От обучения к самообучению — Учебно-профессиональная деятельность | Обучение и развитие детей

От обучения к самообучению — Учебно-профессиональная деятельность

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии От обучения к самообучению — Учебно-профессиональная деятельность
От обучения к самообучению — Учебно-профессиональная деятельность
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
От обучения к самообучению
Учебно-профессиональная деятельность
Социальные и профессиональные требования к работающему населению
Все страницы
Страница 2 из 3

1.2. Учебно-профессиональная деятельность

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:

•существуют различные способы приобретения знаний, умений и способностей;

•учебно-профессиональная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная и профессиональная деятельности;

•все компоненты учебно-профессиональной деятельности должны быть освоены с тем, чтобы планировать, организовывать и контролировать процесс образования самостоятельно.

В результате выполнения заданий вы сможете:

•определять характеристику учебно-профессиональной деятельности в зависимости от мотивации;

•переводить объективную структуру задачи в ее субъективную структуру.

Ключевые понятия: учебно-профессиональная деятельность; компоненты учебно-профессиональной деятельности; мотивация.

1.2.1. Способы приобретения жизненного опыта

На первый взгляд может показаться, что процесс обучения — явление сложное, но вполне знакомое, ведь каждый человек включается в этот процесс с момента своего рождения. Мы все время учимся, приобретая жизненный опыт в виде знаний, умений, навыков, способностей, причем делаем это разными способами, которые могут быть специально организованы старшим поколением для передачи накопленного багажа знаний или стихийными, неорганизованными. В данном случае речь пойдет об использовании таких способов, как обучение, учение, учебная деятельность.

Кратко охарактеризуем эти способы.

Обучение рассматривается как комплекс педагогически обоснованных форм общения и взаимодействия преподавателя и учащихся. Цель педагогического взаимодействия направлена на достижение целей образования. Это всегда совместная целенаправленная деятельность, в ходе которой осуществляется не только обучение и воспитание ученика, но и его личностное развитие.

Учение — это индивидуальное, целенаправленное, осознанное действие самого человека, направленное на присвоение общественно-исторического опыта и формирование на его основе индивидуального опыта. Учение специально организовывается в процессе обучения.

Обучение и учение являются педагогическими терминами. В традиционной педагогике сложилось отношение к ученику как к объекту педагогического воздействия, когда проблемы «зачем учить» (цели обучения), «чему учить» (содержание обучения) и «как учить» (технологии, обучения) решаются без привлечения самого человека. Поэтому человек может учиться, накапливать знания, совершенствовать умения, но при этом никаких изменений в психическом развитии у него не наблюдается, то есть не происходит развития мыслительной деятельности, не проявляются творческие способности, внимание и память остаются на прежнем уровне. Происходит это, в первую очередь, из-за того, что сам ученик не принимает ответственности за эффективность и результаты своего обучения, перекладывая эту ответственность на учителя, человека, который организует учебный процесс.

Многие люди полагают, что сама жизнь может исправить погрешности обучения, и человек на своем опыте («горьком») доучится. К сожалению, это заблуждение. Сама по себе жизнь редко способствует саморазвитию человека. Темп жизни, ее разнообразие, фрагментарность не оставляет времени для размышления, анализа своего опыта. А без размышления как понять, почему в одном случае удалось успешно что-то сделать, а в другом аналогичном случае постигает неудача. В таких ситуациях человек склонен извлекать «неправильные уроки», обвиняя других людей, какие-то внешние обстоятельства.

Выход один — самостоятельно целенаправленно выстраивать свой путь личностного развития и профессионального роста.

1.2.2. Структура учебно-профессиональной деятельности

Учебная деятельность — понятие психологическое. Это индивидуальная деятельность самого человека, в которой он выступает как субъект учебного процесса, то есть он сам определяет, «зачем» ему учиться, что именно следует изучать и какими способами. В отличие от традиционной педагогики, студент выступает как субъект учебной деятельности. Это означает, что он является полноправным участником образовательного процесса: он активен, знает, зачем, что и как делать, и тем самым влияет на ход собственного учения и развития.

