Программа психокоррекции поведенческой сферы подростков с ЗПР | Обучение и развитие детей

Программа психокоррекции поведенческой сферы подростков с ЗПР

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа психокоррекции поведенческой сферы подростков с ЗПР
Программа психокоррекции поведенческой сферы подростков с ЗПР
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Пояснительная записка

Задержка психического развития – это замедление темпа всего психического развития ребенка при наличии значительных потенциальных возможностей. Это временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка. Задержка психического развития у детей чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Остановимся на классификации детей с ЗПР. В классификации К. С. Лебединской выделяются четыре группы.

1) Задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть выражено также и физическое отставание в целом.

2) Задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте.

3) Задержка психического развития психогенного происхождения. Она связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

4) Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Это органический инфантилизм, который связан с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде. В психологии человека поведение рассматривается как внешнее проявление его деятельности, то есть динамической системы взаимодействия субъекта с миром.

Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Это одна из важнейших целей воспитательного процесса, с одной стороны, и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка с другой.

Воспитание социально одобряемого поведения – одна из важнейших и трудных целей коррекционной педагогики. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Реализация задач по воспитанию нормативного поведения у детей с ЗПР осложнена ввиду дефицитного, ослабленного развития главным образом психофизиологической базы поведенческих механизмов. Речь идет о так называемой аффективно-волевой сфере личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой.

У детей с ЗПР расстройства в аффективной и поведенческой сферах значительно более часты, чем у нормальных детей. Причиной дисгармонии психического гомеостаза является не резко выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы.

Именно по этим причинам коррекция поведенческой сферы является очень важной при работе с подростками с задержкой психического развития. Коррекционная работа в данной сфере подростков должна быть направлена в основном на снижение агрессивности детей и на формировании у них социально-адекватного поведения.

 

Диагностический блок

В характере поведенческих расстройств у учащихся с ЗПР преобладает возбудимый тип поведения и значительно реже встречается заторможенный тип поведения.

Для детей с возбудимым типом поведения характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Наблюдается поведение с преобладанием повышенной аффективной возбудимости, расторможенности влечений, явлений психической неустойчивости. Основные мотивы поведенческих реакций у психически неустойчивых детей – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, весьма неустойчивого; они некритичны к своим поступкам; самосознание как основа автономности личности, ее сопротивляемости вредному влиянию очень долго запаздывает в своем развитии.

У них проявляется также стойкое преобладание таких психических состояний, как импульсивность, бурных реакции, склонность к агрессии, конфликтность, драчливость, грубая реакция протеста, отказа при контактах с педагогом.

Поведение заторможенного типа является вторым вариантом поведенческих отклонений детей с ЗПР. В этом случае дети медлительны, апатичны, прибегают к реакции отказа, уклонения, если поручение кажется им трудным, непосильным. Не умея дать отпор, находятся в подчинении у более волевых и активных одноклассников.

Самым испытанным и надежным способом изучения и оценивания особенностей поведения школьника является метод наблюдения. Для решения педагогических задач этот метод наиболее оптимален как в плане доступности, так и диагностической емкости.

Вывод о преобладающем типе поведения учащегося можно сделать, опираясь на предложенную ниже ориентировочную основу для наблюдения. Экспертом поведения ребенка могут выступить родители, учителя и школьный психолог.



Программа наблюдения за аффективной стороной поведения учащегося

Уравновешенное поведение: ровное настроение, не склонен к конфликтам, аффективные реакции носят эпизодический характер, нет стойких проявлений патологических влечений; в меру подвижен и активен; положительно восприимчив к педагогическому воздействию.

Возбудимый тип поведения (обратить особое внимание на аффективные особенности, имеющие стойкие и выраженные проявление): двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки (раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам; немотивированные перепады настроения; аффективные вспышки эйфории, неудержимого веселья;  заражаемость, повышенная внушаемость; патологические влечения (курение, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность к побегам и бродяжничеству, воровство, жесткость).

Заторможенный тип поведения (обратить особое внимание на наиболее стойкие и выраженные проявления): замедленный темп деятельности; повышенная истощаемость; быстрая пресыщаемости в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, несамостоятельность; пониженное настроение; раздражительная слабость; робость, застенчивость; замкнутость, необщительность.

Кроме предложенного метода наблюдения при диагностике поведенческой сферы подростков с ЗПР предлагается использовать также методы тестирования, в частности тест «Незаконченные предложения».

