Интеллектуальное и творческое развитие детей

Профессионально-этические нормы работы психолога

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Профессионально-этические нормы работы психолога

Профессионально-этические нормы работы психолога
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

8.1. Планирование психодиагностической работы психолога

Осуществляя профессиональную психодиагностическую деятельность, психолог обязательно занимается планированием своей работы. Перспективное планирование психодиагностической работы может включать многократное комплексное обследование с помощью одного и того же набора психодиагностических средств через определенные временные интервалы (через 0,5 года, через год, 2 года, 5 лет и т.д.), что позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов и своевременно реагировать на происходящие изменения.

Планирование психодиагностической работы психолога включает:

-перспективный план на год;

-месячный календарный план;

-еженедельные планы текущей работы;

-ежедневный рабочий план.

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования:

1.При составлении плана необходимо учитывать:

-цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

-приоритет прав и интересов ребенка;

-нормы расхода времени на каждый вид деятельности.

2.План должен включать следующие разделы:

-название направлений (психодиагностическая работа, консультативная работа, психокоррекционная работа, информационная работа, методическая работа) и форм деятельности (уроки психологии, факультативы, тренинги, коррекционные группы, беседы, консультации, психолого-педагогический консилиум);

-сроки их выполнения;

-ответственные;

-предполагаемые результаты.

Планирование работы предусматривает наличие хронометража и графика рабочего времени психолога. Хронометраж -совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности, исходя из среднего показателя затрат времени. График — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели по хронометражу. Средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа — по 36 часов в неделю, из которых 12 часов являются методическими.

Педагоги-психологи, работающие в различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. Анализ выполнения плана работы педагога-психолога образовательного учреждения (соответствие планируемого и реально выполненного, объяснение причин невыполнения, результативность проводимой работы по критерию достижения планируемых целей, по критерию соотношения временных затрат и усилий к результату работы и по критерию удовлетворенности клиента).

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования включает:

-цель и задачи исследования;

-сроки проведения исследования;

-объект исследования;

-предмет исследования;

-выдвигаемые гипотезы (предположения);

-ход исследования;

-используемые методы;

-результаты и выводы исследования [14].

 

8.2. Составление программ, постановка конкретных диагностических задач

Программа психодиагностической работы — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил, процедуры и логических операций по проверке гипотез. Тщательная разработка программы — гарантия успеха всей психодиагностической работы. Программа психодиагностической работы включает разделы. Существенным методическим вопросом психодиагностических обследований является определение набора конкретных методик и процедур получения данных о различных сторонах психики человека и межличностных отношениях. Выбор диагностических средств осуществляется исходя из объекта, предмета, целей и задач обследования.

Рассмотрим планирование и проведение психодиагностической работы на примере выпускной квалификационной работы студента — будущего педагога-психолога.

Важнейшей частью выпускной квалификационной работы (ВКР) считается эмпирическое (психодиагностическое) исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме) или разработка методики в области практической психологии (направленная на создание или адаптацию какой-либо программы диагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы, психопрофилактики, психологического просвещения). И в том и в другом случае должна быть определенная новизна по сравнению с уже существующим опытом в этой области. Проект эмпирического исследования или практической психологической работы разрабатывается студентом с помощью научного руководителя. ВКР предполагает выполнение студентом определенного объема эмпирической или практической психологической работы. Этот объем определяется количеством испытуемых, которые были обследованы; количеством использованных методик и степенью их трудоемкости; сложностью обработки и анализа полученных данных. Все это должны учитывать студент и научный руководитель при планировании исследования. Студент несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы использованных методов и методик, организацию и проведение сбора и обработки эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Эмпирическое исследование или инновационная работа в области практической психологии должны быть направлены на решение актуальной проблемы. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Практическая актуальность определяется необходимостью поиска новых знаний для решения практической проблемы или важностью разработки методики, имеющей практическую направленность. Научная актуальность — необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методики исследования в соответствующей области психологии.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1)определение предмета и объекта исследования, постановка его цели и задач;

2)планирование исследования и выдвижение рабочих гипотез;

3)проведение исследования, направленного на сбор эмпирического материала;

4)качественная и количественная обработка данных;

5)обсуждение и интерпретация данных;

6)формулировка выводов, подтверждающих или опровергающих гипотезы.

Объект исследования — это индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантным поведением, консультант, консультируемые и т.д.). Объектом исследования может быть не только тип индивидов или групп, но также определенные формы поведения, деятельности людей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки.

Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. В качестве предмета исследования может выступать, например, самооценка младших школьников, тогда объектом исследования будет группа младших школьников.

Понятия предмета и объекта психологического исследования относительны и характеризуются только во взаимной связи.

Если объект исследования — учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности.

Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом исследования будут психические состояния, то предметом его будут их проявления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то предметом его могут стать индивидуальные особенности, проявления, факторы и механизмы развития, связь с другими свойствами.

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1)изучение психического явления;

2)описание психологического феномена;

3)изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих);

4)выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам;

5)выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых;

6)изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний;

7)изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы;

8)обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных;

9)разработка и апробация (или ад аптация) методики научного исследования;

10)разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры;

11)разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы изучить, выявить, рассмотреть, определить, дать характеристику, доказать. В любом случае работа должна иметь определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Задачи работы конкретизуют цель исследования или практической психологической деятельности и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь или практический психолог пр од в иг ае тся к достижению це ли . Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.

Планирование эмпирического исследования предполагает подбор методов и методик исследования и обработки полученных эмпирических данных, прогнозирование выборки участников исследования, определение места и условий его проведения. При планировании исследования формулируется рабочая гипотеза как временное предположение, необходимое для систематизации фактического материала, после анализа которого гипотеза уточняется. Общая гипотеза определяется целью всего исследования. Кроме этого формулируются частные гипотезы, которые подлежат эмпирической проверке и представляют собой предположительные ожидаемые результаты. Гипотеза должна быть верифицируемой, т. е. проверяемой (доказываемой или опровергаемой) с помощью определенных методов научной психологии. Для этого понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. Доказательство гипотез основывается на фактах, аргументах и процедуре логических выводов [15, с. 553-557].

Для решения поставленных задач подбираются соответствующие методы. При выборе методов и методик эмпирического исследования студент должен опираться на знания и умения, полученные им при изучении соответствующих психологических дисциплин. Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки. В процессе эмпирического исследования собираются объективные и субъективные данные. Объективные показатели обладают целым рядом преимуществ с точки зрения доказательности, поэтому им обычно отдается приоритет. Независимо от типа исследовательских задач всегда следует искать возможность получить и представить количественные данные по изучаемому объекту, явлению или закономерности в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов) или шкале отношений [10, с. 182-187; 27, с. 12].

Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Текст методики, который содержит только вопросы (или задания) к испытуемому, ключ для оценки ответов и интерпретацию, существенно ограничивает возможности ее использования в научном исследовании. К применению ранее полученных норм в собственном исследовании нужно относиться очень осторожно, поскольку чаще всего они являются статистическими и зависят от выборки испытуемых и условий проведения методики.

Необходимо внимательно подходить к составлению выборки испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, т. е. быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или практической психологической работы должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек. Количество испытуемых в отдельной группе (экспериментальной или контрольной) в большинстве экспериментальных исследований варьирует от 1 до 100. На основе методов математической обработки рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек, поскольку при таком количестве испытуемых коэффициенты корреляции выше 0,35 значимы при а = 0,05 [10].

Если для обработки данных используется факторный анализ, то существует простое правило: надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, когда количество испытуемых не менее чем в 3 раза превышает число регистрируемых параметров. Кроме того, целесообразно увеличение количества испытуемых по крайней мере на 5-10 %, поскольку часть из них будет «отбракована» в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты).

Сбор эмпирического материала представляет собой ответственную часть исследования. Организационная работа и практическое проведение методик изучения требуют от исследователя ряда особых умений. Ими должен овладеть студент. Необходимо предусмотреть, чтобы объект исследования был доступен для практического контакта с ним в условиях, необходимых для изучения. Можно, например, спланировать научный проект по выявлению психологических особенностей деятельности водолазов под водой. Но при этом нужно ясно дать себе отчет, будут ли испытуемые доступны вам: могут ли быть созданы соответствующие условия для обследования, сможете ли вы найти с ними доверительный психологический контакт? Доступность объекта должна учитываться уже на стадии выбора темы.

Важно правильно спланировать время, место и обстоятельства экспериментальной работы, скорректировать их в зависимости от реальных условий. Испытуемые не должны быть озабочены срочными делами и чрезмерным дефицитом времени для выполнения задания. Их не должны отвлекать посторонние раздражители.

