Памятка по сопровождению приемных семей | Обучение и развитие детей

Памятка по сопровождению приемных семей

На главную Работа с родителями Приемная семья Памятка по сопровождению приемных семей
Памятка по сопровождению приемных семей
Работа с родителями — Приемная семья
Основные направления социально-педагогической работы в образовательных учреждениях определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классных руководителей, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и др. лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Одним из направлений работы является работа с приемной семьей: и с приемными детьми, и с приемными воспитателями. Данное направление включает в себя:

  1. составление социальной карты приемных семей;
№ п/п

Ф.И.О. приемного ребенка

Дата рождения

класс

Домашний адрес, телефон

Ф.И.О. приемного воспитателя

Место работы

Примечания

  1. заполнение карты социальной реабилитации и развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье ( карта прилагается);
  2. разработка индивидуальной реабилитационной программы приемного ребенка;
  3. изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей, воспитывающихся в приемных семьях:
— наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий;

— беседы с детьми и приемными воспитателями , учителями;

— диагностирование.

  1. отслеживание динамики развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье;
  2. индивидуально-консультационная помощь приемным воспитателям и приемным детям;
  3. отслеживание адаптированности в приемной семье детей, защита их интересов.
Все это возможно осуществить благодаря сопровождению детей, которые воспитываются в приемных семьях.

Психолого-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Контакты педагогов социальных и педагогов-психологов с приемными семьями начинаются с момента помещения ребенка в приемную семью. Первое сопровождение проводится специалистами ИСО ГСПЦ совместно со специалистами РОО. Далее плановый мониторинг проводится 1 раз в полгода. Плановый мониторинг предполагает посещение приемной семьи, проведение бесед-консультаций с приемными воспитателями по проблемам в воспитании приемных детей. Содержание бесед-консультаций переносится на бланк «Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье» ( приложение). Важно, чтобы в беседах была дана характеристика основных потребностей и процесс их удовлетворения на момент проверки с указанием того, что требуется предпринять, с анализом того, что было сделано ( не сделано) из намеченного в ходе предыдущего обследования:

  1. здоровье: важное значение придается безопасности быта в доме приемного родителя, а также вне его: на улице, в школе. Выясняется, нуждается ли ребенок в особом питании, уходе. Убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Забота о здоровье ребенка и его безопасности – важная часть в деятельности приемных родителей;
  2. образование: задача при обследовании – выяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. В данном случае важно понять: есть ли трудности в обучении, в школьной жизни и найти пути их преодоления; самосознание: индивидуальность, оценка ребенком себя, своих способностей, принадлежности к семье, а также культурные, религиозные факторы. В данном случае важно особое внимание уделять выяснению того, кто интересуется жизнью, переживаниями ребенка, в каких формах это проявляется, каким образом хвалят, поощряют действия ребенка;
  3. семья и круг общения : развитие эмпатии, стабильность отношений в семьей, отношения с родственниками, друзьями, реакция семьи на эти отношения; внешний вид и поведение в обществе: соответствие одежды возрасту, полу, культуре, религии личная гигиена, как ребенок ощущает себя и ведет себя в различной обстановке, воспринимаются ли и адекватны ли советы родителей;
  4. эмоциональное и поведенческое развитие: вопросы этого раздела направлены на выяснение отношений ребенка с другими, степени доверия к ним, стилю общения, умению контролировать свое поведение. Особое внимание уделяется беспокойствам и страхам, которые испытывает ребенок, какими способами приемные родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. Известно, что со многими проблемами дети справляются сами, но есть серьезные расстройства ( например, стресс после травмы, любые попытки детей сделать себе больно, причинить вред), когда необходима помощь специалиста;
  5. навыки самообслуживания: приобретение ребенком навыков одеваться, питаться, решать социальные проблемы, навыки самостоятельной жизни;
 

КАРТА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ,

ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Ф.И.О._____________________________________________________________________________

_______________

Возраст_____________________________________________________________________________

______________

Дата поступления_______________________________________________________________________

________

Дата выбытия____________________________________________________________________________________

 

Когда прибыл

Откуда прибыл

Дата выбытия

Куда выбыл

Сведения о приемных родителях

Ф.И.О.

Мать:_______________________________

 

Отец:_______________________________

Место работы, служебный телефон

_______________________________________

 

_______________________________________

Домашний адрес________________________________________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья на момент определения в семью_______________________________________________________________________

_____________

____________________________________________________________________________________

_______________

______________________________________________________________________________________

_____________

Исходные данные:

Врач/

Медработник школы____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________

____________________________________________________________________________________

_______________

Психолог_________________________________________________________________________

________________

___________________________________________________________________________________

________________

___________________________________________________________________________________

________________

Классный руководитель/

воспитатель ДДУ________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_______________

_____________________________________________________________________________________

______________

Соц. педагог______________________________________________________________________________

_______

______________________________________________________________________________________

______________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА,

ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

( составляется совместно с учреждениями образования)

