Причины непатологической агрессии детей и подростков | Обучение и развитие детей

Причины непатологической агрессии детей и подростков

На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Причины непатологической агрессии детей и подростков
Причины непатологической агрессии детей и подростков
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети
Большинство исследователей девиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э. Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усилива—тся в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р. Мертон показал, что источником агрессивности является недоступность для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая образование, работу и т. д. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными им средствами.

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения — это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к девиантности, хорошие отношения со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного неблагополучия.

Детские и подростковые расстройства поведения в соответствии с международной классификацией психических и поведенческих расстройств 10 пересмотра (МКБ-10) характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Изолированные диссоциальные или криминальные акты еще не являются основанием для постановки диагноза.



Расстройство поведения диагностируется при наличии не менее 5 из нижеперечисленных признаков:

1) необычные для возраста ребенка частые и тяжелые изъявления гнева, ярости;

2) частые споры с родителями;

3) частое активное отвергание пожеланий и предписаний взрослых;

4) частое, очевидно преднамеренное стремление рассердить окружающих;

5) частое возложение ответственности за свои ошибки и неправильное поведение на других;

6) часто чувствует, что окружающие ему досаждают;

7) часто недоволен, рассержен;

8) часто испытывает ненависть, желание отомстить;

9) частая ложь или невыполнение обещаний для получения материальной выгоды, привилегий или освобождения от ответственности;

10) часто затевает драки;

11) использует холодное, огнестрельное оружие и потенциально опасные предметы;

12) часто вопреки запретам родителей находится вне дома в темное время суток (начиная с 13-летнего возраста);

13) физическая жестокость к окружающим (связать, нанести порез, ожог);

14) жестокое обращение с животными;

15) умышленно разрушительное обращение с чужой собственностью;

16) умышленный поджог с риском или намерением причинить серьезный вред;

17) кража ценностей, подлог без конфронтации с жертвой (в магазине, квартирная кража, подделка подписи);

18) частые прогулы в школе, начиная с 13-летнего возраста;

19) побег из дома дольше чем на одну ночь, за исключением попыток избежать таким образом жестокого обращения взрослых;

20) любое преступное действие, сопряженное с прямым нападением на окружающих (включая вымогательство, вырывание сумочки из рук);

21) принуждение к сексуальному контакту;

22) частое издевательство над другими (умышленное запугивание, причинение боли и др.);

23) взлом помещений, автомобилей и т. д.

Эпизоды антисоциального поведения могут наблюдаться

как у практически здоровых детей, так и при любой психопатологии. Антисоциальное поведение нередко появляется при маниакальных состояниях, но ограничивается временными рамками аффективного возбуждения и не представляет устойчивого стереотипа. Агрессивность считается расстройством поведения и требует медицинского вмешательства в том случае, если чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость по отношению к людям, животным, разрушения собственности, поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжелы&вспышки гнева или вызывающее провокационное поведение и постоянное откровенное непослушание длятся не менее полугода.

Согласно исследованиям, проведенным в США, 15% детей и подростков страдают эмоциональными расстройствами или нарушениями поведения [103]. Причем лишь 1% всех нуждающихся в лечении получает стационарную помощь, 5% получают амбулаторную помощь, а 80% вообще не получают никакой профессиональной помощи. Чревата последствиями значительная отсрочка между возникновением расстройства и началом его лечения. Ранняя терапия антисоциального поведения-у младших школьников могла бы предотвратить его хронизацию и развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте. Профилактика и раннее распознавание нарушений поведения может проводиться специалистами неклинического профиля. Трансформация гиперактивности в агрессивность, а агрессивности в делинквентность может быть предупреждена социально-психологическими мерами, направленными не только на отклоняющегося от нормы ребенка, но и на его семью и дальнее социальное окружение (детский сад, школа, улица).

Агрессивность сходна с гиперактивностью тем, что при обоих нарушениях проявляется неспосособность реализовы-вать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Чрезмерно активные дети с нарушенным вниманием страдают от неспособности целенаправленно управлять своим поведением. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью.