Студент-исследователь должен уметь установить такой доверительный рабочий контакт с изучаемым человеком, при котором может быть получена достоверная информация. Доверие испытуемого к тому, что его ответы и действия будут использоваться только в научных целях, уважение к исследователю будут этому значительно способствовать. На этом этапе работы необходимо соблюдение норм профессиональной этики психолога [22].

Для успеха исследовательской работы на данном этапе обязательно практическое владение соответствующей техникой сбора эмпирических данных, детальное знание методики, которая используется.

В ходе работы могут ожидать некоторые разочарования, поскольку добиться идеальных условий исследования часто не удается. Как правило, реальные обстоятельства корректируют планы и исследовательские процедуры. Первое пробное исследование позволяет выявить недостатки его проектирования. Этот этап научной работы обычно называют пилотажным. Его данные, позволяющие усовершенствовать программу и методику исследовательского проекта, часто не включаются в общую выборку при обработке данных, поскольку они получаются в несколько других условиях.

Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической психологии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.

Каждый исследователь (и научный руководитель в том числе) предпочитает статистические критерии, исходя из своих знаний, опыта, типа задачи и вида данных, которые подлежат обработке.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.

При выборе математико-статистического критерия нужно прежде всего идентифицировать тип переменных (признаков) и шкалу, которая использовалась при измерении психологических показателей и других переменных — например, возраст, состав семьи, уровень образования. В качестве переменных могут выступать любые показатели, которые можно сравнивать друг с другом (т. е. измерять). Это может быть время выполнения задания, количество ошибок, уровень самооценки, количество правильно решенных задач и качественные особенности их выполнения, личностные показатели, получаемые в психологических тестах, и др. Порой для студентов представляет трудность выделение переменных в работах по практической психологии, где возможности использования традиционных и стандартизированных психологических тестов (с которыми обычно ассоциируется проблема измерения) ограничены. Следует иметь в виду, что в области практической психологии могут широко использоваться номинативные и порядковые шкалы. Речевые высказывания клиента, виды поведенческих реакций, улыбки, взгляды — все это может рассматриваться в качестве переменных. Главное — иметь четкие и ясные критерии их отнесения к тому или иному типу в зависимости от поставленных гипотез и задач.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться также на тип распределения данных, который получился в исследовании [9]. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное. Нормальное распределение с большей вероятностью (но необязательно) получается при выборках более 100 испытуемых (может получиться и при меньшем количестве, а может не получиться и при большем). При использовании параметрических критериев необходима проверка нормальности распределения.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в курсовой или дипломной работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых.

Большинство психологических работ сводится к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни, критерий Х-квадрат (х2), точный критерий Фишера, биномиальный критерий.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона. Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие — как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода — результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого [27, с.225].

Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа и м ею щ их ся данных, всегд а м ож но найти ка кой-либо др уго й, возможно, изменив тип представления самих данных. Прежде чем обрабатывать эмпирические данные, полезно проверить, существуют ли в пособии, которым вы пользуетесь, критические значения, соответствующие количеству и типу ваших данных. В противном случае вас может ждать разочарование, когда ваши подсчеты окажутся напрасными по причине отсутствия в таблице критических значений при об ъеме выборки, которая у вас была.

Пос ле знак омства с процедурой выч исл ени я к ри терия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера. Для компьютерной обработки наиболее популярны среди психологов программы SPSS и Statistica.

Методы математической обработки данных важно использовать и для анализа результатов опытной практической психологической работы. Для обоснования ее эффективности полезно использовать конкретные психологические и поведенческие по к а за т е л и исп ытуе мы х «до » и «по с ле » . В ы б ору их ва жно уделять особое внимание. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам работы [20].

8.3. Этика психодиагностического обследования. Принципы профессионально-этического стандарта

Психодиагностика затрагивает внутренний мир личности, может значительно воздействовать на судьбу человека, и поэтому большое значение приобретают этические аспекты работы психодиагноста. Во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по каком-либо признаку — происхождению, возрасту, расовой и социальной принадлежности, полу, вероисповеданию, идеологии, национальности или любому другому. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.

Раскроем основные принципы, имеющие этическое значение.

Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов обследования, которая предполагает кодирование материалов исследования и контролируемое их хранение. Принцип конфиденциальности при проведении психодиагностического обследования и при обсуждении его результатов является одним из важнейших в современной психодиагностике. Вся информация, получаемая в процессе психодиагностического обследования, должна быть конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Проблема конфиденциальности имеет несколько аспектов:

-кто будет иметь доступ к диагностическим результатам;

-кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования;

-как хранить диагностические данные в учреждениях.

