От обучения к самообучению — Социальные и профессиональные требования к работающему населению | Обучение и развитие детей

От обучения к самообучению — Социальные и профессиональные требования к работающему населению

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии От обучения к самообучению — Социальные и профессиональные требования к работающему населению
От обучения к самообучению — Социальные и профессиональные требования к работающему населению
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
От обучения к самообучению
Учебно-профессиональная деятельность
Социальные и профессиональные требования к работающему населению
Все страницы
Страница 3 из 3

1.3 Социальные и профессиональные требования к работающему населению

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:

•к представителям любого вида деятельности предъявляются социальные и профессиональные требования;

•социальные ограничения — явление временное, список ограничений постоянно пересматривается;

•самые мощные и трудно преодолеваемые ограничения — те, которые накладывает на себя сам человек.

1.3.1. Социальные требования и ограничения

Люди стремятся подобрать профессию «под себя», чтобы иметь возможность, учитывая свои особенности, в максимальной степени осуществить свои желания и намерения, самореализоваться. В противном случае человек чувствует себя не на своем месте и страдает от этого.

С другой стороны, профессия тоже «выбирает» своего человека. Какую профессию вы бы не решили освоить, неизбежно столкнетесь с ограничениями, в том числе к здоровью, которые общество предъявляет к ее представителям.

После окончания тяжелейшей второй мировой войны было решено создать (7 апреля 1948 г.) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) «с целью достижения наиболее высокого уровня здоровья, которое только возможно в данных условиях, для всех народов мира».

Любая профессиональная деятельность влияет на здоровье, приводит к профессиональным заболеваниям. Поэтому в медицине разрабатываются требования к уровню здоровья работающего населения, условиям труда, и строго следят за соблюдением этих требований. Диспансеризация проводится для всех, но кто-то проходит ее ежегодно, кто-то — каждые три года, а кто-то — перед каждым выходом на работу.

Есть входящие требования, то есть те, которые определяют, может ли человек, освоив профессию, впоследствии работать по ней. Под особо пристальным вниманием медиков находятся профессии, в которых от специалиста зависит жизнь как самого человека, так и других людей.

Список социально-медицинских ограничений, которые накладываются на ту или иную профессиональную деятельность, периодически пересматривается. Изменяется характер труда, совершенствуются условия работы, успехи медицины впечатляют. Все это позволяет расширять круг людей, для которых полностью или частично снимаются медицинские ограничения.

Однако любая профессиональная деятельность осуществляется в обществе и предполагает наличие коллективов и межличностное взаимодействие внутри них. Невозможно устранить приказами «сверху» социально-психологические ограничения, возникающие внутри профессиональных коллективов. Каждому человеку приходится самостоятельно налаживать отношения с коллегами, преодолевать межличностные преграды, и этот путь сложен для каждого.

Особенно тяжело приходится тем, кто по какой-то причине оказался в списке лиц с ограниченными возможностями тем, кто вынужден работать по особому графику или отказываться от выполнения каких- то заданий. Всегда находятся те, кто смотрит на них с недоверием, а порой и с неприязнью. Люди в принципе не любят, когда кто-то оказывается на особом положении. Их не волнует, по какой причине человек оказался в более привилегированном положении, чем они. Им самим плохо, они чувствуют обиженность, и именно это определяет их поведение. Как правило, такое поведение закладывается еще в детстве. Например, у старшего ребенка по отношению к младшему и наоборот: «почему ему можно, а мне нельзя». Вырастая, человек постоянно находит поводы для проявления этого чувства. Поэтому, столкнувшись с подобной реакцией какого-то человека, не воспринимайте ее на свой счет, он со всеми такой.

1.3.2. Профессиональные требования

Трудовая деятельность современного общества настолько усложнилась, что приходится тратить не одно десятилетие, чтобы освоить профессию. Более того, еще в середине ХХ в. ставилась цель получить образование, которого хватило бы до конца профессиональной жизни. XXI в. породил новый лозунг — «образование через всю жизнь». Технический прогресс достиг такой скорости, что человеку не удается оставаться в своей профессии, имея в распоряжении то, что было приобретено в процессе обучения в институте.

