенка. Система родительских «приговоров», положительных и отрицательных оценок. Их влияние на формирование самосознание ребенка, уровня ожиданий и уровня притязаний (определение этих понятий).

Родители и другие взрослые путем косвенного и прямого внушения «транслируют» ребенку свой собственный образ ребенка, вооружая ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий. Они также «вооружают» ребенка частными и общими целями, которым стоит стремиться, образцами и идеалами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовать.

Семейная идентичность как совместный баланс представлений, планов, взаимообязанностей, намерений, воспоминаний, которыми характеризуется семейное «Мы». «Я» ребенка первоначально напоминается содержанием именно в рамках семейного «Мы» в процессе реального становления ребенка как члена семейной структуры.

Социально-психологические роли в семье: Родители, Дети, Отец, Мать, Ребенок, Сын, Дочь, Брат, Сестра. Семейные диады (подсистемы) Мать – Отец, Мать – Дочь, Мать – Сын, Отец – Дочь, Отец – Сын. Особенности эмоционально-психических отношений в каждой диаде.

Единственный ребенок в семье и его психологические особенности. Психологические особенности второго, третьего ребенка. Достоинства многодетной семьи. Проблемы взаимоотношений братьев и сестер в семье.

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МАТЕРИНСТВА И ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ

Проблема становления материнства и его зрелости – проблема не количества, а скорее качества опыта, который несет в себе женщина, ставшая матерью. Конечно, это прежде всего опыт жизни (и воспитания) в родительской семье. У зарубежных психологов такой опыт описывается в терминах «родительская программа», «семейный сценарий» и др. (Э. Берн). Это глубоко интимная, субъективно окрашенная, иногда плохо осознаваема часть материнского опыта, которая присутствует в жизни любой женщины-матери. То же самое относится к мужчинам и их отцовскому опыту. Вместе с тем опыт материнства насыщается действиями, переживаниями, представлениями, связанными с реальным периодом ожидания ребенка, его появления и организацией ухода и воспитания. Главные моменты – это психологическая готовность стать матерью; степень эмоционального принятия ребенка после акта рождения; педагогическая и психологическая компетентность матери в процессе его воспитания, зависимость – независимость от других членов семьи, тонкость и гибкость в выборе отдельных тактик. Безусловно, в свое поведение мать приносит многое не только из родительской семьи, на нее влияют и другие члены семьи, семейное окружение: взаимодействие с мужем, его родственниками, особенности самого ребенка, его родителя.

Материнское отношение (по Кошелевой А.Д., Алексеевой Л.С.) – это:

1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентаций как устойчивых конструктов сознания прежде всего в отношении ребенка: ребенок как самоценность или же отношение к нему занимает подчиненное отношение в иерархии иных мотивационных отношений (профессиональных, престижных и т.д.);

2) особенности сложившейся структуры личности матери или отдельных черт личности, опосредствующие появления у нее тех или иных установок и отношений, например рационализм или эгоистичность либо, наоборот, высокая чувствительность, эмпатийность, внушаемость и т.д.;

3) наконец, система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия, которые осуществляются как ситуативный двухсторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребенка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.

Материнское отношение – чрезвычайно сложный объект для психологического исследования …ибо вбирает в себя многообразие чувств, представлений, способов действия, установок. Это итог того или иного пути, который пройден женщиной, ставшей матерью.

Безусловно, важную роль играет и ряд других факторов, например, социокультурное окружение, особенности супружеских отношений, индивидуальные психологические особенности развития ребенка.

Материнское отношение в значительной мере задает структуру детско-родительского взаимодействия, которое можно организовать на самом различном основании, что позволит затем выделить доминирующие действия и состояния как матери, так и ребенка. Другими словами, и «репертуар» и «тональность» действий матери, адресуемой ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания.

Достаточно емкую характеристику материнскому отношению дают Кошелева А.Д. и Алексеева Л.С. «Материнское отношение – это прежде всего выраженность эмоциональной взаимосвязи матери и ребенка и ее качественные особенности». С этой точки зрения важнейшими параметрами материнского отношения выступают:

1) выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку, и их модальные характеристики (например, поддержка, подавление, отвержение или агрессия);

2) эмоциональность матери в целом (неэмоциональна, эмоциональна. Но уравновешена, аффективна, конфликтна);

психологическая дистанция между матерью и ребенком, прежде всего эмоциональная, затем пространственно-физическая.

Далее, цитируемые авторы обращают внимание на особенности доминирующих действий, взаимодействие с доминирующими эмоциональными переживаниями (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакты, игровое взаимодействие и т.д.)