Ответ на вопрос о том, кто будет иметь доступ к диагностическим результатам, связан с разрешением следующего противоречия:

— с одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания методики и опасность неверного понимания ее оценок;

-с другой стороны — объективная необходимость для разных лиц знать диагностические результаты.

Обсуждая проблему конфиденциальности, психологи признают абсолютное право индивида иметь доступ к результатам своего обследования. При этом отмечается, что индивид должен иметь возможность комментировать содержание своих ответов на задания методики, а также в случае необходимости разъяснять результаты или даже исправлять диагностическую информацию. Для этого диагностические результаты должны быть представлены испытуемому в форме, удобной для понимания, и без использования специальной терминологии.

Признается законное право родителей на получение информации о своем ребенке. Такая информация иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необходима родителям. Однако сообщать диагностические результаты ребенка родителям нужно очень осторожно, установив с ними контакт, отношения сотрудничества в целях оказания помощи ребенку.

При обсуждении проблемы конфиденциальности главным считается вопрос о доступности диагностической информации третьему лицу, а не диагностируемому индивиду, его родителям и психологу. Основной принцип, которым следует руководствоваться при решении этого вопроса, состоит в том, что эта информация не должна передаваться без ведома и согласия испытуемого.

Если диагностика проводится в целях экспертизы в каком-либо учреждении (школе, суде, при оформлении на работу и пр.), индивид должен быть заранее проинформирован о целях и способах использования диагностических результатов, а также о том, кому они будут доступны, кто в них заинтересован. Если испытуемый не согласен на передачу информации заинтересованным лицам, то диагностическое обследование не проводится.

Трудности возникаювозникают, когда диагностические результаты уже получены кем-либо, а затем запрашиваются посторонними людьми. Например, наниматель или колледж просят предоставить данные диагностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится к результатам, полученным в клинике или при индивидуальном консультировании. Западные психологи разрабатывают образцы разрешений и формы передачи диагностической информации с объяснениями причин передачи.

Проблема конфиденциальности связана с вопросом о сохранении диагностических данных в учреждениях. Этот вопрос не решается однозначно, так как, с одной стороны, эти данные, особенно получаемые на протяжении длительного времени, могут быть полезны и для исследовательских целей, и для оценки и консультирования самого индивида. С другой стороны, их ценность предполагает правильное использование и верную интерпретацию. Между тем эти результаты могут устареть, стать непригодными для использования и спровоцировать ошибочные заключения, которые принесут вред диагностированному индивиду. Так, например, нелепо опираться на показатели теста интеллекта или теста, измеряющего успешность чтения, которые получены ребенком при обучении в третьем классе, когда речь идет и о поступлении в колледж или приеме на работу. Известно, насколько изменчивы психологические характеристики, и это не позволяет считать ценными результаты диагностического обследования, полученные много лет назад. Таким образом, если в учреждении сохранились старые диагностические данные об индивиде, существует опасность, что они могут быть использованы не в его интересах, а вопреки им и в целях, которые он не предполагал и не одобрил бы. Поэтому в случаях, когда диагностические результаты получены для длительного использования в интересах индивида или для научных целей для предотвращения неправильного их использования рекомендуется строго контролировать доступ к ним.

Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде, и решение этого вопроса усложняется с появлением компьютерных систем. Поэтому разрабатываются специальные меры предосторожности для обеспечения конфиденциальности информации, особенно той, что подлежит длительному хранению. Рекомендуется использовать многоступенчатое кодирование при создании банка диагностических данных.

Обеспечение тайны личности. Эта проблема возникает в психодиагностике потому, что любые психологические методики таят в себе возможность проникновения в тайну личности, так как раскрывают некоторые ее особенности. Каждый человек имеет право на тайну, которое определяется, как право индивиду самому решать, в какой степени ему следует делиться с другими своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Как подчеркивают американские психологи, право на тайну существенно для обеспечения достоинства индивида и свободы его самоопределения.

