Программа экологического кружка «Друзья природы» | Обучение и развитие детей

Программа экологического кружка «Друзья природы»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Минав Дарья Михайловна
Программа экологического кружка «Друзья природы» направлена на формирование у воспитанников коррекционной школы 8 вида экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой. Данная программа рассчитана на работу с группой учащихся 8 классов, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, с возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников. В современных государственных образовательных стандартах для детей с ОВЗ большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому экологический кружок «Друзья природы» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и современным образовательным тенденциям в воспитании детей с ОВЗ. Занятия в кружке рассчитаны на 1 час в неделю. Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района. Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности. Общение с природой — это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде. Сохранение здоровья подрастающего поколения — важнейшая задача школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья. Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и начинает просыпаться интерес к своему организму. Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера происходит как на уроках (теоретическая часть), так и на местности при проведении практикума (практическая часть). Цель: Научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир. Задачи:

— Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности

— Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

— Воспитание понимания эстетической ценности природы.

— Развитие любознательности и желания получать знания.

— Формирование положительного отношения к окружающему миру.

— Нравственное развитие личности, воспитание чувств.

— Научить любить природу, правильно её использовать.

— Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.

— Воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом. В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, практической работы на местности, презентации, викторины.

Календарно-тематический план



Тема

Количество часов

Форма занятий и методы.

1.

Введение

1

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии

2.

Ставрополь на карте нашей местности

1

Работа с картой Ставропольского края

3.

Изучение растительного мира Ставрополя

1

Экскурсия

4.

Растения красной книги СК

2

Презентация

5.

Конкурс на лучшую осеннюю композицию

2

Подготовка к конкурсу знатоков песен, стихов, загадок, поговорок об осени

6.

Съедобные и ядовитые растения

1

Беседа

7.

Зеленая аптека

(Составление альбома лекарственных растений)

3

Беседа, практическая работа, просмотр DVD фильма

8.

Что мы узнали о растениях?

1

Беседа

9.

Этот удивительный мир животных

1

Игра-путешествие по миру животных

10.

Животные красной книги СК

2

Презентация

11.

Животные в жизни человека

1

Беседа

12.

Зоологический марафон

1

Викторина

13.

Экскурсия «Жизнь растений в зимний период»

1

Экскурсия в зимний лес

14.

Экскурсия жизнь Животных в зимний период

 

Экскурсия

15

Приспособление растений и животных к жизни в зимнее время

2

Беседа, просмотр DVD фильма

16

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых

2

Беседа, просмотр DVD фильма

17

Страна здоровья

1

Игровая программа

18

Марафон здорового образа жизни

1

Подготовка конкурсов рисунков

19

Погребок вредных привычек

1

Познавательная программа

20

Человек и его здоровье

1

Викторина

21

Экскурсия в весенний лес

1

Экскурсия, практическая работа

22

22 апреля — Всемирный день Земли

2

Конкурс плакатов

23

Сделаем нашу природу чище

1

Уборка школьной территории

24

Экологическая акция «Посади растение на школьном участке

1

Практическая работа

25

Подведение итогов работы

1

 

Литература:

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. X., Куров, В.Н. — Ярославль: «Академия развития», 1998. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989

«Атлас — определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва г., Просвещение, 1991.

«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.

«Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005

«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва,«Просвещение», 1984.

«Юным любителям природы», Н.Н. Плавилыциков, Москва, «Детская литература», 1975

Авилова, К. В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы (Текст): кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983.

Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст) — Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных (Текст художники Янаев, В. X., Куров, В.Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия: «Расширяем кругозор детей)

Берестецкий О.А. «Биологические основы плодородия почвы» — М, Колос — 1984.

Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. — М.: Просвещение, 1983.