Данный метод был разработан Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственной жизненной цели.

Правильная организация обучения и воспитания в школе имеет огромное положительное влияние на формирование личности подростка с ЗПР. Она оказывается менее эффективной лишь в случаях более выраженной органической недостаточности ЦНС и, как правило, тяжелых семейных условий, требующих тонкой и последовательной работы с этими детьми в плане как лечения, так и воспитания и обучения. В настоящее время, когда расширяется сеть специальных школ для детей с ЗПР, возможности профилактики такого вида нарушений поведения у этих детей становятся значительно более реальными.

Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с ЗПР очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к подросткам с ЗПР, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной. При систематической медикаментозной терапии и целенаправленном воспитании, активном формировании навыков самоконтроля, саморегуляцию и положительных коммуникативных установок проявления аффектов сглаживаются, учащийся постепенно приучается оттормаживать импульсивные вспышки, осваивает навыки бесконфликтного общения.

Примером психокоррекции поведения подростков с ЗПР может выступить программа групповой психокоррекции с использованием психодраматического метода, которое можно применять в специальной школе для детей с ЗПР. Данная программа включает большое количество психодраматических упражнений и ролевых игр, целью которых являются:

— формирование навыков социально-адекватного поведения у подростков с ЗПР;

—  формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия;

— снижение агрессии у подростков с ЗПР.

Коррекционный комплекс содержит 12 занятий продолжительностью около двух часов. Работа организовывается следующим образом. Один раз в неделю в группе  подростков проводятся занятия под названием «Семейный досуг», которые предназначены для обучения всевозможным играм (настольным, подвижным, групповым), а также способам и формам проведения свободного досугового времени. Как себя вести с друзьями, гостями, членами семьи; что выбрать для досуга – все это служит материалом для психодраматической работы.

Установочный блок

Целью первого занятия является знакомство детей друг с другом, формирование позитивного настроя на занятия, сближение группы, снятие напряженности, скованности.

Используются следующие упражнения:

  1. «Знакомство» с воздушными шарами.
Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

  1. «Угадай, кто это»
Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.

  1. «Ворвись в круг»
Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.

  1. «Кто громче крикнет»
Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор).

  1. Создание коллективного рисунка
Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.

В любой новой для ребят игре психолог, прежде всего участник, знакомый с правилами и ходом игры, это первый исполнитель и партнер более знающий и умелый. Участие взрослого в игре делает атмосферу занятий более веселой, способствует включению в игру стеснительных, зажатых подростков. Часто те, кто вначале занятий отказываются играть, с удовольствием начинают повторять роль за ведущим, а затем и самостоятельно исполняют свои роли вместе с остальными участниками игры. Это позволяет психологу более легко и быстро установить контакт с детьми.

Коррекционный блок

Все последующие занятия проходят по следующему плану. На одном занятии проводится по одному упражнению из каждого блока.

1) Упражнения, посвященные выработке индивидуального стиля в одежде, манерах поведения, в мимике, жестах и т. д., способствующие успеху в общении с разными людьми. Например, «Выдержка», «Ясно без слов», «Зеркало». Они служат своеобразным разогревом для остальных занятий. В начале занятия проводится одна из этих игр.

Серия занятий «Ясно без слов».

Основные задачи: показать и дать возможность увидеть и почувствовать, что между мыслями, чувствами и поведением любого человека существует связь, что своим эмоциональным состоянием можно и нужно управлять, а также тренировать навыки невербального выражения себя. На этих занятиях развиваются навыки коллективного обсуждения.

Содержание занятий: Весь класс делится на две подгруппы. Подгруппам раздаются листочки и ручки по количеству участников занятия. Каждый на своем листочке должен написать задания для показа.

В первый день занятий из этой серии темой является «Действия человека», затем – «Профессия человека», на следующем занятии – «Животные», «Предметы», «Чувства и эмоциональные состояния человека». После того, как задания написаны, листочки выкладываются на стол чистой стороной вверх. Каждая группа по очереди подзывает к своему столу по одному игроку из другой подгруппы. Игрок выбирает один из листочков. Молча читает задание. А затем без слов, только жестами и пантомимой показывает своей команде то, о чем написано на его листочке. Члены его подгруппы должны определить, что же показывает игрок.

Игра «Зеркало», которое проводится по парам и в общем кругу.

В паре один человек становится ведущим, другой – его зеркальным отражением. Любое действие, выполняемое ведущим, «зеркало» должно повторить, глядя в глаза.

