Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников | Обучение и развитие детей

Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников

На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников
Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе

Методика «Самохарактеристика»

Методика «Самохарактеристика» позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.

Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения «я». Ученик должен написать по каждой позиции оп ределение самого себя: «Я».  Среднее время выполнения методики  — 15 минут.

Методика полярных профилей

Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках.

Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполняет ее в течение 10-15 минут.

Схема 4

Бланк методики полярных профилей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

вспыльчивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сдержанный

лицемерный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

искренний

пессимист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оптимист

тревожный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спокойный

разбросанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целеустремленный

замкнутый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общительный

легкомысленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

серьезный

возбудимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уравновешенный

уступчивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

принципиальный

«выскочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скромный

безвольный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

волевой

глупый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умный

агрессивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

миролюбивый

ранимый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

невозмутимый

грубоватый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тактичный

ленивый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трудолюбивый

черствый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

добрый

пассивный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

активный

самовлюбленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самокритичный

Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:

— какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);

—   как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в «крайних» баллах (приводит для подтверждения примеры из собственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение взрослого или значимого другого, предполагает данную самооценку интуитивно, без аргументации);

—  какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему. На этом  же бланке  методики   консультант  может  произвести

оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки клиента и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.

Методика «Нарисуй свое настроение».

В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.

Психолог обращается к своему клиенту со следующими словами: «Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии со своим настроением. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу! Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без особого контроля с твоей стороны».

Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997