Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов | Обучение и развитие детей

Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов

На главную Подросток Половое воспитание Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Подросток — Половое воспитание
Индекс материала
Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов
Особенности работы с детьми 3-6 лет
Особенности работы с детьми 7-10 лет
Работа с детьми 9-10 лет
Особенности работы с детьми 11-12 лет
Особенности работы с детьми 13-14 лет
Все страницы
Страница 1 из 6ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов

Платонова А.А.

Последние годы вывели на первый план проблему сексуального образования и воспитания детей и молодежи. Во всеx исторических формациях оно составляет часть культуры. У большинства цивилизованных.народов основная нагрузка в области полового воспитания, как и воспитания вообще, лежит на трех основных институтах: семьи, школы и церкви, или идеологической надстройки общества, заменяющей религиозную. Легко предположить, что отсутствие влияния одного из перечисленных институтов влечет за собой недостаточность воздействия, невозможность достижения желаемого результата. Особенно это сказывается на детях, лишенных полностью либо частично воспитательного воздействия семьи.

В этих условиях особую значимость приобретает создание системы сексуального воспитания, учитывающей дефицит воспитательных факторов и хотя бы частично заменяющей их целенаправленным воздействием. Основными его целями являются:

1. Формирование маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в поведении детей.

2. Сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения (способности к воспроизведению потомства).

3. Формирование у детей установок на семейную жизнь.

4. Снижение уровня криминогенности в обществе.

Для реализации предложенной программы полового воспитания в детских домах и школах-интернатах необходимы:

1). Организация сексуального воспитания в интернатных учреждениях.

2). Разработка программы работы воспитателей.

3). Разработка учебной программы по основам сексологии.

Решение каждой из этих задач принесет несомненную пользу, но оптимального результата воспитания репродуктивно здорового поколения можно добиться только при их комплексной реализации.

Организация сексуального воспитания в интернатных учреждениях

Задача воспитания репродуктивно здорового поколения ставит целый ряд организационных вопросов перед администрацией интернатных учреждений, органами здравоохранения и образования. Необходимо создать условия, способствующие формированию и закреплению у детей общегигиенических навыков, навыков рефлексии, обеспечить материальную базу воспитательной и просветительской работы, в том числе по профилактике возможных трудностей, связанных с интимными проблемами детей. В связи с этим необходимы:

1. Глобальные обследования девочек, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, с целью раннего выявления у них патологии развития (проводятся региональными органами здравоохранения при участии медицинских работников интернатного учреждения с момента поступления ребенка и далее не реже 1 раза в год).

2. Обязательное консультирование всех воспитанниц и лечение в региональных учреждениях здравоохранения   девочек с выявленной патологией.

3. Подготовка консультантов из числа воспитателей, пользующихся наибольшим   доверием у детей, или воспитанников 16 лет и старше, проявляющих, по результатам тестирования способности к работе в системе «человек-человек», для консультирования подростков в трудных случаях, связанных с интимными вопросами.

4. Организация во всех интернатных учреждениях комнат гигиены девочек в соответствии с последними требованиями ВОЗ по сохранению репродуктивного здоровья подростков.

5. Регулярная совместная работа руководителей интернатных учреждений, психологов и медицинских работников с персоналом учреждения по предотвращению развратных дейстгвий по отношению к воспитанникам со стороны лиц с педофилической (сексуальная тяга к детям), педерастической (сек-суальная тяга к мальчикам) и гомосексуальной ориентацией.

Программа работы воспитателей

Объяснительная записка

Основные задачи полового, или сексуального, воспитания вытекают из самого понятия сексуальности. Сексуальность — это психофизиологические проявления, связанные с половой принадлежностью. Сексуальность имеет три фазы: платоническую (на уровне взглядов, идей, духовного общения), эротическую (выражающуюся во внешних проявлениях половой дифференциации: одежда, манера поведения, пластика, голос, запах, телесные контакты, за исключением коитуса) и коитальную (от лат «коитус» соитие). Исходя из этого, можно определить следующие задачи полового воспитания:

1) адекватная половая идентификация;

2) расширение знаний о себе и человеке в целом;

3) формирование эталонов маскулинности и феминности;

4) развитие эмоциональной сферы детей; снижение

половой агрессивности;

5) привитие и закрепление гигиенических навыков;

6) профилактика ранней беременности;

7) профилактика венерических заболеваний и СПИДа;

8) формирование навыков взаимоотношений в семье.

Привитие навыков сексуального самосохранения наряду с — общим сексуальным просвещением — особенность работы с детьми, лишенными опеки родителей. Перед воспитателями детских домов и школ-интернатов на сегодняшнем этапе развития российского общества стоит чрезвычайно трудная задача: с одной стороны, заполнение вакуума семейного воспитания, а с другой — коррекция негативных последствий массированного воздействия средств информации, делающих ребенка и подростка потребителями порнопродукции (слово «порнография» происходит от греческого «порно» — развратники, обозначает вульгарно-натуралистическое изображение половой жизни в любой форме).

Задача воспитателей осложняется еще и тем, что далеко не во всех регионах России (даже в ее центральной части) в школах преподаются основы сексология. Следовательно, дети лишаются воздействия еще одного института — школы. Кроме того, Россия — политеистическая страна. Большая часть населения имеет религиозные корни либо мусульманского, либо православного характера. Достаточно широко представлены в России и такие религиозные конфессии, как буддизм, различные формы православного протестантизма (адвентизм, баптизм ив пр.), иудаизм. Поэтому в работе необходимо учитывать особенности региона, в котором находится воспитательное учреждение, и состав детей каждой группы.

Программа предлагает работу с детьми и подростками по трем основным направлениям; общегигиеническому, историко-культурному, социально значимому. Данная программа не является жесткой конструкцией, она может трансформироваться воспитателем в зависимости от региональных условий, этнического, религиозного, полового состава группы, наличия в ней детей, имеющих периодические, продолжительные контакты с семьей, характера интернатного учреждения, опыта и особенностей самого воспитателя. Очень полезно разнообразить данную программу методиками, имеющимися в арсенале воспитателя, воспитательного учреждения, и теми методиками, которые упоминаются в прилагаемом списке литературы.



Предыдущая — Следующая >>