Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе | Обучение и развитие детей

Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Программа курса "Психология" в общеобразовательной школе
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Индекс материала
Программа курса «Психология» в общеобразовательной школе
Курс "Я и мы" (5 класс)
Курс "Я — это интересно" (6 класс)
Курс "Я управляю собой" (7 класс)
Курс "Я и они" (8 класс)
Курс "Я в общении" (9 класс)
Курс "Я выбираю профессию"
Курс "Я — личность" (10, 11 класс)
Курс Психология самоопределения (11, 12 класс)
Все страницы
Страница 1 из 9УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Программа курса «Психология»

в общеобразовательной школе

Методико-практические материалы

Витебск•2006

В методических материалах представлена программа курса «Психология» для учащихся 5-11 или 5-12 классов общеобразовательной школы. Курс «Психология» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии. Программа гуманистически ориентированного курса психологии разработана педагогом-психологом Верхнедвинской средней школы №1 Шваб Галиной Александровной в контексте общих идей человекознания и имеет выраженную практическую и прикладную направленность. Методико-практические материалы подготовлены к изданию начальником отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» Зязюлькиным Павлом Васильевичем. Материалы адресованы педагогам-психологам, директорам общеобразовательных школ, методистам, курирующим работу психологической службы, слушателям курсов повышения квалификации.

Автор-составитель:    Г.А.Шваб, педагог-психолог УО «ГОСШ №1 г. Верхнедвинска»

Рецензенты: Н.П.Волынец, методист УМК Верхнедвинского РОО Витебской области;

П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»;

Г.Д.Воднева, доцент кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»



Предисловие

В документах об образовании декларируется курс на повышение базовой культуры личности, гуманизацию и гуманитаризацию образования. Очевидно, что подлинная гуманизация и гуманитаризация образования не может быть осуществлена без разработки и внедрения курсов, связанных с практическим человекознанием, и в том числе его психологическим аспектом. Введение учебного курса «Психология» позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. овладевать психологической культурой.

Разработанная Г.А.Шваб программа курса психологии для базовой и средней школы, отвечает как интересу учащихся к собственному «Я», так и ориентации системы образования на гуманизацию и гуманитаризацию образования, а также запросу практических психологов и педагогов на программное обеспечение решения задач психологического сопровождения учащихся на этапах возрастного развития. К несомненным достоинствам данной программы относятся ее соответствие модели сопровождения психического развития ребенка, целям воспитания личности в Республике Беларусь, четкие концептуально-методологические ориентиры, в основе которых лежат гуманитарная парадигма, личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовании, адаптированность (реалистичность воплощения) к условиям массовой школы. Концентрический подход к структурированию содержания курса дает возможность использовать программу,как в полном объеме, так и автономно, согласно отдельным разделом программы.

Несмотря на краткость, в отдельных местах декларативность и фрагментарность содержательной части программы, представленные материалы убедительно показывают, что данный курс помогает подростку выстраивать ценностную картину мира и находить свое место в нём, познавать свой внутренний мир, гармонизировать свои отношения с окружающими людьми, стать более творческим, ответственным за себя, свои действия.

Учитывая, что в настоящее время имеется большое количество научно-методических разработок и рекомендации по курсам практического человекознания (соответствующая литература указывается автором программы), пользователи программы могут обеспечить ее содержательное наполнение и творчески реализовать в практической деятельности. Критериально-оценочные ориентиры эффективности, роль и место диагностики (педагогической и психологической), обозначенные Г.А.Шваб в пояснительной записке, позволяют целенаправленно и в то же время гибко подходить к использованию программы в работе с конкретными группами учащихся.

Г.Д. Воднева

Введение

Современный этап развития системы образования, процесс реформирования общеобразовательной школы предъявляет высокие требования к психологической подготовке учащихся. Особую актуальность эта задача приобретает в связи с переходом школы на профильную подготовку, а также в связи с появлением учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев, колледжей). Развитие творческого потенциала личности учащегося невозможно без повышения её психологической культуры и социальной компетентности, а это в свою очередь достигается посредством психологического просвещения всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учащихся. Этому способствует введение в учебный процесс факультативов, курсов по выбору «Психология».

