«Песок и глина»: Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой | Обучение и развитие детей

«Песок и глина»: Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Хайруллина Альмира Шамиловна
Задачи: Образовательные. Продолжать знакомить со свойством песка и глины и проявлениями этих свойств в повседневной жизни; Продолжать знакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду — песок; пластичность, вязкость). Развивающие. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение. Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Словарная работа: вязкая, пластичная, труднопроходимая, фильтрация. Предварительная работа. В уголке природы, в центре песка и воды воспитатель создает условия для самостоятельного повторения отдельных проведенных на предыдущем занятии опытов, для самостоятельных игр; организация наблюдений на прогулке. Оборудование. Образцы песка и глины в стаканчиках, стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, три пластиковые бутылки с отрезанным дном, кусочек губки(поролон), мелкие камешки).

Ход занятия


Педагог: — Ребята, мы сегодня в нашейлаборатории будем проводить разные исследования. А теперь проверим нашу почту. (Один ребенок вынимает из почтового ящика письмо) Воспитатель открывает письмо. — О, ребята, это письмо от нашего друга Незнайки: «Дорогие ребята, я узнал, что в вашей группе открылась лаборатория, я вас поздравляю и посылаю вам образцы для исследования, Попробуйте узнать, что внутри. Постарайтесь подробнее это изучить. А о проделанной работе напишите мне в письме или нарисуйте. С уважением Незнайка. Вот здесь есть даже подсказки-загадки:

                       Он очень нужен детворе,                        Он на дорожках во дворе,                        Он на стройке и на пляже                        И в стекле расплавлен даже.                        Он рассыпчатый такой,                        А на солнце золотой.                                                    (песок)                        Гончар для меня                        Разведет жаркий пламень.                        Сухая, я твердой бываю – как камень.                        Размочат – как тесто,                        Податливой буду.                        Могу превратиться                        В игрушки, в посуду.                                                  (глина)

— Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас в лабораторию.

Первый эксперимент
. — Предлагаю вам подойти к столу и слепить из влажной глины колбаску и шарик. Представьте, что вы делаете дождевых червей. Получается? (ответы детей) — А теперь попробуем создать таких же «червяков» из влажного песка. Получается? Дети: нет. (или с трудом) — Почему из глины можно слепить предметы, а из песка- нет? Ответы детей (Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой.) — А у кого шарики получились, складываем аккуратно на дощечке и оставляем высыхать на подоконник рядом с шариками и колбасками из глины. Как вы думаете, ребята, что произойдет, с шариками, когда они высохнут? Ответы детей (Песчаные шарики распадутся, а глиняные высохнут сухими и крепкими.) — А что можно сделать из влажного песка? Ответы детей (На песочнице делают дома, крепости, куличи) — А из какого песка (сухого или сырого) получается кулич?   Ответы детей (Влажный песок лепится лучше, чем сухой) Вывод: итак, глина лепится хорошо, а песок – нет.         Воспитатель: Делать научные открытия дело сложное, поэтому в лабораториях делают перерывы. Сейчас мы вами немного отдохнем. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдем на ковер. Физкультминутка:                        Быстро встаньте, улыбнитесь,                        Выше, выше подтянитесь.                        Ну-ка, плечи распрямите,                        Поднимите, опустите,                        Влево, вправо повернулись,                        Рук коленями коснулись.                        Сели, встали, сели, встали                        И на место побежали.

(Дети садятся.)  
Второй эксперимент. Мы берем три пластиковые бутылки с отрезанным дном. Переворачиваем  их и вкладываем  в их горлышки кусочки поролона. У нас получились «лейки». Ребята, с вашей помощью первую бутылку заполним песком, вторую заполним мелкими камешками, а третью-глиной. Молодцы. — Я сейчас вставлю все «лейки» В оставшиеся от бутылок нижние части. — Все подойдите к моему столу. Нужно внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить. Наливаем в «лейки» одинаковое количество воды из стаканчиков и наблюдаем. Из какой бутылки жидкость вытекла  быстрее?

    Выводы: быстрее всего вода проходит сквозь камешки и песок. Глина намокает медленнее.

Третий эксперимент.
Мы готовим «лейку» с песком и Ребята, а сейчас мы испачкаем воду, добавив туда берем стаканчик с «грязной» водой с примесью глины. Вместе с вами, ребята, наливаем немного этой воды в «лейку» и ждем, пока не просочится через песок. — Давайте сравним отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? Ответы детей (Вода стала прозрачнее и чище) — Мы с вами приходим к выводу, что песок – это природный фильтр, он очищает воду. Ребята, а сейчас мы в чистую воду в стаканчике добавим глину. В бутылку, где расположен кусочек губки, положим песок и нальем грязную воду, во вторую бутылку положим глины и так же нальем грязную воду. — Давайте сравним отфильтрованную воду с «грязной». Как она изменилась? Вода быстро просачивается в песок, вся грязь задерживается в песке и из воронки капает чистая вода. Через глину вода проходит плохо, долго задерживается на поверхности. Не очищается, а еще больше пачкается. Вывод: Глина плохо пропускает воду. Не фильтрует ее, а загрязняет. песок хорошо пропускает воду, он очищает воду. — Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами потрудились. Воспитатель снова достает конверт от Незнайки. — Я сейчас вам прочитаю рассказы с ошибками, которые прислал нам Незнайка. Послушайте и найдите ошибки, объясните, чем он не прав. Однажды я пошел в лес, но забыл взять бутылку с водой. Солнце было жарким, а путь-долгим.Что делать? Спустился я к берегу реки, а там песка – видимо-невидимо. Я обрадовался, выбрал самый мокрый песок, быстренько слепил из него кувшинчик, набрал воды и отправился дальше. — В чем не прав Незнайка? (Ответы детей.) Недавно, ребята, пришел я в гости к своим знакомым. Зашел в дом, поздоровался, как положено, походил по дому, посмотрел, как у них все устроено.В общем то не плохо, только вот грязно почему-то везде, следы от чьих-то ботинок на полу отпечатались. Я человек прямой, так и спросил: «Что же вы так редко в доме убираете? Пол, когда последний раз мыли? Разве не знаете, что чистота – залог здоровья?» Тут хозяйка вдруг говорит сердито: «Это мы то не знаем? Это ты настоящий Незнайка. Мы тут убирали, убирали, полы мыли, а ты пришел, даже ноги не вытер. Следы-то везде – твои. Оказалось, что в гости шел я по песчаной дорожке, ботинки мои увязли в земле, песок к ним прилип, а я и не заметил. Я потом целый вечер отмывал от грязи свои замечательные ботинки, да так до конца и не отмыл. Может, я не по тем дорожкам ходил? В чем не прав Незнайка в этом рассказе? (Ответы детей.) Отправился я как-то в поход. Устал, жарко, умыться хочется. Но я ведь знаю, что грязной водой умываться нельзя. Да я вообще много чего знаю. Например, как очистить эту самую воду от всякой грязи. Взял глины побольше и пропустил через нее воду. Стала она чистой и прозрачной. Так что мой вам совет: очищайте воду с помощью глины. Подскажите, ребята ошибки Незнайки. Ответы детей. Как много мы с вами сегодня узнали.

Давайте я напишу Незнайке письмо с ответами, запечатаем конверт и отправим по почте.