Основные техники, используемые в консультировании | Обучение и развитие детей

Основные техники, используемые в консультировании

На главную Психологическое консультирование Консультирование социальными работниками Основные техники, используемые в консультировании
Основные техники, используемые в консультировании
Психологическое консультирование — Консультирование социальными работниками
Основные техники, используемые в консультировании

1.Использование «открытых» вопросов. Не задавайте вопрос ради вопроса.Правильный вопрос — это самый главный компонент и очень мощный и эффективный инструмент в консультировании, направленном на изменение поведения. Иногда перед встречей имеет смысл обдумать и даже записать вопросы, которые, на ваш взгляд, имеют тот самый «заряд изменений».



2.Высказывание и демонстрация клиенту своей поддержки. Это позволяет клиенту осознать и принять тот факт, что у него достаточно сил и возможностей что-либо изменить, кроме того, это «батарейка» для роста мотивации на изменения. Важно, чтобы поддержка была искренней и уместной. (Например, «Приняв такое решение, Вы уже сделали огромный шаг в сторону изменений!», «Мне было приятно обсудить эту тему с Вами, спасибо, что Вы были искренни», «Я верю, что у Вас все получится, ведь, как выяснилось, эти трудности легко преодолимы» и т. д.)

3.Отражающее слушание (перефразирование, проверка правильности понимания сказанных слов, короткие резюме в ходе беседы), невербальная демонстрация внимания (кивки головой, зрительный контакт). (Например, «Вы имеете в виду, что…», «Насколько я понял, ситуация выглядит следующим образом…», «Это звучит, как будто…» и др.).

4.Подведение итога. Это дает возможность клиенту со стороны услышать собственный рассказ (что повышает уровень осознанности и в то же время позволяет провести некоторые корректировки), а кроме того, перейти к обсуждению другой темы.

Наряду с этим существуют конкретные модели поведения, которым консультант может научиться. Наиболее характерные из них указаны ниже:

Оценка уровня реагирования клиента, исходя из его высказываний.

Стремление понять «систему координат» клиента, в частности путем рефлексивного слушания.

Выражение приятия и аффирмации.

Выявление и выборочное усиление самомотивирующих высказываний клиента — выражение осознания проблемы, озабоченности, желания и намерения к изменению.

Мониторинг степени готовности клиента к изменениям и недопущение возникновения сопротивления, связанного с опережением клиента терапевтом.

Подтверждение свободы выбора и самонаправленности клиента.

Источник: Голубицкий, Е.А. Практическое пособие по консультированию : пособие для социальных работников / Е.А. Голубицкий, И.А. Лукьянович.— ООО «Полипринт». — Минск : 2012. — 48 с.