Формирование психологической культуры рассматривается современными психологами как развитие способности к систематическому самовоспитанию культурных стремлений и навыков, достижение достаточно высокого уровня обычного и делового общения, хорошей психической саморегуляции, творческого подхода к делу, умения познавать и реалистически оценивать свои возможности. Конечно, формирование культуры происходит благодаря всей системы образования и воспитания: свой вклад вносят учителя-предметники, классные руководители, родители, сверстники и сам процесс обучения и воспитания. Но особую роль в процессе формирования психологической культуры личности должен сыграть школьный психолог. В должностные обязанности педагога-психолога учреждений образования Республики Беларусь входит и работа по формированию психологической культуры личности.

Я.Л.Коломинский выделяет две составляющие психологической культуры. Во-первых, это те достижения психологической науки и психологической практики, которые зафиксированы в различных психологических документах, во-вторых – психологические знания, профессионально-ролевые установки и поведение в межличностном пространстве. Всё это входит в концептуальную психологическую культуру.

Параллельно с научной психологической культурой существует житейская, доконцептуальная, дотеоретическая, которая выражена в определённых психологических понятиях, знаниях, впитываемых ребёнком уже на самых ранних этапах развития. Данная психологическая культура включает представления о взрослых, позиции, убеждения, психотерапевтические ожидания и т.д.

Для практической психологии является актуальной проблема перевода достижений концептуальной психологической культуры в житейскую психологию. Одним из возможных путей такого перевода должны стать уроки психологии в школе, построенные, однако, не на «объяснительно-иллюстративном» методе, когда психологические знания преподносятся уже в готовом виде, а с использованием опыта житейских психологических представлений ребёнка, предполагающем активные методы. Активные методы обучения могут научить ребёнка оценивать себя и свою роль в каждый момент времени, поведение других и их роли в конкретной ситуации, увидеть себя, своё поведение со стороны и положение партнёров по общению, т.е. будут способствовать развитию рефлексивных способностей учащихся. Эти навыки помогут учащимся моделировать поведение в различных ситуациях, осознать себя и своё место в жизни, определить оптимальный стиль поведения.

Потребность в психологических знаниях резко возрастает в подростковом возрасте и не теряет своей актуальности до окончания школы и выбора жизненного пути. Знания, полученные на уроках психологии, призваны готовить подростков к ориентации в современном мире, саморегуляции, социально-психологической адаптации. Психологические знания нужны учащимся для правильной ориентации в социальной среде, установления конструктивных межличностных отношений, профессионального самоопределения.

Предлагаемая вашему вниманию программа курса «Психология» разработана педагогом-психологом Верхнедвинской средней школы №1 Шваб Галиной Александровной. Программа апробирована в 5-11 классах общеобразовательной школы в течение трёх лет и имеет положительные результаты. Уроки психологии способствуют усвоению учащимися психологических знаний, формирование важнейших жизненных навыков, развитию их психолого-педагогической компетенции как основы формирования психологической культуры и социальной компетентности выпускников. Данная программа была представлена на рассмотрение районному методическому объединению педагогов-психологов и получила высокую оценку коллег.

Программа «Психология» разработана в соответствии с современными тенденциями развития человековедческих наук и представляет собой целостный курс для учащихся 5-12 классов двенадцатилетней школы. В ней заложен принцип преемственности: знания, полученные учащимися на уроках психологии в определённом классе, являются основой для дальнейшего изучения психологии в последующих классах. В тоже время материал может преподаваться автономно в рамках отдельного курса в одном из классов, если нет возможности изучения программы во всех классах в течение ряда лет. Данная программа рассчитана на изучение психологии и в настоящее время на этапе реформирования образования в классах одиннадцатилетней школе.