В общем кругу действие, показанное одним, передается «зеркалом» другому и т. д., пока не дойдет до автора.

Эти занятия тренируют навыки эмоционального невербального самовыражения, а также навыки понимания другого человека «без слов», разогревая ребят для участия в сюжетно-ролевых играх.

2) Игры, направленные на формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.

«Моргалки»

Дети разбиваются на пары. Задача – пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру.

«Все наоборот»

Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.

«Камень и веревка»

Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым, способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции.

Для этой игры понадобятся камень и обыкновенная веревка. Игроки и ведущий удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стульях в круг.

Вы показываете детям камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?». Даете каждому подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на его твердость.

«Камень очень твердый», — говорите вы. – «Сейчас мы все попробуем сжать сои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! А теперь вы сожмите свои кулаки. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!».

Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение из рук, похвалите удачно выполнивших задание.

«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка. И вы также расслабьте свои руки».

Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания.

«Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку по моей команде.

А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало каменным. Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку».

И также по команде ведущего ребята то напрягают свое тело, то расслабляют его.

Ведущий выполняет  свои команды наравне с детьми.

3) Упражнения по освоению знаний правил этикета и по формированию навыков практического применения этих правил.

Предполагается проведение серии сюжетно-ролевых игр по освоению значимых в быте ролей, например: «Будьте добры», «Разговор по телефону», «Вы принимаете гостей».

Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону».

Занятие начинается с обсуждения существующих правил общения по телефону и различных ситуаций, которые возникают, когда мы куда-нибудь звоним или кто-то звонит нам.

Организуется пространство для действия: ставятся два стола с отключенными телефонами и два стула около столов так, чтобы сидящие были повернуты друг другу спинами. Группа делится на пары. Каждая пара получает карточку с описанием ситуации и действующих в ней «звонящего» и «отвечающего на звонок». Они распределяют роли и подготавливают небольшую сценку. Во время подготовки психолог помогает тем, у кого возникают сложности.

Примерные ситуации:

1)Человек звонит другу. Отвечает мама друга. Человек просит подозвать друга к телефону.

2) Ребенок дома один. Звонит женщина и просит к телефону его маму. Ребенок отвечает на звонок.

3) У человека заболел ребенок. Он звонит в больницу. Отвечает дежурный из регистратуры. Человек вызывает врача на дом.

4) Человек звонит другу. Отвечает друг. Ребята договариваются пойти в кино.

5) Человек дома один. Звонит другой человек и спрашивает незнакомую для хозяина дома женщину. Человек объясняет, что такие здесь не проживают.

В процессе подведения итогов занятия, обсуждается, кто, как исполнял роль, кто, что чувствовал в той или иной роли и т. д.



4) Упражнения,  способствующие развитию навыков межличностного общения в подростковой среде.

Предполагается разбор ситуаций, когда человеку требуется суметь отказаться от поступка, которое он не хочет совершать, а его заставляют, уговаривают другие, при этом не поссорится, не остаться одному; ситуаций, в которых важно суметь принять чужой отказ спокойно; ситуаций, когда выгоднее вежливо попросить, чем потребовать, и наоборот. На этих занятиях предполагается отрабатывать очень важные для подростков с ЗПР навыки, а именно – навык сопротивления групповому давлению, например, «Отказ», «Я верю, что я …», «Попросить или потребовать».

Групповая игра «Отказ».

Предваряют игру упражнение «Разожми кулак», которое проводится парами. Один человек сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его. Важно предупредить ребят, что запрещено применять какие бы то ни было болевые приемы, а желательно использовать просьбы, уговоры, хитрость.

По окончании упражнения проводится небольшая дискуссия, во время которой обсуждается, кому и как удалось уговорить другого разжать пальцы, а кому так и не удалось и почему.

Цель игры «Отказ» — выработка навыка отказа от выполнения вредных для собственной жизни просьб.

На первом этапе группа делится на пары. Один уговаривает другого что-либо сделать, второй должен отказаться. Затем ребята меняются ролями. После проигрывания каждая пара сообщает, удалось ли им отказаться, и какой способ отказа использовался.

Можно провести групповой вариант игры. Выбирается по желанию один человек, тот, кого будут уговаривать. Определяется тема для «уговаривания»: алкоголизм, наркотики, воровство, хулиганство и т.д. Он становится в центр круга и по очереди поворачивается лицом к каждому из участников занятий. Члены группы по очереди пытаются заставить его что-либо сделать. Он старается уверенно отказаться.

