Интеллектуальное и творческое развитие детей

Основы педагогической духовности

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Основы педагогической духовности

Основы педагогической духовности
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Л.Г.Гросу

Призвание учителя в православном осознании открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека.

Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божия, что вернее всего содействует истинному благу людей.

Характер учительского труда, по мнению И.А.Ильина, можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и, особенно, радость и духовное наслаждение, которое испытывает учитель в своей деятельности. Учительское звание – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка… самой своей личностью, и происходит это подсознательно. Влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках.

Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика. У учителя такое знание может появиться только тогда, когда он в своей душевной тьме отыщет свет, образ и подобие Божие. Религиозная настроенность в учителе, с моей точки зрения, является живой воспитательной силой.

Учитель должен быть сыном своего народа, любить его. Он должен воспитывать в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать любовь к Отечеству, способную на самопожертвование.

Все нравственные качества народа коренятся в его вере. Народ это инстинктивно сознает, и поэтому религиозное образование составляет его душевную потребность.

Национальный дух нужен в воспитании не для того, чтобы вызвать в детях гордость и преувеличенное самомнение, а для того, чтобы сохранить и утвердить в их сознании и сердце дорогое достояние народной истории, заветы и лучшие идеалы старины, чтобы в свете этих идеалов совершенствовать свою жизнь.

Учитель-космополит – уродливое явление, беспочвенное и вредоносное.

Любовь есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю уготовано положение отца. Любовь для своего выражения не требует слов, но показывает себя делами. Плодом ее будут взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения.

Христианская любовь укрепляет лишь то, что возвышено, совершенно, свято, ибо ведет к духовной высоте.

Школа, где обустроена такая жизнь, при которой ученики и учителя идут в одном направлении, младшие без надрыва перенимают и усваивают традиции, культуру, жизненный опыт старших, в творческом труде продолжая традиции отцов, создают новое, естественным образом вытекающее из всей истории поколений, живут одним делом – вокруг главного Предмета жизни.

И. А. Ильин считал, что семья и школа должны научить человека видеть и разуметь ткань Божьего дела на земле, – чтобы знать, как можно войти в неё и как следует включить себя в её жизнь. Система предметного воспитания должна возродить и укрепить поруганные традиции религиозного и патриотического воспитания.

А что значит предметное воспитание? Это создание и примирения трёх основ, «трёх законов духа»: свободы, любви и предметности. Это значит связать себя (своё сердце, свою волю, своё воображение, своё творчество, свою борьбу) с той ценностью, которая придаёт моей жизни высший, последний смысл… Божьему делу, «Царству божьему», но откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории.

Для сохранения и укрепления белорусской ментальности необходимо знать, что укреплять и сохранять – национальный дух.

Национальный дух есть обращение к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Это вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Это воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно жил и созидал. Это система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры.

Вот почему национальное чувство есть огонь, ведущий человека служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божьем и в дарах его Благодати.

Творческий акт не изобретается каждым человеком для себя, выстрадывается и вышивается целым народом на протяжении веков. Душевный уклад труда и быта, и духовный уклад любви и созерцания, молитвы и познания, при всем его личном своеобразии, имеет еще и национальную природу, национальную однородность и национальное своеобразие.

Белорусская ментальность есть как бы климат души и почва духа; национальное чувство есть верная естественная тяга к своему климату и к своей почве.

«…создать нечто прекрасное, современное для всех народов – может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. «Мировой гений» есть всегда и прежде всего – «национальный гений». Истинное величие всегда почвенно».

«Подлинный гений всегда национален».

Белорусский народ и другие славянские народы сегодня являются носителями высшей духовной культуры и морали в мире. Задача созидания состоит в том, чтобы учителя обучали своих питомцев на научной основе, используя последние достижения науки: генетика 20 – 30 лет назад отвергла теорию дарвинизма, физика доказала, что мир имеет начало, что он спланирован.

Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить должен каждый сам. И это удастся ему тем более и тем лучше, чем глубже он укоренится в своем собственном, выстраданном и вымоленном духовным опыте…

«Наше общество переживает глубокий кризис – религиозный, духовный и национальный. Из него необходимо найти выход. Этот выход надо каждому из нас найти, прежде всего, в самом себе, творчески создать его, убедиться в его верности. И только потом можно будет указать его другим. Надо самому начать жить по-новому. Обновленные люди, одолевающие соблазн, найдут друг друга. Найдя, они соткут новую ткань духовного бытия. Это единственный путь. Иного нет» (И.А.Ильин).

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>