Следует также отличать от агрессивности случаи упрямства (особенно в раннем детстве), когда ребенок противостоит взрослым без намерения причинить им вред. Расстройство поведения часто сочетается с неблагоприятными психосоциальными условиями, включая неудовлетворительные семейные отношения и неудачи в школе, что чаще отмечается у мальчиков. Одним из видов расстройств поведения является оппозиционно-вызывающее расстройство, характерное для детей младше 9-10 лет. Оно проявляется как заметно вызывающее, непослушное, провокационное поведение без агрессивных действий. Это открытое неповиновение, постоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня реагирования ребенка этого возраста в тех же социокультурных условиях. Дети с этим расстройством часто и активно игнорируют просьбы взрослых и правила, намеренно досаждают другим людям. Обычно они сердиты и обидчивы, легко раздражаются на окружающих и обвиняют их за свои ошибки и трудности. У них обычно отмечается низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. Типично, что их вызывающее поведение провоцирует ссоры, в которых эти дети проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление взрослым.

Часто такое поведение появляется только со знакомыми взрослыми и сверстниками. Это расстройство представлено у 8% школьников и становится причиной большинства обращений к психиатру. Негативизм является нормальной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он становится патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. После начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается у юношей и девушек.

Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности ребенка

к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.

Оппозиционно-вызывающее расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает на себя внимание в начальной школе. Ребенок использует непрямые средства для демонстрации собственной агрессивности. По сравнению с другими расстройствами социального поведения, в этом случае ребенку менее свойственна импульсивность или склонность нарушать права окружающих. Качественное своеобразие определяется преобладанием пассивно-агрессивных черт личности. Агрессия адресована преимущественно родителям и учителям. Обращенные к себе дисциплинарные требования ребенок считает неправомерными, несправедливыми.

Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством обычно неряшливы, несобранны, забывчивы. На попытки родителей усилить их организованность отвечают вспышками раздражения. Характерной чертой является склонность спорить со старшими. Причем ребенок готов пожертвовать привилегиями, лишь бы остаться победителем. Оппозиционное поведение может перемежаться с чрезмерной покладистостью. Трудности обучения таких детей связаны с низким прилежанием и отказом от помощи. Плохая успеваемость в школе часто сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувства вины ребенок не испытывает, проецируя ее на окружающих. Состояние стресса переживают скорее родители и учителя, чем сам школьник. У ребенка часто нет друзей. Он неудовлетворен отношениями с окружающими. Поведенческие отклонения проявляются в основном при взаимодействии с хорошо знакомыми людьми и малозаметны в первой беседе.

Более злокачественное, чем оппозиционно-вызывающее расстройство, нарушение поведения с выраженной разрушительностью чаще начинается до 10 лет. Его проявляют около 10% мальчиков и 5% девочек. Легкое расстройство со временем может пройти, но более серьезные формы проявляются и во взрослой жизни. Они могут вылиться в многообразные психологические проблемы личности.

При несоциализированном расстройстве поведения отсутствует интеграция в группе сверстников. Ребенок изолирован от них, отвергаем и непопулярен среди других детей. У него отсутствуют близкие друзья. Типичное поведение включает в себя хулиганство, чрезмерную драчливость и (у более старших детей) вымогательство или нападение с насилием. Наблюдается также чрезмерное непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам. Характерны тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушения имущества, поджоги и жестокость по отношению к детям и животным. Расстройство может в основном проявляться в школе.

При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность. Правонарушения, воровство, прогулы школы совершаются сплоченной группой сверстников. Обычно имеется тенденция к плохим взаимоотношениям со взрослыми, представителями власти. У многих подобных подростков конформность выражена с детства. Здесь большую роль играют слабость и неустойчивость волевой сферы, приводящая к слепому копированию стиля поведения окружающих. При этом выбирается наиболее легкий путь, не требующий усилий. В младенческом возрасте и раннем детстве обычны теплые отношения с матерью. Проблемное поведение проявляется преимущественно в антисоциальной среде вне дома. По отношению к компании сверстников лояльны: не порицают и не доносят на них.





Основная цель подобных компаний — поиск примитивных удовольствий и развлечений. С отдельными взрослыми могут поддерживать доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней.

Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующим снижением адаптации.

Источник: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.