Считаем целесообразным проводить изучение психологии в общеобразовательной школе в рамках целостного курса 5-12 классы. Однако это будет зависеть от возможности школы (наличия часов школьного компонента), а также от возможности педагога-психолога (наличия соответствующей квалификации и опыта работы). Изучение психологии возможно в отдельных классах, например, 5-6 классах, 9-12 классах, или в одном единственном классе. Целостное изучение психологии наиболее актуально и востребовано в учреждениях нового типа (лицеях, гимназиях), а также в общеобразовательных школах, где существуют гимназические классы. В связи с переходом школы на профильную подготовку учащихся, считаем необходимым, проводить уроки психологии в старших классах общеобразовательной школы, которые помогут учащимся сделать осознанно свой профессиональный выбор.

Предлагаемые автором-разработчиком активные психологические методы обучения будут способствовать не только качественному усвоению психологических знаний, но и формированию важных качеств личности учащихся: эмпатии, рефлексии, уверенности в себе, конструктивных навыков общения и др. Программа предполагает многообразное использование диагностического инструментария: как обучающего средства, а также для отслеживания динамики усвоения психологических знаний, изучения процесса развития психологических свойств личности учащегося.

В процессе подготовки программы курса «Психология» автором проработан достаточно большой объём научно-методической литературы, в основу положены научные исследования и методические рекомендации отечественных и зарубежных психологов. Предлагаемая программа является примерной и может быть взята за основу при проведении факультативов, спецкурсов по психологии.

Программа курса «Психология» рассчитана на проведение уроков психологии в одиннадцатилетней школы и двенадцатилетней школе, так как имеет вариативный компонент. Практическое использование программы предполагает разработку планов конспектов занятий. Целесообразно, перед внедрением программы в образовательный процесс школы, рассмотреть её на районном (городском) методическом объединении педагогов-психологов. Создав из участников методического объединения творческие группы, предложить им разработку конспектов занятий и методических материалов по каждому классу (разделу) курса. Активное творческое обсуждение программы специалистами будет способствовать дальнейшему совершенствованию и внедрению курса «Психология» в общеобразовательную школу. Особую актуальность, данная программа приобретает в связи с переходом школы на допрофильную и профильную подготовку учащихся.

П.В. Зязюлькин

Пояснительная записка к курсу

Программа гуманистически ориентированного курса психологии мировоззренческого характера разработана в контексте общих идей человекознания. Курс имеет выраженную практическую и прикладную направленность. Это личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого». В рамках этой программы внедрение курса в условия реальной школы должно сочетаться с созданием особого психологического климата в педагогическом коллективе, продуцирующего установки учителя, сконцентрированного на ученике.

В качестве исходного положения, определяющего педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания, самовоспитания и самосовершенствования. При этом акцент делается на развитие чувства собственного достоинства человека как субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем.

Программа спецкурса состоит из двух блоков: курс для базовой школы (V-IX классы 11-летней школы или V-X классы 12-летней школы) и курс для средней школы (X-XI классы 11-летней школы и соответственно XI-XII классы 12-летней школы). Каждый раздел курса строится на базе знаний, полученных учащимися в предыдущих классах. Материал изложен таким образом, что каждый раздел курса может изучаться автономно.

Курс «Психология» может преподаваться как обязательный предмет или составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии. Программа основывается на возрастных особенностях подростков с учетом их интересов. При разработке курса за основу взяты методические рекомендации и материалы научных исследований Я.Л.Коломинского, Л.В.Орловой, Г.К.Селевко, М.В.Поповой, Е.И.Рогова, Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой, Л.С.Колмогоровой, А.В.Микляевой и В.А.Родионова.