Так как применение психологических методик в определенной степени является посягательством на тайну личности, психолог несет ответственность за то, чтобы этого не произошло. При обсуждении этой проблемы имеют в виду личностные методики, позволяющие вскрыть эмоциональные и мотивационные особенности, установки и черты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Однако любая методика скрывает в себе угрозу посягательства на тайну, так как и тесты интеллекта, и тесты специальных способностей, и даже тесты достижений могут обнаружить такие недостатки в навыках и умениях, такие проблемы в знаниях, о которых индивид мог и не знать или предпочитал скрывать от окружающих. Если это произойдет, то индивиду будет нанесен психологический вред, который проявится в разных формах — в снижении самооценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения депрессивного состояния, во фрустрации и др.

Решение проблемы обеспечения тайны личности осуществляется путем применения двух правил: правила релевантности и правила получения информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Правило релевантности означает, что информация, которую индивид раскрывает о себе в ходе диагностирования, должна быть адекватна (должна соответствовать) его цели. Для выполнения этого правила диагност в первую очередь должен выбрать валидную методику.

В зависимости от цели, с которой проводится психодиагностика, психолог по-разному решает вопрос обеспечения тайны личности. Но в любом случае речь идет о получении информированного согласия испытуемого на участие в диагностическом обследовании. Это правило означает, что личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем, а психолог должен обеспечить ясное понимание испытуемыми целей диагностики и способов применения диагностических результатов.

В связи с проблемой обеспечения тайны личности рассматриваются три цели, с которыми может проводиться диагностическое обследование:

-индивидуальное консультирование;

-экспертиза в интересах какого-либо учреждения;

-научное исследование (например, ради стандартизации или установления надежности методики).

При индивидуальном консультировании клиент ожидает помощи от психолога и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого необходимо. Поэтому психодиагност в ситуации консультирования не вторгается в тайну личности, так как его в эту тайну добровольно посвящают. Но даже в этих условиях клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информацию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчет.

Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (профотбор, отбор в учебное заведение, определение уровня квалификации и т. д.), оно обеспечивает главным образом интересы общества или какого-либо его звена (учреждения, фирмы, промышленного предприятия, учебного заведения и т. д.). Поэтому обследуемый должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его результаты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласится предоставить о себе нужную информацию или постарается исказить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге все равно будет признан непригодным. Таким образом, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие обследуемого должно быть осознанным, полученным при условии, что он осведомлен о цели и способах употребления диагностических результатов. Это не означает, что индивиду заранее будет пред-ставле н о бразец методики или е е отд ельных заданий, а также сообщено, как будут оцениваться его ответы, какие индивидуальные особенности будут обнаружены. Такая информация делает результаты методики недействительными, лишает ее диагностической силы. Так, если обследуемому заранее известно, что будут давать оценку его волевым качествам, важным в связи с избранной им работой, он сможет сознательно контролировать свои ответы, стремясь показать себя в максимально выигрышном свете.

Если диагностическая методика выполняется в научных целях, то основным способом обеспечения тайны личности испытуемого является анонимность результатов. Задача, которую в этой ситуации решает психолог, состоит в том, чтобы заранее объяснить испытуемому процедуру, обеспечивающую анонимность. Однако анонимность не решает проблемы сохранения тайны во всех случаях. Так, отдельные испытуемые могут высказывать недовольство тем, что сведения о них будут известны тем, кто проводит диагностическое обследование. Поэтому психолог должен стремиться к установлению отношений сотрудничества с испытуемыми, убеждая их в научной ценности предоставляемой ими информации, а также в честности и компетентности исследователей. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании. Но любой человек имеет право отказаться от участия в диагностическом обследовании, и это право должно соблюдаться и охраняться самими психологами.

Особые вопросы, связанные с сохранением тайны личности, возникают при диагностическом обследовании детей. На детей также распространяется правило получения информированного согласия. При этом подчеркивается необходимость получения согласия со стороны родителей и представителей ребенка. Считается полезным дифференцировать индивидуальное согласие, данное ребенком, его родителями или ребенком и родителями вместе, и согласие представителей ребенка, в качестве которых могут выступать усыновители и общественные организации, отстаивающие права детей (например, школьные советы). Для использования одних методик (тестов интеллекта и достижений) достаточно согласия представителей ребенка. Использование других (личностных методик) требует индивидуального согласия. Согласие должно быть представлено в письменном виде.

Правила и процедуры, охраняющие тайну личности и право индивида отказаться от участия в диагностическом обследовании, делают работу психолога сложной и повышают требования к его квалификации. Но соблюдение этих правил необходимо для обеспечения прав и свобод личности.