Учебно-профессиональная деятельность направлена на освоение знаний, умений, способностей, позволяющих человеку стать компетентным профессионалом, приобрести свою профессиональную индивидуальность. Провозгласить себя субъектом деятельности, в том числе и учебной, просто. Но для того, чтобы другие признали в вас полноправного партнера, необходимо много потрудиться.

Учебно-профессиональная деятельность продолжает психическое развитие человека, в результате которой:

1)профессионализируются познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, речь);

2)формируются устойчивые профессиональные интересы и потребности;

3)вырабатываются способы поведения, адекватные (приемлемые) в соответствующей профессиональной сфере.

Учебно-профессиональная деятельность не имеет возрастных границ, и ее полновластным хозяином является сам человек, который самостоятельно совершенствует себя в выбранной профессии.

Структура учебно-профессиональной деятельности аналогична любой другой деятельности: игровой, учебной, трудовой, общения. Она включает четыре звена: мотивационное, ориентировочно-планирующее, исполнительное, контрольно-оценочное. Каждое звено состоит из компонентов (мотивы, задачи, действия), а те, в свою очередь, имеют соответствующие элементы (табл. 2).

Таблица 2

Структура учебно-профессиональной деятельности



Звено

Компонент

Составляющие

1

Мотивационное

Мотивы учебно-профессиональные

познавательные; социальные; внешние.

2

Ориентировочно-планирующее

Задачи учебно-профессиональные

специально-предметные; общепсихологические; общелогические; зефлексивные; и др.

3

Исполнительное

Действия учебно-профессиональные

обобщение; применение; построение гипотез; моделирование; и др.

4

Контрольно-оценочное

Действия контроля

по результату; по продукту; планирующее.



Компоненты учебной деятельности соответствуют компонентам учебного процесса. Мотивационное звено — это перечень различных мотивов («Зачем я это делаю?»), каждый из которых определяет соответствующие им учебные цели. Ориентировочно-планирующее звено — это учебное содержание («Что я изучаю?»), которое представлено в виде различного типа учебных и учебно-профессиональных задач. Исполнительное звено — это набор учебных действий и универсальных методов («Как я изучаю»), которые подлежат специальному освоению. Контрольно-оценочное звено — это набор действий контроля и оценки, которые позволяют определить качество и эффективность учебного процесса в целом. Следует подчеркнуть, что контроль и оценка, хотя и являются завершающим этапом, пронизывают весь учебный процесс, корректируя эффективность каждого этапа (звена).

1.2.3. Мотивация в учебно-профессиональной деятельности

Мотивация — это одно из ключевых психологических понятий, оно объясняет истоки активности человека. Мотивация — понятие широкое, оно включает потребности и установки, стремления и интересы, влечения и привязанности. Другими словами, акцент в мотивации делается на том, ради чего человек осуществляет свои действия и поступки.

Осваивая ту или иную профессию, человек может опираться на самые различные мотивы.

Например, интересы человека лежат в сфере познания, и он решил посвятить себя научной деятельности. Поэтому в учебно-профессиональной деятельности основным двигателем станут познавательные мотивы. Поначалу это может быть ситуативный интерес к тем занимательным и парадоксальным фактам и закономерностям, которые содержит в себе выбранная им научная область, затем к теоретическим принципам, идеям и концепциям, методам познания.

Интересы другого человека могут лежать в социальной сфере, и для него выбранная профессия является способом занять определенное место в жизни. Поэтому его в учебно-профессиональной деятельности будут поддерживать социальные мотивы. Они могут быть позиционные, узкие или широкие, с осознанием социальной значимости выбранной профессии.

Если студент так и не понял, какая профессия ему нужна, то мотивационным двигателем станут внешние мотивы. Конечно, полноценной учебно-профессиональной деятельности такие мотивы обеспечить не могут, но могут способствовать получению временных, узко прагматических результатов, например, помогут «не вылететь из вуза».

В структуре мотивации учения каждый мотив занимает определенное место: он может быть ведущим, доминирующим или сопутствующим.

