Применение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству c электронной визуализацией по теме «Мастерская снегурочки» (из опыта работы Центра развития творчества детей и юношества | Обучение и развитие детей

Применение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству c электронной визуализацией по теме «Мастерская снегурочки» (из опыта работы Центра развития творчества детей и юношества

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Афанасенко Виктория Александровна
На современном этапе развития образования как никогда актуальным стало выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая форма методической работы, как мастер-класс. С другой стороны мастер-класс это один из самых эффективных способов передачи личного творческого опыта, мастерства. Мастер-класс в обучении используется для  передачи знаний и умений, воспитания трудолюбия, развития творческой активности, где центральным звеном является демонстрация и комментирование наиболее эффективных приемов и методов обработки материалов, оригинальных идей, когда каждый участник находится в активных действиях. Сегодня мастер-классы широко используются для  обучения людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме). Здесь знания, умения навыки приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника. Главная идея в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способы работы. Получение знаний участниками происходит в форме практических проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру. Мастера своего дела,  действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими [1, 2, 3]. Если рассматривать мастер-класс в системе дополнительного образования, можно отметить следующие особенности организации и проведения. Количество участников мастер-класса может колебаться от 5 до 20 человек. При проведении мастер-класса по любому из видов декоративно-прикладного творчества количество его участников определяется задачами данного мероприятия, степенью сложности осваиваемого вида творчества. Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству — это почти всегда демонстрация технологических приемов изготовления какого-либо изделия и педагогических форм, методов и приемов обучения учащихся данному виду ремесла. Для более детальной демонстрации и возможности многократного повторения приемов изготовления объекта педагогом используется визуализация в виде презентации. В системе дополнительного образования мастер-классы прикладного характера могут проводиться для детей, их родителей, педагогов. Как и любой другой, мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству должен отражать: — актуальность предлагаемого вида деятельности и  вызывать интерес к виду творчества у участников; — технологичность и новизну разработанной педагогом или адаптированной им методики; — направленность программы мастер-класса на повышение уровня профессиональной компетентности и личностное развитие участников; — практическую значимость результатов. В Центре развития творчества детей и юношества «Лабиринт» города Кирова мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству разработаны педагогами и применяются в работе с учащимися детских объединений, родителями воспитанников и педагогами. Чаще всего педагоги разрабатывают визуализацию приемов деятельности в электронной форме, в виде презентаций. В процессе профессиональной деятельности нами было подготовлено учебно-наглядное пособие «Сборник мастер-классов «Мастерская Снегурочки». В нем представлено несколько мастер-классов электронного формата по различным видам декоративно-прикладного творчества: бисероплетение, лепка и роспись, валяние из шерсти, работа с тканью, декупаж. В данный сборник мастер-классов в форме электронных презентаций включены: «Ангелочек из бисера», «Ангелочек из фетра», «Дед Мороз из бисера», «Елочка из соленого теста», «Новогодний декупаж», «Обезьянка из фетра», «Олень из соленого теста», «Снеговик из соленого теста», «Снегурочка из бисера» и «Шерстяной елочный шар». Все представленные мастер-классы объединены новогодней тематикой и были разработаны с целью проведения серии мастер-классов под названием «Мастерская Снегурочки», посвященной изготовлению новогодних сувениров. Занятия в рамках «Мастерской Снегурочки» проводились педагогами отдела технологии и дизайна Центра «Лабиринт» для всех желающих педагогов данного Центра. Занятия проходили 1–2 раза в неделю в течение ноября и декабря. В ходе мастер-классов педагоги детских объединений «Бисероплетение», «Лепка и роспись», «Вязание», «Дизайн и творчество» и «Волшебная кисточка» делились своим опытом по изготовлению новогодних сувениров в различных техниках, показывали приемы работы с различными материалами и инструментами, демонстрировали свою методику обучения данному виду творчества детей-учащихся Центра «Лабиринт», делились своими наработками в области не только изготовления поделок, но и преподавания.  Мастер-классы проводились в форме практических занятий с педагогами, электронные версии мастер-классов были разработаны и сделаны в программе Microsoft Office PowerPoint для мультимедийного сопровождения практических занятий с целью повышения наглядности и эффективности обучения. Так как проведенные мастер-классы вызвали много положительных откликов, планируется сохранить данную форму работы и продолжить проведение серии подобных занятий в следующем году. Также электронные версии разработанных мастер-классов используются в ходе учебных занятий детских объединений при работе с детьми. Мастер-классы разработаны для детей, начиная с младшего школьного возраста. Фотографии в каждой презентации были сделаны максимально четкими и содержательными, текст доступным для понимания, но с правильной терминологией, которую в случае необходимости объяснит педагог. Помимо новогодних мастер-классов педагогами разработаны и используются на практике мастер-классы другой тематики: по созданию обычных учебных изделий, сувениров к другим праздникам. Очень хорошо себя зарекомендовали мастер-классы по изготовлению поделок в рамках благотворительной акции «Белый цветок», в которой ежегодно принимают участие воспитанники Центра «Лабиринт», занимающиеся не только в детских объединениях отдела технологии и дизайна, но также детских объединениях другой направленности. Кроме того, можно отметить использование формы электронных мастер-классов в качестве не только презентации своего педагогического опыта, но также как одной из форм дистанционной работы с детьми и родителями. Электронные мастер-классы размещаются на сайте Центра cdtkirov.ruc целью ознакомления детей и их родителей с различными видами декоративно-прикладного творчества, чтобы любой ребенок мог попробовать изготовить поделку в той или иной технике, оценить свои возможности и определиться с выбором детского объединения. Возможно использование электронных мастер-классов в период каникул или карантина. В 2015–16 учебном году форма электронных мастер-классов была реализована в еще одном перспективном направлении педагогической работы. В сентябре для воспитанников Центра под руководством педагогов детских объединений стартовал сетевой проект под названием «Творческая мастерская «Лабиринт увлечений», где каждый ребенок должен был разработать и представить мастер-класс электронного формата по созданию какой-либо поделки в одном из видов декоративно-прикладного творчества. В проекте принимали участие воспитанники детских объединений отдела технологии и дизайна. Итоги сетевого проекта свидетельствуют, что данная форма работы вызвала большой интерес у учащихся и их родителей, проект планируется расширять и реализовывать в других направлениях, ведь увлечения наших детей разнообразны и, безусловно, любое из них заслуживает внимания. Таким образом, мастер-класс – это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщения собственного опыта, каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования, желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов с визуализацией в электронной форме (Презентации мастер-классов по темам «Дед мороз» и «Новогодний ангел» прилагаются к данной статье).   Список использованных источников: 1. http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/ 2. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/05/master-klass-kak-odna-iz-form-samoprezentatsii 3. http://www.openclass.ru/node/201450