3) способность матери к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса (может ли защищать при столкновении с опасностью, агрессивной средой, умеет ли распределять собственные эмоции между ребенком, средой и другими людьми).

ТЕМА 8. МАТЬ И РЕБЕНОК: ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

И ОБЩЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА

Психологический симбиоз матери и ребенка в данном детстве. Ребенок в сфере действия психологической ауры матери. Эмоциональные связи матери и ребенка. Эмоции матери и эмоции ребенка. Роль матери в удовлетворении развивающихся потребностей ребенка.

Структура материнских чувств. Материнская любовь и забота как фактор полноценного развития ребенка в раннем детстве.

Функции и роли матери по отношению к ребенку: мать как воспитатель, педагог, учитель, наставник. Мать как носитель социокультурных стандартов поведения, норм, правил, традиций. Особенности репрессивных функций матери.

Мать как доверительное лицо, как старший друг, старшая подруга, собеседница. Мать в роли защитницы и утешительницы. Психотерапевтические функции матери.

Динамика постепенного освобождения ребенка от материнской опеки.

Авторитет матери на различных этапах детства. Любовь к матери как основа альтруистических и гуманистических чувств.

ТЕМА 9. РОЛЬ ОТЦА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Особенности отцовской любви к детям по сравнению с материнской любовью. Особенности поведения мужчины в семье: «деловой» «прагматический», «инструментальный» характер этого поведения. Преобладание прагматических и рассудочных аспектов поведения над эмоциональными. Хозяйственно-бытовые навыки, умения, способности и их передача детям. Наглядный, конкретный, опытный подход к общению. Обучение мальчика отцовским умением, навыкам, умениям путем совместной работы и соучастия, активного наблюдения.

Особенности отношения отца к ребенку в зависимости от его пола. Отношение отца к дочери, отношение отца к сыну: естественная половая дифференциация.

Роль отца в организации отдыха и досуга семьи. Выходы в лес, на рыбалку, по грибы, на прогулки.

Роль отца в домашнем хозяйстве и его работа на садово-дачном участке. Роль отца в гражданской и общественной ориентации ребенка. Отец как представитель всего сообщества «Взрослых».

ТЕМА 10. УЧАСТИЕ РЕБЕНКА В ДОМАШНЕМ ТРУДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ У НЕГО СПОСОБНОСТЕЙ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Семья как малая социальная группа. Семейные роли как системы прав и обязанностей. Понятие жизнедеятельности семьи как интегральная характеристика всех видов деятельности внутри семьи. Разделение труда в семье. Совместная деятельность в семье и включение ребенка в эту деятельность. Характеристика совместной (кооперативной) деятельности. Условия достижения общих целей и задач. Понимание ребенком своих обязанностей в семейной групповой деятельности, понимание общих целей и задач. Координация матерью или отцом вклада в общее дело каждого участника. Согласование усилий, координация намерений. Понимание ребенком условий и обстоятельств, необходимых для успешной совместной деятельности, готовность подчиняться требованиям, ограничениям, связанных с совместной деятельностью. Приспособление ребенка к участникам совместной семейной деятельности, подчинение своих индивидуальных интересов общим интересам семьи.

Формирование трудовых навыков и умений путем участия в домашнем труде и самообслуживании. Обучение навыкам, умением со стороны матери. Практическое обучение навыкам и умением под руководством отца. Овладение ребенком практическими хозяйственно-бытовыми навыками.

ТЕМА 11. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА И ДОСУГА

Семейный досуг и отдых как использование свободного времени. Проблемы организации семейного отдыха и досуга.

Подготовка семейных праздников и их использование в воспитательных целях. Участие детей в организации и проведении семейных праздников.

Семейное посещение выставок, музеев, концертов, театров и их значение в эстетическом воспитании детей.

Контроль за отбором телепередач, обсуждение с детьми их содержания.

Чтение книг в семье. Подбор литературы для детей разных возрастов. Формирование потребности в чтении книг.

Детские игры в семье как важный вид самостоятельной деятельности детей. Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, интеллектуальные игры. Формирование положительных навыков и умений через игру. Развитие детского творчества в процессе детской игровой деятельности.

Семейные «мастерские» для мальчиков и девочек. Развитие потребности в творчестве и созидании формирования трудолюбия, инициативы, настойчивости в достижении целей деятельности.

Организация детских праздников с элементами театральных представлений. Детские праздничные («маскарадные») костюмы и их создание. Обеспечение девочек и мальчиков, необходимыми инструментами и материалами.