Способы предъявления результатов обследования. В психодиагностике придается немалое значение тому, как предъявлять результаты обследования самому испытуемому и третьим лицам, заинтересованным в них. Понятно, что их нельзя передавать в том виде, в каком они получены, — в виде баллов, процентов и других числовых показателей. Диагностическая информация должна сообщаться в форме содержательной и пригодной для использования. Ее нужно сопровождать объяснениями, даваемыми психологами-профессионалами.

Сообщение результатов психодиагностического обследования является составной частью процесса психологического консультирования. Характер сообщения должен определяться взаимоотношениями клиента и консультанта, а его содержание -быть ответом на вопросы консультируемого.

Когда родителям сообщают диагностические данные их детей, полученные в школе, рекомендуется устроить общее собрание, на котором психолог объясняет цель и характер методик, характер выводов, которые целесообразно сделать на основе полученных результатов, способы их использования. После этого родителям должны быть переданы письменные сведения об их детях. Можно дать пояснения на конкретном примере для того родителя, который пожелает это сделать.

Может быть использована и устная форма сообщения результатов, но только в процессе индивидуальной консультации. Независимо от того, в каком виде сообщаются диагностические данные, необходимое условие заключается в том, чтобы представить их в описательной форме, а не только в форме числовых данных.

Подобные же правила и предосторожности следует соблю-дат ь и пр и со об щен ии резуль та то в уч и те лям и друг им з аинте р е-сованным лицам. Сообщения об уровне выполнения и качественные описания предпочтительнее специфических числовых данных, за исключением тех случаев, когда результаты передаются психологу-профессионалу. Передаваемые диагностические результаты рекомендуется сопровождать рациональными пояснениями, касающимися измеренных психологических характеристик. При сообщении диагностических результатов желательно учитывать индивидуальные особенности того человека, которому передается информация, такие как уровень образования, знания психологии, эмоциональные характеристики и некоторые другие.

Немаловажно также учитывать и характер отношений третьего лица, которому сообщается диагностическая информация, с обследованным индивидом. Например, конфликты родителей или учителей с ребенком могут препятствовать спокойному и рассудительному восприятию данных о ребенке.

Еще одна важная проблема касается сообщения диагностических результатов самому обследуемому (ребенку или взрослому). В этом случае, как и при сообщении сведений третьему лицу, следует применять те же самые меры предосторожности против неправильной интерпретации, о которых говорилось выше. Однако здесь в особенности важна индивидуальная эмоциональная реакция обследуемого на информацию. Поэтому следует не только предоставить ее правильную интерпретацию, но и создать благоприятные возможности для индивидуальной консультации каждого, кто может быть эмоционально обеспокоен такой информацией.

Важно предоставить испытуемому возможность обсудить диагностическою информацию ее с профессионалом, проконсультироваться по поводу выводов, которые можно сделать на ее основе, способов саморазвития или коррекции и прочее. Нужно при этом учитывать отношение индивида к результатам психодиагностического обследования. Если он по какой-либо причине отвергает их, не верит психологу, то психодиагностическое обследование проведено впустую, а его данные не имеют практического значения.

Психолог принимает на себя ответственность перед тестируемым на следующих основаниях:

-компетентности, на которую он претендует;

-объективности в сообщении данных психодиагностического обследования;

-тех открытий в личностном мире индивида, которые он обнаружил, и внимания к социальным запросам и интересам своих коллег и общества.

Таким образом, среди тех основных принципов, которые составляют этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть выделены следующие:

-благополучие обследуемого индивида;

-ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

-корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

-конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

-отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

-неразглашение результатов обследования;

-меры предосторожности в обследованиях;

-ограничения в публикациях методик;

-полная и правильная интерпретация диагностических результатов [25].

Практические задания

1. Составьте план психодиагностической работы.

Темы рефератов

1.Этические и социальные аспекты тестированиия.

2.Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик.

Контрольные вопросы

1.Планирование психодиагностической работы психолога. Составление программ, постановка конкретики диагностических задач.

2.Этика психодиагностического обследования. Принципы профессионально-этического стандарта.

3.Конфиденциальность при проведении обследования и обсуждении результатов.

4.Способы предъявления результатов испытуемому.

5.Ответственность перед тестируемым.

6.Развитие гуманистического отношения к испытуемым на всех стадиях диагностической работы.

7.Какие разделы включает программа психодиагностической работы?

8.Назовите основные этические принципы психодиагноста.

Источник: Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности «Педагогика и психология»/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 204 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>