По окончании занятия проводится обсуждение, закрепляющее навыки сопротивления всевозможным вариантам давления: индивидуального и группового.

5) Игры, направленные на снижение агрессии.

«Музыка шаров»

Цель: содействие отреагированию агрессии.

Участники становятся в круг. На всех – 4 воздушных шара. Желающие берут в руки музыкальные инструменты – треугольник, колокольчик и барабан. Желательно, чтобы подростки с инструментами стояли в разных частях круга.

По команде ведущего участники начинают перебрасывать воздушные шары в произвольном порядке. Задача подростков с музыкальными инструментами – внимательно следить за шарами и каждое соприкосновение шара с руками участника сопровождать звуком своего инструмента.

Обсуждение.

«Битва на шарах»

Цель: отреагирование агрессии.

Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев.

Дети делятся на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг против друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. Потом участники меняются ролями.

Затем группа делится на две подгруппы. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров.

Обсуждение.

«Лукас, ты где?»

Вам понадобятся две повязки на глаза и две свернутые в трубку газеты. Обоим игрокам завязываются глаза, они ложатся на пол, голова к голове (на расстоянии 30 см друг от друга), сцепившись левыми руками, а в правые взяв свернутые в трубку газеты. Один из игроков спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?». Второй отвечает: «Да, здесь», — и откатывается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только одни. Потом они меняются ролями. Победителем в этой игре становится тот, у кого было больше попаданий.

«Ругаемся овощами»

Это своеобразная словесная дуэль, когда вместо грубых слов используются названия овощей. Предлагается ребенку использовать эту игру, когда он расстроен или злится на кого-нибудь.

6) Упражнения, развивающие навыки бесконфликтного общения в семье.

К этому типу можно отнести решение учащимися на модели воображаемой семьи спорные вопросы, возникающие между ее членами, пробуя себя в различных семейных ролях. Например, «Как не ссорится», «Родители в гостях у молодежи», «Как сделать, чтобы отпустили погулять», «Какую программу по телевизору смотреть».

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

В течение всего времени проведения психокоррекционных занятий проводится отслеживание результатов работы по следующим параметрам:

— как формируются навыки общения и поведения;

— как формируется умение играть в различные игры дома, в компании друзей;

— как происходит процесс раскрепощения, удается ли сформировать навыки спонтанности, уверенности в своих силах и т. д.

Для более точного определения изменений в поведении ребенка следует проконсультироваться также с его родителями, учителями и т. д. Таким образом можно будет оценить эффективность проведенной психокоррекции.

Кроме метода наблюдения в данном блоке также можно применить тест «Агрессивность» (Модификация теста Розенцвейга).

Данный тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», понимаемой как не вызванная объективными обстоятельствами и необходимостью тенденция враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей.

В этом тесте испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенно неумышленно, по незнанию, бессознательного желания навредить или унизить другого человека.

Испытуемому предлагается поставить себя на место человека на картинке и ответить за него.

Предполагается, что человек с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода будет реагировать агрессией. Человек, у которого личностная черта агрессивности выражена слабо, на такие ситуации будет реагировать по-другому: дружелюбно, стараясь разрядить возникшую напряженность, не придать значения случившемуся.

Данный психокоррекционный комплекс построен на принципах составления коррекционных программ.

Например, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач в данном комплексе заключен в том, что занятия, направленные на формирование социально-адекватного поведения у детей, также позволяют предупредить различные отклонения в поведении подростков и положительно влияют на социализацию и развитие личности.

Принцип единства коррекции и диагностики реализуется в этом комплексе таким образом, что упражнения и игры позволяют корректировать и в то же время диагностировать поведенческую сферу детей с ЗПР.

Принцип учета эмоциональной сложности материала также можно наблюдать в этой программе. Все упражнения проводятся в игровой форме, что создает благоприятный эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции и повышает работоспособность детей.

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов реализован таким образом, что представленные упражнения опираются на более развитые психические процессы детей с ЗПР и, следовательно, активизируют их.

Принцип программированного обучения предполагает то, что получаемые детьми на занятиях примеры социально-одобряемого общения и поведения должны использоваться подростками и в других ситуациях, что приведет к формированию у них данных умений и навыков.

В данном коррекционном блоке также соблюден принцип усложнения, который выражается в применении упражнений, построенных от минимально простого к максимально сложному.