Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики | Обучение и развитие детей

Приёмы формирования основ смыслового чтения на уроках математики

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Назарова Елена Александровна
Чтение зачастую не самое любимое занятие учеников. А пересказ текста всего в один абзац вызывает затруднение. И как следствие наблюдается снижение успеваемости. Всё это свидетельствует, как правило, о несформированности навыков чтения. Чтение в современном информаци­онном обществе носит «надпредметный» ха­рактер. Умения чтения относят к универсальным учебным действиям, поскольку составляющие смыслового чтения входят в структуру универсальных учебных действий:
  • мотивация чтения, мотивы учения (личностные УУД);
  • принятие учебной задачи, оценка информации, понимание содержания (регулятивные УУД);
  • организация передачи информации, сотрудничество, отображение предметного содержания (коммуникативные УУД);
  • логическое и абстрактное мышление, концентрация внимания, объём словаря (познавательные УУД).
Столь большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определено и в перечне планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы. Таким образом, чтение – фундамент всех обозначенных в Стандарте компетенций. А умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте. Это скорее качество человека, которое необходимо совершенствовать на протяжении всей жизни в разных ситуациях и видах деятельности, в том числе и на уроках математики. Одним из наиболее действенных средств, на мой взгляд, формирования навыков смыслового чтения является «инфографика». Составление инфографики, например, по тексту пункта учебника позволяет организовать полноценное чтение и  осознанное включение учащихся в процесс освоения образовательных программ. Такой приём можно назвать «Понимание и интерпретация» Цель: развитие способности и готовности эффективно обрабатывать информацию, критично оценивать, интерпретировать, а также создавать информацию в культурном и социальном контексте. Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: учащимся предлагается в качестве одного из домашних заданий составить инфографику на основе пункта учебника. Выполнение задания предполагает не репродуктивное чтение текста (когда воспринимается лишь общий смысл), а творческое, так как главная роль в этом задании отведена интерпретации прочитанного. Что позволяет качественно усвоить новый материал. Плюс представление информации посредством образов способствует формированию универсальных учебных действий.

Работу по формированию навыков самостоятельного чтения и интерпретации текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе. Одним из первых шагов в такой работе должно быть формирование умений задавать вопросы по тексту. «Постановка вопросов к тексту» Цель: овладение приёмом постановки вопросов к тексту, составление плана, схемы, краткой записи. Форма выполнения задания: индивидуальная, групповая, фронтальная. Описание задания: овладение приёмом осуществляется при работе с текстовыми задачами. Учащиеся читают текст задачи и составляют к нему вопросы разных видов. Вопросы можно разбить на две группы: с кратким и развёрнутым ответом, например, «Может …? Было ли…? Верно ли …?» и «Объясните почему…? Предположите, что будет, если …?» или по типам:

Простые

Что…? Где…? Какой…? …

Уточняющие

Верно ли что …?

Интерпретирующие

Почему…? Зачем …?

Практические

Где в жизни вы могли … наблюдать?

Оценочные

Чем отличается … от …?

Творческие

Что бы изменилось в …, если бы …?



Такая работа позволяет не только устанавливать последовательность или комбинацию скрытой в тексте информации, но и выдвигать гипотезы по решению задачи. Тем самым формируются в первую очередь регулятивные универсальные учебные действия. А в сфере развития познавательных универсальных учебных действий формируется умение создавать информационную модель, умение правильно выбирать средства создания модели, а также умение прогнозировать результат. Задача учить понимать, анализировать и истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы. Но понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, схем, карт, таблиц, графиков.

Поэтому особое значение приобретают задания на заполнение таблиц / схем, на основе прочитанного. Работа с деформированным текстом (расположение фрагментов текста в правильной последовательности). Серия заданий представлена на сайте http://learningapps.org/. Нахождение соответствия между утверждениями, картинками, схемами и  частями текста. «Геометрика» Цель: обеспечение запоминания и последующего оперирования основными признаками геометрических объектов; развитие таких качеств, как наблюдательность, внимание, аналитическое мышление, умение вырабатывать и реализовывать стратегию. Форма выполнения задания: групповая. Описание задания: по существенным признакам (представленным на карточках одного вида) необходимо определить геометрический объект (представленный на карточках другого вида). При выполнении заданий совершенствуются умения вычленять главное, умения делать умозаключения; умения классифицировать. Задания множественного выбора, в которых необходимо выбирать один из вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию задания, также развивают навыки чтения. Особое значение имеют задания на различные интерпретации данных. Совершенно очевидно, что развитию способности обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, способствует формирование универсальных учебных действий. Но нельзя забывать, что в процессе обучения ученик должен качественно усвоить огромный объём информации.  При этом только хорошо организованная и эмоционально окрашенная информация переходит в качественное знание. Комбинации представленных приёмов способствуют развитию навыков смыслового чтения; умения работать с информацией, представленной в различном виде; умения интерпретировать информацию; умения формулировать тезис, выражающий общий смысл; умения подбирать аргументы; умения устанавливать связь между смысловыми фрагментами. Формирование навыков смыслового чтения – основа развития ценностно – смысловых качеств обучающегося. Качеств, направленных на обеспечение успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Литература

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.
  2.  Бунеева Е. В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5–6 классах / Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова // Образовательные технологии. Сб. материалов. – М.: Баласс, 2008.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. сост. Е. С. Савинов – М.: Просвещение, 2011.