Оценка привлекательности группы | Обучение и развитие детей

Оценка привлекательности группы

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Оценка привлекательности группы
Оценка привлекательности группы
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

Методика, разработанная Сишором, предназначена для оценки привлекательности класса (группы). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Процедура проведения

Учащимся раздают анкеты (см. Приложение 1), предлагается ознакомиться с инструкцией и заполнить анкету, указав в ней свою фамилию.

Обработка результатов анкеты не представляет собой сложности, достаточно суммировать баллы и получить итоговый показатель. Он находится в диапазоне от 7 (очень неблагоприятная оценка) до 25 баллов (очень высокая оценка привлекательности).

Итоговый показатель анализируется в первую очередь, чтобы выделить учащихся с крайними оценками. После этого подробно рассматривается распределение ответов по каждому вопросу с целью выделения наиболее серьезных проблем в данном учебном коллективе.

С помощью такой методики практический психолог имеет возможность получить следующие показатели:

1. Общий индекс групповой сплоченности — сумма оценок по

всем блокам.

2. Референтность учебного коллектива — сумма оценок по блокам I и II.

3. Взаимоотношения в группе — сумма оценок внутри блока III.

4. Взаимоотношения с педагогом — сумма оценок внутри блока IV.

5. Индекс отношения группы к учебным дисциплинам – сумма оценок внутри блока V.

6. Индекс привлекательности группы для каждого учащегося —

сумма оценок блока II.

Таким образом, индекс групповой сплоченности можно применять для контроля за внутриколлективными отношениями, использовать его для создания благоприятных ситуаций и обстановки с целью формирования социально значимых личностных качеств и системы ценностей у учащихся.

ОЦЕНКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ

(МЕТОДИКА СИШОРА)

Инструкция: Дорогой друг! Просим Вас ответить на 5 вопросов. Варианты ответов следуют за каждым вопросом. Ознакомьтесь внимательно с ответами и подчеркните тот, который подходит больше всего.

1. Как Вы оценили бы свой принадлежность к группе, в которой учитесь?

1. Чувствуй себя членом группы, частью коллектива

5

2. Участвую в большинстве видах деятельности

4

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

3

4. Не чувствую, что являюсь членом группы

2

5. Чувствую одиночество в группе

1

6. Не знаю, затрудняюсь ответить

1

2. Перешли бы Вы учиться в другую учебную группу, если бы представилась такая возможность (без изменения специальности)?

1. Да, очень хотел бы перейти

1

2. Скорее всего перешел бы, чем остался

2

3. Не вижу никакой разницы

3

4. Скорее всего остался бы в своей группе

4

5. Очень бы хотел остаться в своей группе

5

6. Не знаю, трудно сказать

1

Каковы взаимоотношения между учащимися в вашей группе?

  1. В учебное время:
1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп

3

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп

2

3. Хуже, чем в большинстве других учебных групп

1

4. Не знаю

1

B. В мастерских (на практике):

1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп

3

2. Примерно такие же, как и в большинстве других

учебных групп

2

3. Хуже, чем в большинстве других учебных групп

1

4. Не знаю

1

..С. Вне учебы и работы:

1. Лучше, чем в большинстве других учебных групп

3

2. Примерно такие же, как и в большинстве других учебных групп

2

3. Хуже, чем в других учебных группах

1

4. Не знаю

1

IV. Каковы взаимоотношения учащихся Вашей группы?

A. С классным руководителем:

1. Лучше, чем в большинстве групп

3

2. Примерно такие же, как и в других группах

2

3. Хуже, чем в других группах

1

4. Не знаю

1

B. С мастером:

1. Лучше, чем в большинстве групп

3

2. Примерно такие же, как и в других группах

2

3. Хуже, чем в других группах

1

4. Не знаю

1

V. Каково отношение учащихся Вашей группы

A. К общеобразовательным дисциплинам:

1. Лучше, чем в большинстве групп

3

2. Примерно такие же, как и в других группах

2

3. Хуже, чем в большинстве групп

1

4. Не знаю

1

B. К спецдисциплинам:

1. Лучше, чем в большинстве групп

3

2. Примерно такие же, как и в большинстве группах

2

3. Хуже, чем в большинстве групп

1

4. Не знаю

1

C. К производственному обучению:



1. Лучше, чем в большинстве групп

3

2. Примерно такие же, как и в большинстве группах

2

3. Хуже, чем в большинстве групп

1

4. Не знаю

1