Качественно меняется образование на всех уровнях: начальном, среднем, высшем. Меняются содержание и формы, условия обучения и контроля. На смену традиционному подходу в подготовке специалистов пришел компетентный подход, и само понятие образование меняет смысл. Традиционное образование исходит из понимания образования как образцевание, то есть обучение через образец. Современный подход в основу понятия «образование» ставит слово «образ». Акцент в современном образовании делается на самого человека, на его самообразование.

В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры: материальной, социальной, духовной.

Требования к уровню профессиональной компетентности специалиста прописаны в ФГОСВО по каждому направлению и уровню подготовки. Обучаясь в вузе, вы будете осваивать общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. Эти компетенции определяют профессию. Уровень усвоения проверяется на экзаменах и зачетах. Контрольные мероприятия — это те ограничительные линии, которые необходимо пересечь, чтобы получить право работать по выбранной вами профессии.

Другие требования, также прописанные в ФГОСВО, носят универсальный характер и предъявляются ко всем обучающимся, независимо от направления вуза: технический, гуманитарный или творческий. Это общекультурные (гуманитарные) компетенции (ОК), они определяют уровень социальной и личностной компетентности специалиста.

Общекультурные компетенции являются неотъемлемой частью нашей жизни. По отношению к вашей профессии общекультурные компетенции является фоновыми, как бы подчеркивая, что это общечеловеческая плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий.

Занимаясь самообразованием, не забывайте включить для себя задачи по расширению своего кругозора. Чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков позволит вам стать интересным человеком.

Тут следует сделать маленькое уточнение. Для того, чтобы стать желанным в любой компании, надо еще уметь отдавать, то есть быть хорошим рассказчиком, благодарным слушателем и, конечно, в общении с людьми проявлять доброжелательность, подходить к любой ситуации с чувством юмора. Сложно? Ни в коем случае, поскольку все это зависит только от вас и находится в зоне вашего контроля.

1.3.3. Знания как условие вхождения в профессиональную жизнь

Случалось так, что в процессе тысячелетнего развития человека его психические функции (ощущения, чувства, мышление, эмоции, память и т.д.) развивались неравномерно. Когда появлялись новые формы, прежние оставались, но свое значение они постепенно теряли, поэтому их прекращали развивать. Все, что было основным на ранних этапах цивилизации (интуиция, сенсорные способности и др.), воспринимается современным человеком как мистика, что-то не объяснимое с позиции науки.

Различие людей разных уровней цивилизации весьма значительно. С физиологической точки зрения мы все одинаковые, никаких различий найдено не было. Психологи также не находят принципиальных различий.

Тогда в чем различие? В разных картинах мира, в которых живет человек. Человечество знает четыре картины: мифологическая, религиозная, натурфилософская, естественнонаучная. Каков окружающий нас мир на самом деле, никто не знает. Животные воспринимают мир, но их картинка (образ) совсем иной, чем наш. Точно также различны картинки окружающего у людей, живущих в разных мировоззренческих мирах. Американцы описали такой случай. В одну глухую деревню в джунглях они привезли фильм о достижениях американцев: самолеты, ракеты, корабли и т.п. Фильм длился три часа в полной тишине, лишь однажды все вдруг радостно встрепенулись, замахали руками. Они наконец-то увидели. Как вы думаете, что это было? Это были куры! Больше ничего, просто белый экран и мелькающие полоски. Парадокс? Нет.

Наши глаза учатся видеть и видим мы только то, что знаем. Сам механизм зрительного восприятия у всех один и тот же. Различий нет, а вот картинки разные. Решили («Я знаю»), что мир — мрачный, серый, враждебный, таким он и предстанет перед вами. Если решили («Я знаю»), что мир яркий, светлый, доброжелательный, таковым он и окажется для вас.

В начале становления человечества ведущей формой познания мира были чувственные формы, которые постепенно вытеснялись рациональными. Окончательная, как принято говорить, победа разума над чувствами позволила человечеству сделать колоссальные успехи в материальной сфере. Но, как это всегда бывает, полученные плюсы породили ряд минусов.

Во-первых, разделение души и тела, причем тело было признано (религия) чем-то неважным, тем, с чем по какой-то причине следует бороться. Понятно, что полная победа над телом — физическая смерть.

Во-вторых, разделение души на рациональное и иррациональное, когда возникают противопоставления: сознание и подсознание, мышление и чувства. К тому, что получило название иррациональное, стали относиться как к ложному, неправильному (наука), чему не следует доверять и не поощрять в развитии.