При подготовке данного курса автор руководствовался стремлением сделать курс наиболее адаптированным для реальных условий школы. Программа рассчитана на преподавание в классе обычной наполняемости, на проведение одного урока в неделю. При возможной нагрузке, равной двум спаренным урокам в неделю, программа расширяется за счет тренинговых и практических занятий. В большой аудитории в течение двух уроков возможно создать условия для проведения психологического тренинга, имеющего, безусловно, большие преимущества в овладении знаниями психологии перед лекционным изложением.

Курс разрабатывался в новой парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт», в отличие от традиционной, где основным является передача ребенку знаний и проверка их усвоения.

Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося. Задачи программы направлены на формирование в мировоззрении ученика картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе. Задачами учебно-развивающего и воспитывающего процесса являются:

  • воспитание психологической культуры учащихся школы;
  • формирование системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;
  • ознакомление учащихся с основными путями психологического познания человека (познавательные процессы, состояния, свойства, отношения и др.);
  • формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
  • формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;
  • формирование основ культуры интеллектуального труда;
  • оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности;
  • формирование у школьников средних классов навыков самопознания и саморегуляции;
  • формирование у учащихся базовой школы личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе;
  • содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;
  • профилактика отклоняющегося поведения учащихся;
  • содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.
Объектом учебной деятельности при изучении «Психология» в школе является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение.

В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:

  • активные групповые методы социального треннинга:
а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора);

б) игровые методы – дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактивный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сензитивный треннинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии);

  • метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и др. виды творчества);
  • методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);
  • метод экспрессий, а также метод чтения вслух, метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросник Айзенка, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.

Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей.

Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний, диапазон и качество их применений. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания.

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением.

Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик, имеющих выход на фундаментальные отношения ребенка с окружающим миром и самим собой, особенности развития рефлексии, динамику интересов, структуру сознания, мировоззрения, особенности формирования личностных качеств, ценностных ориентаций, эмоциональной и познавательной сферы

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения(чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

В результате обучения предполагается формирование некоторых качеств личности в соответствии с Программой ЮНЕСКО «Образование 2000», где декларируется, что выпускник школы должен:

  • быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
  • самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
  • решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
  • быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
  • быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Усвоение подростком психологических знаний является фактором развития его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

В практике обучения используется четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические, и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие– в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения.

Решение на практике поставленных задач предполагает создание специальной атмосферы в классе и организацию особого педагогического общения. Принципиальное значение здесь имеют три момента.

Первый предполагает создание обстановки безопасности и доверия. Со стороны учителя для этого нужны безусловное положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку. Он должен быть личностно ориентированным, способным к фасилитаторству, а также научному поиску. Эти качества являются в данном случае профессионально значимыми.

Второй момент предполагает умение учителя создавать такую ситуацию в классе, которая сама по себе располагала бы к размышлению. Эта особенность урока считается наиболее естественной и благоприятной для изучения основ психологических знаний, поскольку она позволяет обратиться к интроспекции, услышать партнера.

Третий момент связан с организацией учебного пространства, в том числе с созданием кабинета психолога. Создание кабинета психолога в школе надо понимать не только как приобретение набора наглядных пособий, дидактических материалов и ТСО, но и как создание такой атмосферы и такого мира, в котором «Я» школьника может меняться, переходить из одного состояния в другое, ребенок может расслабиться, выражать и чувствовать себя комфортно.

Кабинет практического психолога должен организовываться с соблюдением эстетических требований – предметная среда, необходимое оборудование, соотношение линий, форм и цветовых гамм. Должна быть гармония во всем окружающем ребенка пространстве, которая обеспечивала бы его согласие с самим собой.

Принимая во внимание специфику преподавания психологии как учебного предмета в детской аудитории, следует особо выделить следующие функции учителя психологии:

  • эмоциональная поддержка,
  • исследовательская,
  • фасилитаторская,
  • экспертная,
  • развивающая,
  • воспитывающая.




Предыдущая — Следующая >>