Семейные выходы в лес, на речку, организация семейных походов и их воспитательное значение.

ТЕМА 12. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ В СЕМЕЙНОЙ ГРУППЕ

Психологические характеристики общения. Функции общения: 1) информационно-коммуникативная: прием-передача информации; 2) регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; 3) аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека.

Семейное общение и его функции:

1) контактная;

2) информационная;

3) побудительная;

4) координационная;

5) функция понимания

6) амотивная (обмен эмоциями);

7) установление взаимоотношений;

8) оказания влияния.

В процессе семейного общения осуществляется также функция самовыражения, ориентированная на поиск и достижение взаимного понимания.

Семейное общение предлагает общение осуществления «трансляционной» функции, необходимой для обучения, передачи знаний, оценочных критериев, которые нужно внушить ребенку.

Семейное общение как установление контактов между членами семьи, в процессе которого происходит:

1) восприятие и понимание ребенком действий матери;

2) восприятие и понимание ребенком действий отца;

3) восприятие и понимание действий других членов семьи.

С помощью общения субъективный мир матери и отца в определенной мере и степени становится понятным ребенку. И соответственно субъективный мир ребенка становится понятным родителям.

Семейное общение в процессе совместной семейной деятельности. Семейное общение как долговременный динамический процесс: 1) динамика и особенности общения ребенка с матерью в различные периоды его детства; 2) динамика и особенности общения ребенка с отцом в различные периоды его взросления; 3) общение ребенка с другими членами семьи.

ТЕМА 13. ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Нравственно-психологические основы семьи и понимание членами семьи семейного долга и ответственности. Обычаи, нравы, традиции, этнические и культурные нормы как регуляторы семейного поведения.

Воспитание нравственного поведения как воспитание свободы выбора и ответственности за этот выбор альтруизма, гуманизма, чуткости, заботливости о близком человеке, преодоление собственных эгоистических интересов и намерений.

Нравственное отношение в семье: отношение к другому человеку как к самому себе, уважение, забота и внимание к членам семьи, бескорыстна помощь, проявление сочувствия и сострадания, глубокое понимание душевного состояния близких людей. Характеристика способности заботиться о близких людях, ее роль и значение в семейной жизни.

Детская привязанность и любовь к родителям как основа формирования эмпатийных чувств. Понятие эмпатийных чувств (сочувствие, соучастие, сострадание, сопереживание, жалость, милосердие) и переживаний и их значение в формировании личности ребенка в преодолении его естественного эгоизма. Эмпатийные чувства и переживания как основа нравственных чувств.

Идентификация ребенка с родными и близкими, переживания за их здоровье, благополучие. Формирование способности эмоционально-психологического познания своих близких и родных, понимания их психических состояний. Формирование способности заботиться о родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Забота о других как система реальных поступков, основанных на эмпатийных чувствах. Обучение ребенка взаимопомощи и поддержке других членов семьи на основе семейного единства. Формирование у ребенка чувства ответственности за других членов семьи. Нравственные чувства как система положительного отношения к другим людям.

ТЕМА 14. ПСИХОГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ

Процессы физиологического, анатомического роста и развития девочек и мальчиков. Этапы, стадии созревания, периоды кризисов. Физическое развитие и половое созревание мальчика, подростка, юноши. Социально-психологические особенности мужского пола и мужского поведения. Физическое и половое созревание девочки, подростка, девушки. Специфические особенности женского пола и особенности женского поведения.

Роль матери и отца в формировании социально-психологического пола ребенка, неправильные установки взрослых, мешающих правильному воспитанию.

Нервно-психическое здоровье родителей и детей. Хроническая нервность и раздражительность членов семьи.

Общие представления о механизмах стресса и его влияние на поведение человека. Пограничные нервно-психические расстройства: механизмы и динамика развития. Невроз истощения: причины возникновения и динамика развития. Общие представления о механизмах страха, тревоги, тревожного ожидания. Психотерапевтическая помощь членам семьи с нервно-психическими расстройствами. Лечение нервно-психических расстройств и участие в нем членов семьи. Психогигиена домашнего отдыха и досуга. Психогигиена учебной деятельности детей. Нервность у детей дошкольного возраста и ее причины. Нервность и возбудимость детей в младшем и старшем детском возрасте.

Медицинские и психологические проблемы подросткового возраста. Психогигиена и психопрофилактика детей и подростков в семье.

Медицинская и санитарно-гигиеническая, педагогическая и психологическая грамотность родителей, ее значение для благополучной жизни семьи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>