Как результат, человек, будучи единым по своей природе, оказался буквально «разорванным» на отдельные части. В таком состоянии быть счастливым практически нереально. Недаром среди разных советов мудрецов главный — достичь гармонии, быть в гармонии с самим собой.

Психология, наука о душе, оказалась разорванной. Ни одна сфера знаний не претерпела такого мощного давления со стороны социума, как психология. Душа и ее проявления присутствуют во всех мировоззренческих картинах мира. Воспринимают по-разному, но ее наличие никто не отрицает. Психологические знания тысячелетия скапливались по крупицам в разных областях и направлениях. Эти знания разрозненные, и все попытки создать единую психологию, как созданы другие естественные науки, никому не удается.

Есть психология классическая западная, в том числе и российская, которая работает с соблюдением требований естественных наук. Ее интересы сосредоточены на том, что доступно научному познанию и может быть описано научным языком как всеобщее, объективное. Внутри этой психологии существуют десятки направлений, которые претендуют на свое понимание психологии как науки, ее целей и возможностей. Классическая психология привлекает внимание, в первую очередь, специалистов, но человека неподготовленного она не заинтересует: непонятно.

Психологии, работающей по законам естественных наук, многое неподвластно. Здесь как нельзя лучше подходят строчки, написанные К. Бальмонтом:

«Вы разделяете, сливаете,

Не доходя до бытия. Но никогда вы не узнаете, Как безраздельно целен я».

Есть практическая психология, интересы которой группируются вокруг личности, ее индивидуальных особенностей и всего того, что трудно объяснить. Эту психологию интересует нечто субъективное, но помогающее человеку в его непростой жизни. Практическая психология рассматривает человека как целое и неделимое. Она существует по законам и правилам гуманитарного знания, которые принципиально отличаются от тех, по которым строится знание естественнонаучное и техническое.

Гуманитарное знание:

1)это поиск ответов на смысловые вопросы: жизнь, труд, любовь, поступок. Оно помогает человеку ставить смысловые вопросы и находить на них ответы в любой профессиональной сфере;

2)деформализованное — многозначно и многолико, то есть это мнения, взгляды, а не система однозначно зафиксированных законов и правил. Каждый человек ищет и находит свой смысл;

3)индивидуализированное — побуждает человека искать себя, а не следовать за социальными эталонами, понимая их относительность и неизбежную смену;

4)креативное — если техническое образование толкает человека на поиск единственно правильного решения, то гуманитарное образование ориентирует на поиск множества решений;

Данное учебное пособие представляет собой некую комбинацию психологических знаний, полученных в разных психологических направлениях. Критерием отбора учебного материала была их ориентированность на практику, возможность использовать для своего личностного развития и профессионального роста.

Ваша задача — собрать предлагаемый материал в целостную картину, которая будет вашей и только вашей.

Следует помнить, что эффективность применения психологических знаний напрямую зависит от того, сумеет ли человек воссоединить рациональное и иррациональное. Мышление (сознание) придумает, принимает решение, а энергию для воплощения в жизнь дадут эмоции (подсознание).

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

1.Жизнь есть движение, изменения. Начиная двигаться, человек неизбежно сталкивается с ограничениями, преодолев которые, он расширяет свои возможности. Поэтому говорят: «Трудности несут в себе равный им потенциал». Воспользуйтесь ими.

2.Образование (самообразование) — это творение себя как человека культурного (образованного), стремящего жить в гармонии с самим собой, способного утвердиться в профессиональном мире и социальной среде. Не допускайте перекосов: профессиональный рост непременно должен сопровождаться личностным развитием.

3.Понять, как человек мыслит, значит понять все о нем: как он воспринимает окружающий мир, как видит себя и свое место в этом мире; как знания о мире и о себе используются человеком для управления собственным поведением. Пойми, как мыслишь ты сам.

4.Существует объективная и субъективная структура задачи. Поэтому прежде чем решать задачу, следует перевести ее объективную структуру в субъективную.

5.Любая задача может быть принята или не принята человеком как учебная. Если задача принята как учебная, есть стремление найти способ решения, адекватный для широкого круга задач, то происходит интеллектуальное развитие, формируются способности.

Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016

<< Предыдущая — Следующая