Практическое пособие по консультированию | Обучение и развитие детей

Практическое пособие по консультированию

На главную Психологическое консультирование Консультирование социальными работниками Практическое пособие по консультированию
Практическое пособие по консультированию
Психологическое консультирование — Консультирование социальными работниками
Введение

Данное руководство адресовано начинающим консультантам и социальным работникам, консультирующим людей, зависимых от алкоголя, наркотиков и других ПАВ. Предположительно, эти люди могут не иметь мотивации на лечение или не проявлять ее. Вероятно, их мотивация на этом этапе только внешняя (проблемы в семье, угроза тюремного заключения и т. п.).

Пять встреч, описанные в пособии, призваны помочь зависимым людям проанализировать свою ситуацию, увидеть ее в реальном свете и захотеть что-то предпринять. Надеемся, предложенные рекомендации помогут изменить к лучшему множество судеб или хотя бы вселить в сердца веру в то, что еще не все потеряно и жизнь даже, казалось бы, самого безнадежного человека в будущем может преобразиться.

 

 

Первичное консультирование зависимых проводится с целью их дальнейшего направления на те виды лечения, которые они выберут совместно с консультантом и на которые будут готовы на момент прохождения данного курса. Задача такого консультирования — развивать мотивацию на лечение.

Данное руководство опирается на принципы мотивационного консультирования, направленного на то, чтобы вызвать изменения в поведении клиента посредством анализа и разрешения амбивалентности, и характеризующегося не столько используемыми приемами, сколько своим духом, основанным на построении обоюдной коммуникации и доверительной беседы.

Другими словами, это клиентоцентрированный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения, при котором клиент сам для себя изменяет баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, для него становятся очевидными преобладание отрицательных последствий употребления над положительными и необходимость изменения поведения, выявляются предпосылки изменений, усиливается мотивация клиента.

Любое консультирование подразумевает разговор между консультантом и клиентом, имеющий определенные цели. При этом консультант обладает определенными знаниями, навыками и техниками (см. приложение 2), позволяющими с максимальной эффективностью и минимальными затратами достичь этих целей. Важно, чтобы цели, которые преследуют собеседники, совпадали.

Консультирование в духе мотивационного предполагает достаточно активную, направляющую позицию консультанта, и активную, взвешивающую и рассуждающую позицию клиента.

В этом пособии содержится ряд советов и указаний, а также алгоритм работы, который можно использовать в практике консультирования.

Важно помнить, мотивация человека может быть внешней и / или внутренней, положительной или отрицательной, устойчивой или неустойчивой. Это не стабильная характеристика клиента («немотивированный»), а динамический процесс, на который можно влиять.

Новичку, прежде чем проводить первую консультацию, обязательно нужно внимательно прочитать руководство до конца. Можно попробовать воспользоваться данными рекомендациями по консультированию в беседе с коллегами, друзьями и родственниками, после чего необходимо получить «обратную связь» по следующим вопросам: что они чувствовали на протяжении беседы, заставлял ли этот разговор их задуматься и анализировать. Стоит также всесторонне рассмотреть эту беседу согласно листу анализа.

Для самоанализа консультанта

Помните, не бывает безупречных консультаций. Для того чтобы ваши навыки совершенствовались, обязательно честно проанализируйте ход всей консультации.

Прием

Оценка

Использование открытых вопросов

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Использование приема отражения / отзеркаливания

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Резюмирование

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Формулирование выводов вместе с клиентом

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Эмпатическое слушание

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Высказывание в дружелюбной манере отношения к клиенту

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Избегание сопротивления

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Выявление сопротивления

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Обсуждение сопротивления

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Устранение сопротивления

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Введение: объяснение сути КПВ клиенту

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Сбор информации

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Проведение функционального анализа

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Определение стадии изменения

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Определение сопутствующих заболеваний

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Выявление амбивалентности по отношению к употребления ПАВ

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Демонстрация различий между актуальной и желаемой ситуацией

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Демонстрация взаимосвязи между употреблением ПАВ и проблемами

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Обсуждение целей терапии

Плохо

1

2

3

4

5

Хорошо

Данное руководство не претендует на статус единственно правильного, а является лишь попыткой авторов поддержать начинающего консультанта, исходя из анализа собственного опыта работы в этой интереснейшей, коммуникативно насыщенной профессиональной области.