Мотивация — самая мощная сила, которую необходимо знать и использовать. Если она окажется среди сил, препятствующих обучению, ничто другое ее не пересилит. Мотивация включает в себя эмоциональные процессы. Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностями достижения успеха в деятельности по реализации этих мотивов.

Если доминируют внешние мотивы, то наблюдается большая эмоциональная насыщенность. При возникновении неуспеха эмоции проявляются в виде бурной реакции, порой весьма агрессивной. Обсуждение в русле освоенных знаний, умений практически невозможно, ибо человека не интересует учебный процесс, а только формальный результат, в нашем случае — отметка. Наименьшая эмоциональная насыщенность характерна для зрелого внутреннего мотива. В этом случае реакция, в том числе и неуспеха, направлена на выяснение содержательных причин и способов их устранения.

Понаблюдайте за собой, как вы реагируете, когда оценивают ваши успехи?

Самообразование однозначно предполагает понимание того, зачем человек этим занимается. Важно понимать особенности собственной мотивации, ведь именно она будет поддерживать вас.

1.2.4. Способы построения учебного материала

Ориентировочно-планирующее звено включает не только вопрос о предметном содержании (что изучается), но и том, каким способом это происходит.

Обучение может идти разными путями и, следовательно, приводить к различным результатам. Существуют разные способы построения учебного материала, наиболее распространенными из них являются концентрическое построение, линейное построение и системное построение.

Концентрическое построение характеризуется тем, что теоретические сведения даются отдельными циклами, на которых основываются определенные системы знаний и умений, как правило, узкопрагматического характера. В этом случае неизбежны повторы, возвраты к пройденному материалу. Например, при изучении иностранного языка, вы выбираете несколько тем и осваиваете их, каждый раз возвращаясь, когда решите расширить свое познание: обед в кафе, обед в ресторане и т.п.

Линейное построение характеризуется последовательным раскрытием логики самого учебного предмета. Например, вы начинаете изучать историю развития языка, историю народа — носителя этого языка и т. п.

Системное построение — самое эффективное, но и самое сложное для реализации. Оно является продуктом системного анализа учебного содержания, когда выделяется нечто генетически исходное (морфема, корень слова), развитие которого и приводит к появлению бесконечного разнообразия. В этом случае вы сами становитесь способны порождать новые слова. Если использовать тот же пример с изучением иностранного языка, то при таком подходе выделяются основные элементы и способы их преобразования. Затем из исходного слова вы самостоятельно порождаете его производные: ход, вход, входить, поход, походный, ходовой и т.п.

При самообразовании вы сами выбираете предпочтительный для вас способ построения материала. Смотрите, сравнивайте и выбирайте.

В рамках содержания, которое вы намерены освоить, главное место занимают задачи. Именно задачи, а не знания сами по себе. Знания, конечно, нужны, но они нужны для того, чтобы с их помощью решать различные профессиональные задачи.

Чем отличается учебная задача от конкретно-практической задачи, которые вы обычно решаете? Ничем. Это одна и та же задача, разница в том, как вы воспринимаете задачу.

Если человек воспринимает задачу как единичную ситуацию и стремится только к получению правильного результата, то он решает конкретную, утилитарную задачу, в наивной надежде, что больше таких задач ему решать не придется. Если человек подходит к задаче как к представителю целого класса аналогичных ситуаций и ставит своей целью отыскать общий способ решения соответствующих задач, то он решает учебную задачу.

Поставить перед собой учебную задачу, значит войти в ситуацию, требующую нахождения общего способа разрешения этой задачи во всех возможных, конкретных вариантах условия. Поэтому человеку достаточно решить только одну задачу, и про него говорят — способный, ведь он освоил способ.

Профессиональные задачи, в отличие от специально разработанных учебных задач, никогда не бывают «очищенными» от контекста, чего-то второстепенного, несущественного. Для того чтобы облегчить переход от учебных к профессиональным задачам, используются разные типы учебно-профессиональных задач.

Пусковым механизмом в процессе решения задач является проблемная ситуация, когда возникает конфликт между тем, что дано человеку, и тем, чего он намерен достигнуть.