Цель:

Социальная адаптация

Психологическая адаптация

Медицинская реабилитация

Дефектологическая реабилитация

Результат социально-педагогической реабилитации на момент выбытия:

Врач__________________________________________________________________________________

____________

_______________________________________________________________________________________

____________

______________________________________________________________________________________

_____________

Психолог_____________________________________________________________________________

____________

_____________________________________________________________________________________

______________

______________________________________________________________________________________

_____________

Классный руководитель /

воспитатель ДДУ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________

_____________________________________________________________________________________

______________

Соц. педагог_______________________________________________________________________________

______

______________________________________________________________________________________

_____________

______________________________________________________________________________________

_____________

______________________________________________________________________________________

_____________

 

Социальный педагог СШ/ДДУ

Социальный педагог ИСО ГСПЦ

 

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье

Дата посещения

_____________________________________________________________________

Ф.И.О. ребенка , дата рождения

________________________________________________________________________________

___________

Ф.И.О. воспитателя __________________________________________________________________________________

__________

ЗДОРОВЬЕ

Состояние на момент посещения

Требуемые меры

Выполнение

Ответственные лица

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Состояние на момент посещения

Требуемые меры

Выполнение

Ответственные лица

СЕМЬЯ И КРУГ ОБЩЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Состояние на момент посещения

Требуемые меры

Выполнение

Ответственные лица

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Состояние на момент посещения

Требуемые меры

Выполнение

Ответственные лица

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Состояние на момент посещения

Требуемые меры

Выполнение

Ответственные лица

 

Требуется ли проведение внеочередного обследования : да /нет

 

Дата следующего посещения ___________________________________________

Специалист ИСО

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА

(подростковый возраст)

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Возраст ___________________________школа, класс____________________________

Развитие познавательных способностей

Память «10 слов»

СТОЛ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ

СВЕЧА ВОЛК ЛИСТОК

______________________________________________________________________________

__________________________

  1. Дополнение предложение ___________________________________________________________________________
  2. Исключение слова __________________________________________________________________________

    ______________________
  3. Аналогии _________________________________________________________________

    ______________________
Эмоционально-личностные особенности

Тест Люшера

__________________________________________________________________

__________________________ ___________________________________________________________________

________________________

Отношение к себе – 17, 32,47

Страхи и опасения – 37, 52

Отношение к друзьям – 8,23,38

Отношение к семье – 12,27,57

Отношение к матери – 29,44,59

Чувство вины – 15,60

_________________________________________________________________

_________________________

Заключение ________________________________________________________________________

Пути поддержки и коррекции _________________________________________________________________

Ф.И.О. специалиста _____________________________________________________

Подпись __________________________________ дата _________________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА

(младший школьный возраст 6-10 лет)

Ф.И.О. ___________________________________________________________________

Возраст ___________________________школа, класс____________________________

Развитие познавательных способностей

Память «10 слов»

СТОЛ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ

СВЕЧА ВОЛК ЛИСТОК

__________________________________________________________________________

___________________________



Мышление Тест Амтхауэр

  1. Дополнение предложение ____________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    ____________________________________________________
  2. Исключение слова __________________________________________________________



    __________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________
  3. Аналогии __________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ________________________________________________________
  4. Обобщение __________________________________________________________________



    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    ________________________________________________________
Эмоционально-личностные особенности

Тест Люшера

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

«Нарисуй мужчину»

интерпретация результатов

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Интерпретация результатов

______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Внимание

( по результатам выполненных методик охарактеризовать внимание ребенка)

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

( нужное подчеркнуть) : в контакт не вступает, проявляет речевой негативизм; контакт формальный; в контакт вступает не сразу; с большим трудом; не проявляет заинтересованности в контакте; легко и быстро вступает в контакт; контакт избирательный.

Заключение :

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Пути поддержки и коррекции

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Специалист ИСО

Подпись____________________________ дата _____________________________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА

(дошкольный возраст, подготовительный и первый класс)

Ф.И.О. _________________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________

Развитие познавательных способностей

Восприятие

Формы ____________________________________________________________________

Цвета __________________________________________________________________________

Память

« 10 слов» ( 5-8 слов)

ДОМ ЛЕС КОТ НОЧЬ

ОКНО СЕНО МЕД ИГЛА

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Мышление

  1. Знание окружающего мира (обобщающие предметы/понятия)
Фрукты овощи посуда одежда животные

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Четвертый лишний (классификация)
Книга пчела ведро замок торт девочка картофель

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Разрезные картинки ( пространственный анализ и синтез)
Чайник (большой) _________________________________

Чайник (маленький) ________________________________

Медведь __________________________________________

Матрешка _________________________________________

Чебурашка ________________________________________

_____________________________________________________

Выполнение по образцу

_________________________________________________________

Внимание (по результатам выполненных методик охарактеризовать)

__________________________________________________________

Заключение __________________________________________________________

Пути поддержки и коррекции ___________________________________________

_____________________________________________________________________