ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Задачи:
· анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанников;
· обеспечение социально-педагогической поддержки дезадаптированных детей и подростков;
· включение всех воспитанников в социально полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;
· координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоление комплекса неполноценности;
· защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
№
п/п
|
Содержание деятельности
социального педагога
|
Сроки
|
Ответственные
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Выявление воспитанников «группы риска»:
— изучение личных дел воспитанников;
— изучение комплектации класса;
— составление социально-педагогического паспорта класса;
— корректировка списков детей по социальному статусу;
— определение детей «группы риска»
|
сентябрь
|
Соц.педагог, зам.дир. по воспитательной работе, кл.руководи-тель, воспитатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2.
|
Изучение психолого – медико — педагогических особенностей детей:
— наблюдения в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;
— беседы с воспитанниками и воспитателями;
— тесты личностных особенностей;
— диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем
|
октябрь
|
Соц.педагог, психолог, руководители кружков, воспитатели
|
3.
|
Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики развития ребёнка:
— анкетирование «Адаптация в школе»;
— ДДО А.Е.Климова «Профессиональное предпочтение» – помощь в выборе кружковой деятельности;
— проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания;
— еженедельный Совет по дезадаптированным детям совместно с инспектором по ИДН;
— информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов
|
ноябрь — март
|
Соц.педагог, психолог, руководители кружков, кл. руководитель, воспитатели, инспектор ИДН
|
4.
|
Разработка индивидуально – коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности.
Обеспечение реализации программ
|
1-я неделя месяца
в течение года
|
Соц.педагог, психолог, дефектолог
|
5.
5А
5Б
|
Работа с детьми, требующими повышенного внимания:
Контрольное диагностирование:
— цветопись настроения;
— графические (рисуночные) методы тестирования;
— опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это…»);
— карты и дневники наблюдений специалистов.
Работа с девиантными детьми и подростками:
— постоянное наблюдение и своевременная помощь;
— специальная работа Совета с детьми, стоящими на учёте в ИДН;
— участие в районных ИДН;
— оформление документов для дальнейшего обучения в училище (школе);
— проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН
|
сентябрь — октябрь
январь — февраль
в течение года
|
Психолог, соц.педагог, дефектолог
Соц.педагог
Инспектор ИДН
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5В
5Г
|
Работа с детьми – инвалидами:
— своевременное оформление инвалидности и пенсионного пособия;
— санаторное пролечивание или системное обследование;
— участие в реализации программы «Дети-инвалиды».
Профилактическая работа с подростками:
— направление для психологического консультирования в специализированные центры;
— посещение консультаций;
— направление в тренинговые коррекционные группы;
— посещение консультаций;
— направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения;
— цикл бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр)
|
в течение года
|
Соц.педагог, педиатр, специалисты отдела соц. защиты, руководители кружков
Соц.педагог, психолог, психотерапевт, нарколог, гинеколог
|
6.
|
Оказание консультативной помощи ребёнку в семье:
— через обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведением;
— индивидуально-консультативная помощь родителям;
— проведение классных родительских собраний
|
в течение года
|
Соц.педагог, зам.дир. по воспитательной работе, воспитатели, психотерапевт, логопед, дефектолог, администрация
|
7.
|
Способствование формированию благоприятного микроклимата:
— информация о работе с социально и педагогически запущенными детьми на совещаниях учителей и воспитателей;
— анализ работы с детьми группы риска на методических объединениях;
— индивидуальная помощь классным руководителям и воспитателям;
— консультативные совещания при директоре совместно со специалистами специализированных центров;
— роль защитника интересов в разрешении конфликтов;
— пропаганда знаний о правах ребёнка
|
в течение года
|
Соц.педагог, администрация
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8.
|
Координация различных видов социально ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных институтов:
— участие в город. конкурсе творчества юных;
— участие в конк. программе «Дети-инвалиды»;
— участие в праздниках детско-юношеских библиотек;
— участие в работе учреждений дошкольного образования;
— изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников в связи с выбором профессии;
— проведение профконсультирования;
— устройство воспитанников на учёбу;
— контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учёбы
|
в течение года
|
Соц.педагог, библиотекарь, педагог-организатор, учитель литературы
|
9.
|
Защита и охрана прав детей:
— выявление статуса ребёнка по запросам в различные социальные институты;
— восстановление жизненно важных документов ребёнка;
— оформление пенсий по утере кормильца;
— работа со сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников;
— оформление пенсий по инвалидности;
— ведение наследственных дел с оформлением документов;
— определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов;
— участие в судебном процессе в роли защитника прав ребёнка;
— решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего;
— оформление пакета документов в банк данных на детей – сирот;
— отслеживание адаптированности в приёмной семье воспитанников, защита их интересов;
— устройство выпускников на учёбу или работу;
— контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома;
— оказание помощи в решении бытовых проблем;
— оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счёт учреждения
|
постоянно
|
Соц.педагог, психолог, отделы соц. защиты, специалисты по охране прав детей, работники прокуратуры
|
10.
|
Повышение профессиональной компетентности
|
Семинары соц. педагогов, самообразование, курсы ПК
|
Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.
Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО».
Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук;
М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ»
|