Проблемная ситуация — понятие субъективное, ведь то, что является проблемой для одного, для другого таковой не является. Мыслительная деятельность сложна, она требует от человека больших энергетических затрат, поэтому он порой неосознанно оттягивает принятие ответственности за проблемную ситуацию в надежде на то, что она «пройдет сама собой, как-то рассосется». К сожалению, все происходит наоборот, и если человек оттягивает решение проблемы, то ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Предположим, человек осознал ситуацию как проблемную и принял ответственность за ее решение. С этого момента мобилизуется мыслительная деятельность, и разрешение проблемной ситуации переходит в постановку задачи.

Любая предметная сфера знаний использует понятие «задача». Ее объективная структура едина для всех, будь то математика или философия.

Объективная структура задачи:

Дано: набор условий.

Надо: требования к результату.

Когда за решение задачи берется человек, то он вклинивается в ее объективную структуру, привнося в нее свои индивидуальные особенности, знания и способы действия. Человек трансформирует данные ему объективные компоненты (дано, надо) в субъективные (цель, условия) компоненты; говоря языком математики, человек должен «поставить задачу».

В результате перевода структуры задачи в ее субъективную форму получается следующее:

Шаг 1: требования к результату (надо) преобразуются в субъективно поставленную цель.

Шаг 2: набор условий (дано) преобразуются в средства достижения цели.



Рис. 1. Структура задачи

Схематически это можно представить на рис. 1.



Следовательно, от человека требуется четко определить заданную цель и точно описать условия, необходимые для ее достижения. Казалось бы, все уже задано, тогда почему так тяжело решать задачи. Вспомните, с каким трудом вы решали простенькие задачки в школе.

Что делает задачу трудной? За счет чего объективная сложность задачи не совпадает с ее субъективной трудностью?

Во-первых, понимание цели и ее реальная формулировка.

В учебной деятельности принципиальным является два вида целей: достижение конкретного результата (получить ответ, совпадающий с ответом в учебнике) или открытие способа решения задач данного типа. Иными словами, для чего вы решаете задачу: чтобы научиться решать или получить единичный результат?

Во-вторых, определение условий достижения целей и средств ее достижения. Одно из важнейших средств достижения любой цели является сам человек, не только его знания и умения, но мотивация, ценности, психологические установки и т.п.

1.2.5. Учебные действия, действия контроля и оценки

Преподаватель создает некое предметное (математика, физика и т.д.) поле вариантов задач с разным сюжетом. Решение задач, будь то научно-исследовательские или конкретно-практические задачи, осуществляется специальными методами. Первоначально эти методы выступают как учебные, подлежащие специальному усвоению. Если вы не освоили их в процессе обучения, то вам придется сделать это самостоятельно. В противном случае, освоение сложного материала окажется не под силу. О каких методах идет речь?

Во-первых, всеобщие, универсальные методы, которые лежат в основе целого блока учебных дисциплин. Как всеобщие методы они разрабатываются в недрах логики, философии. Овладевая этими методами, человек приобретает определенные способности (способы), например технические или гуманитарные.

Во-вторых, общие методы. К ним относятся математические, статистические, моделирования, проектирования и другие. Владение этими методами позволяет человеку решать не только те задачи, которым его научили, но и аналогичные им. В этом случае можно предположить наличие у человека предметных способностей, например математических или лингвистических.

В-третьих, частные (специальные) методы, которые разрабатываются в каждой конкретной области, они пригодны для решения конкретных задач.

Какими способами овладеет учащийся, зависит только от поставленной им самим цели.

В процессе самообразования вы впервые столкнетесь с тем, что вас некому контролировать и оценивать. Не будет никого, кто станет заставлять учиться, ругать и ставить двойки, того, кто похвалит и поставит заслуженную отличную оценку. Все это придется делать вам самому: самоконтроль и самооценка. Поэтому важно знать, какие виды контроля существуют и как можно контролировать с максимальной эффективностью для себя.

Существуют разные формы и виды контроля.

Самый известный и самый неэффективный вид контроля — это контроль по конечному результату. Курс завершен, обучение закончилось, вы сдаете экзамен и получаете «слабенькую тройку», что равносильно профнепригодности. Следовательно, учебное время потрачено зря, и вернуть его уже нельзя. Нет, конечно, можно вновь сесть изучать тот же курс, только надо ли?