В рамках профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди потребителей ПАВ методика мотивационного консультирования является одной из важнейших, так как помогает снизить рискованное поведение данной целевой группы, являющейся одной из основных групп, среди которых распространяется ВИЧ в Беларуси.

Основные рекомендации по проведению встреч

Каждая встреча, включая практическую работу, должна длиться не более 1,5 часа.

Практические задания можно копировать для выполнения на отдельных листах, которые должны оставаться на хранение у консультанта, в том числе для проведения дополнительного анализа.

При выполнении практических заданий консультант может помогать клиенту, только объясняя суть задания, нельзя отвечать вместо клиента, даже если ответ кажется очевидным.

Данный алгоритм проведения встреч не является строгим, очередность встреч может изменяться исходя из каждой конкретной ситуации. Также можно менять последовательность стратегий в рамках одной встречи, переносить их на следующую встречу либо вообще не использовать.

Аргументы для приглашения на встречи

Помните: у человека может не возникнуть желания прийти к вам на консультацию только потому, что вы не смогли четко сформулировать, почему ему это необходимо, либо ваши доводы ему были не интересны или не важны. Ниже приведены примерные аргументы в пользу проведения консультирования.

Пять аргументов, почему эти встречи важны для самого клиента:

1.Выход из постоянно множащихся неприятностей.

2.Повышение внутренней самооценки.

3.Возможность стать более успешным в жизни.

4.Улучшение взаимоотношений в семье.

5.Возможность приобрести в будущем новые интересные знакомства.



Три вещи, которые могут произойти, если этих встреч не будет:

1.Проблемы будут только расти.

2.Внутри появится еще больший дискомфорт, депрессионное состояние усугубится.

3.Вера в лучшее будущее будет полностью потеряна либо человек будет пребывать в плену фантазий, что придет время и он все сделает.

Внешние факторы, влияющие на процесс консультирования

Условно внешние факторы можно разделить на две группы: те, на которые вы не можете повлиять, и те, которые вы можете изменить. К первым относятся, например, здание, в котором вы консультируете, погода за окном, внешний шум и т. д., ко вторым — ваш внешний вид, поза, громкость голоса, темп речи, детали интерьера, наличие света, запах парфюмерии (в идеале перед консультированием не стоит пользоваться парфюмерией) и т. д.

Основная идея заключается в том, что обстановка и все остальное должно способствовать беседе, а не мешать ей. Помните: клиент должен чувствовать себя безопасно в вашей компании. Он не должен видеть в вас врага, и вы не должны вызывать у него подозрение.

Иногда консультанты в ходе встречи делают записи в блокноте (о каких-то важных деталях, наблюдениях), смотрят в нем заготовленные вопросы, рисуют что-то для объяснения и т. д. Это нормально, но в таком случае всегда нужно объяснить клиенту, для чего вы пользуетесь блокнотом, и получить у него разрешение на это. Например: «Если Вы позволите, по ходу нашей беседы я буду делать записи, которые мне помогут выполнять работу более эффективно».

Очень важно внимательно и добросовестно вести карту каждого клиента. Когда у вас их более двух, можно случайно перепутать значимые детали из жизни, что навредит атмосфере доверия.

Составление карты клиента

Получение информации о личности клиента необходимо по трем причинам:

  1. чтобы понять и оценить его жизненный опыт;
  2. чтобы определить, какими возможностями для отказа от употребления ПАВ располагает клиент;
  3. чтобы выявить те проблемы и нужды, которые заставляют его употреблять алкоголь и наркотики или же появляются в результате приема ПАВ.
Информация о личности клиента

Образ жизни и социальная стабильность

Профессиональная деятельность и материальное положение

Семейное положение и социальная поддержка

Увлечения (в настоящее время, а также в прошлом)

Участие в выздоровлении клиента других лиц, имеющих на него влияние

Сексуальные проблемы или сексуальное злоупотребление

Юридические проблемы

Рискованное поведение

Проблемы физического здоровья

Проблемы со здоровьем, связанные с употреблением наркотиков / алкоголя

Психические нарушения

Нарушения умственной деятельности, связанные с употреблением наркотиков / алкоголя

Источник: Голубицкий, Е.А. Практическое пособие по консультированию : пособие для социальных работников / Е.А. Голубицкий, И.А. Лукьянович.— ООО «Полипринт». — Минск : 2012. — 48 с.