Другой вид — пошаговый (текущий) контроль. Функция этой формы контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности выполнения заданий на каждом этапе обучения. Что, в свою очередь, создает возможность своевременной коррекции освоения знаний и формирования умений.

Однако самым эффективным, особенно при самостоятельном освоении материала, может стать прогнозирующий (опережающий) контроль. Этот тип контроля начинает реализовываться еще до начала работы. Он состоит в том, что вы сами определяете, из каких этапов будет состоять ваша работа, что будет составлять первый этап, что второй и т.д. Наличие плана с указанием сроков, объема и качества освоения, является основой прогнозирующего контроля. Первоначально будет сложно составить такой план, но если вы постоянно будете его корректировать, то со временем сможете управлять своим обучением, опираясь на реальные сроки и достигая запланированного качества.

Человеку важно, чтобы его деятельность была оценена. В данном случае оценки себе вы тоже ставить будете сами. И ваша оценка должна быть честной, адекватной. Согласитесь, есть ли смысл обманывать самого себя, если то, что вы делаете — это реализовываете собственное желание учиться.

Действия оценки тесно связаны с действиями контроля. Оценка должна быть не просто формальной констатацией, а содержательным качественным рассмотрением результата усвоения. Оценка позволяет определить, решена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению других задач, или же необходимо решать новые варианты той же задачи. Повторяю, важно, чтобы ваша оценка была адекватной.

1.2.6. Проверь себя

Задание 3.

Деятельность, в том числе учебно-профессиональная, характеризуется одиннадцатью параметрами (табл. 3). В зависимости от того, какая мотивация преобладает (положительная или отрицательная), параметры деятельности оказываются различными.

Соотнесите характеристики деятельности при различной мотивации с параметрами этой деятельности.

Характеристики деятельности: должен, необходимо, хочу, отталкивающие, привлекающие, позитивные, негативные, высокая, низкая, значительная, незначительная, механическая, осмысленная, продуманная, слабая, сильная, неподвижность, неудовлетворенность, удовлетворенность, удрученность, оживленный, быстрый, вялый, медленный, легкость перехода от одних мыслительных действий к другим, ригидность мышления, учение не требует особых усилий, учение с большими усилиями и быстрой утомляемостью.

Таблица 3

Сравнительная характеристика деятельности при различной мотивации

Наименование

Характеристика параметров деятельности при мотивации

параметров деятельности

позитивной

негативной

Характеристика целей

 

 

Побудительность целей

 

 

Темп работы

 

 

Длительность работы

 

 

Отвлекаемость

 

 

Разнообразие фантазии

 

 

Интеллектуальная гибкость

 

 

Когнитивная организация

 

 

Наблюдательность

 

 

Эмоциональная окраска и настроение

 

 

Потребность в усилиях

 

 

Как видите, разница прослеживается по двенадцати выделенным параметрам, и она очень ощутима.

Подумайте, как вы будете использовать знания о сравнительной характеристике деятельности при различной мотивации в своей учебе.

С какого параметра следует начинать?

Задание 4.

Перед решением задачи, зафиксируйте письменно перевод объективной структуры в субъективную структуру. Приступайте к решению следующей задачи только после того, как проанализировали причины, почему вы смогли решить предыдущую.

Задача «Семь колец».

Человек хочет остановиться в гостинице на неделю, но у него нет денег. Хозяин гостиницы не дает номер в долг, но у человека есть золотая цепь, состоящая из 7 звеньев. Хозяин согласен принимать как плату за проживание по одному звену цепи за каждый день.

Каким образом постоялец сможет выполнить это требование с помощью одного разреза на цепочке?

Субъективная структура:

Цель:

Условия достижения цели:

Ваше решение:

Если вы решили разрезать всю цепочку вдоль, испортив все кольца разом, то это неверное решение.

Подсказка. Эту задачу успешно решают те, кто изучал экономику и торговое дело. Для тех, кто ходит в магазин, задача тоже не представляет сложности.

Задача «Пустыня».

Путешественнику необходимо совершить шестидневный переход через пустыню. Он может взять с собой любое количество носильщиков, но сам путешественник и каждый из носильщиков могут взять с собой лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека.

Какое наименьшее число носильщиков потребуется для этого перехода?

Субъективная структура:

Цель:

Условия достижения цели:

Ваше решение:

Если вы решили оставить носильщиков без еды, то это неверное решение.

Задача «Посадить деревья».

Как посадить девять деревьев в десять рядов по три дерева в каждом ряду?

Субъективная структура: Цель:

Условия достижения цели: Ваше решение:

1.2.7. Комментарии

К заданию 3.

Это задание не требует особых комментариев. Посмотрите (табл. 4) на то, как распределяются характеристики, и вы поймете, насколько эффективнее проходит обучение, если вы реально хотите учиться!

Таблица 4

Сравнительная характеристика деятельности

Наименование параметров

Характеристика параметров деятельности при мотивации

деятельности

позитивной

негативной

Характеристика целей

хочу

должен, необходимо

Побудительность целей

привлекающие, позитивные

отталкивающие, негативные

Темп деятельности

оживленный, быстрый

вялый, медленный

Длительность

значительная

незначительная

Отвлекаемость

слабая

сильная

Разнообразие фантазии

значительное

незначительное

Интеллектуальная гибкость

доступность, легкость перехода от одних

мыслительных действий к другим

неподвижность, ригидность мышления

Когнитивная организация

продуманная, осмысленная

механическая

Наблюдательность

высокая

низкая

Эмоциональная окраска и настроение

удовлетворение, позитивный настрой

неудовлетворенность, удрученность

Потребность в усилиях

учение не требует особых усилий

учение требует больших

усипри различной мотивациилий, быстрая

утомляемость

Тип педагогической ситуации

влечение к цели

оказание давления и барьеры

К заданию 4.

Задача «Семь колец».

В понятие товарообмена включен такой компонент, как «сдача». Еще раз посмотрите условие задачи. Почему вы решили, что нельзя пользоваться сдачей? Именно сдача является адекватным способом переструктурирования этой задачи. Если вы пытались ее решить как комбинаторную задачу, игнорируя контекст купли-продажи, то она действительно не решается.

Решение:

Разрез делается на третьем кольце цепочки, и в результате цепочка распадается на три части: одно кольцо, два кольца и четыре кольца.

В первый день вы отдаете одно кольцо.

Во второй день — два, а хозяин гостиницы возвращает вам одно кольцо как сдачу.

На третий день вы приносите это же кольцо.

На четвертый день вы отдаете связку из четырех колец и получаете сдачу — одно и два кольца.

На пятый день отдаете одно кольцо.

На шестой день вы приносите два кольца и получаете сдачу — одно кольцо.

На седьмой день вы отдадите одно кольцо.

Задача «Пустыня».

Это типовая задача для путешественников, например, тех, кто идет в горы, спускается в пещеры или пересекает пустыню. Сопровождение путешественников — это одна из основных сфер, где местные жители могут заработать деньги.

Сложность решения заключается в том, что те, кто решает задачу, почему-то думают, что носильщики не едят, когда идут вперед или возвращаются назад.

Решение:

Два носильщика, один из которых вернется обратно после первого дня пути, а другой — после второго дня пути.

Выходят три человека, и у каждого запас пищи и воды на 4 дня. Следовательно, всего 12 (4х3) пайков. Первый день: три человека съедают три пайка и один оставляют носильщику, который возвращается назад.

На второй день остаются двое. Они съедают два пайка, и два берет с собой второй носильщик, которому для возвращения требуется два дня.

На третий день путешественник остается один, и у него запас на четыре дня — ровно столько, сколько нужно, чтобы пересечь пустыню.

Задача «Посадить деревья».

Эта задача известна как задача Ньютона (рис. 2). Решение:

Рис. 2. Решение задачи Ньютона

Сложность в решении возникает в том случае, если решающий человек думает, что расстояние между деревьями одинаковое. Но в условиях этого нет.



<< Предыдущая — Следующая >>