Организация совместной деятельности социального педагога и педагога — психолога | Интеллектуальное и творческое развитие детей
Интеллектуальное и творческое развитие детей

Организация совместной деятельности социального педагога и педагога — психолога

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Организация совместной деятельности социального педагога и педагога — психолога
Организация совместной деятельности социального педагога и педагога — психолога
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
Социально-педагогическая деятельность разнообразна. Основным действующим лицом в ней является социальный педагог, однако принимают участие, тесно связан с ней практически весь педагогический коллектив. Это обусловлено тем, что для достижения результата необходимо усилие многих субъектов педагогической деятельности, решение ряда педагогических задач невозможно только в рамках одной профессиональной позиции.

На наш взгляд, социальному педагогу необходимо в первую очередь сотрудничество с психологом школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож.

Перечислим основные направления совместной деятельности:

— организация работы с «трудными детьми», профилактика девиантного поведения;

— оказание помощи неблагополучной семье;

— социально-психологическое сопровождение учебно — воспитательного процесса;

— организация коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития;

— социально-психологическое сопровождение одарённых детей;

— оказание социально-психологической помощи приёмной семье;

— оказание помощи в успешной социализации детей и подростков, творческом развитии личности.

Формы организации совместной деятельности могут быть разнообразными. Согласно Л.И.Уманской, выделяют следующие формы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно взаимодействующая.

Совместная деятельность предполагает наличие общего плана действий, распределение операций между участниками деятельности и их координацию. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что согласование действий происходит на начальном этапе при планировании деятельности. Большую часть времени участники действуют параллельно друг другу. В данном случае совместность деятельности проявляется в разработке стратегического плана действий, который способствует тому, что деятельность одного участника не противоречит деятельности другого, более того, взаимодополняет и взаимоусиливает её. При этом каждый участник в основном действует индивидуально. По окончании деятельности подводятся итоги, проводится анализ: какой вклад внёс каждый участник в совместную деятельность, какой результат был достигнут и что этому способствовало.

Примером совместно-индивидуальной деятельности может быть разработка и реализация комплексно-целевых программ. Например, программа «Трудный подросток». В разработке принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, педагоги-воспитатели. Определяется стратегический план действий, основные направления работы, участие каждого в данной программе.

Совместно-последовательная форма совместной деятельности характеризуется последовательным согласованием действий её участниками. Эта форма совместной деятельности характеризуется более высокой степенью интеграции индивидуальных деятельностей. Совместная деятельность разбивается на определённые этапы (операции), согласование происходит перед или после выполнения определённого этапа. Например, в программе «Трудный подросток» выделяется следующая последовательность этапов: диагностический, консультационный, психолого-педагогическое просвещение, работа с семьёй «трудного подростка», коррекционная работа с подростком и др. После выполнения диагностического этапа определяется программа совместной деятельности социального педагога, психолога, педагога-воспитателя, происходит корректировка индивидуальной деятельности каждого участника. Корректировка и согласование происходит после выполнения каждого этапа. В данном случае увеличивается степень зависимости индивидуальной деятельности каждого участника от других.

Третьей формой совместной деятельности является совместно-взаимодействующая. Она представляет собой высшую форму интеграции деятельности каждого участника, при которой происходит непрерывное согласование и одновременное выполнение каждого этапа или операции несколькими участниками. Возрастает степень взаимообусловленности, взаимозависимости действий каждого участника, увеличивается степень ответственности, т.к. результат зависит от действий всех участников. Данная форма совместной деятельности возможна лишь при наличии коллектива, её по-другому называют индивидуально-коллективная. Ядром, вокруг которого будет формироваться коллектив, может быть социальный педагог и психолог. Школьный социально-психологический центр способен сплотить вокруг себя педагогов, участвующих в социально-педагогической деятельности.

Совместная деятельность возникает при наличии определённых условий. Журавлёв А.Л. выделяет восемь признаков совместной деятельности.

Первоначальным условием является согласование целей. Организуя свою деятельность, педагог-психолог и социальный педагог приходят к выводу, что в рамках своей профессиональной позиции достижение поставленной цели затруднено. В то же время в разрешении данной проблемы участвуют другие специалисты, определив свои цели деятельности. Для организации совместной деятельности появляется необходимость выработки общих целей. Например, оказывая психологическую помощь одарённым детям, психолог понимает, что его деятельность будет более эффективной, если социальный педагог также будет оказывать социально-педагогическую помощь этой категории детей. Целью совместной деятельности станет оказание всесторонней социально-психологической помощи одарённым детям.

Выработка общей цели – это взаимное движение каждого из участников к ней. Однако в этом процессе кто-то может играть ведущую роль, например, психолог в силу своего профессионального опыта и знаний.

Вторым условием является мотивированность, заинтересованность, наличие побуждения работать вместе. Мотивы совместной деятельности могут быть разнообразными: как желание профессионального самоутверждения и самореализации, так и наличие внутренней потребности помочь другому, сделать добро людям.

Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками. Например, при реализации программы «Трудные дети» выделяются следующие этапы: диагностика, коррекционная работа, консультирование родителей, психолого-педагогический консилиум учителей и др. На каждый этап определяется ответственный, указываются направления деятельности участников. На этапе «диагностика» психолог занимается изучением психологических особенностей личности «трудного ребёнка»; социальный педагог исследует социальную ситуацию развития, изучает семью; классный руководитель анализирует взаимоотношения ребёнка со сверстниками в классе, особенности учебной деятельности. На следующем этапе – «коррекционная работа» – ответственным является психолог, он организует систему коррекционных занятий, проводит тренинги для детей. Социальный педагог и классный руководитель участвуют в коррекционной работе. Социальный педагог привлекает ребёнка в работу клуба, оказывает социально-педагогическую помощь семье. Классный руководитель включает ребёнка в общественно значимую деятельность, привлекает его к общественной работе в классе. Таким образом, происходит не передача и перекладывание своих функциональных обязанностей от одного участника другому, а взаимодополнение друг друга. Третьим условием совместной деятельности является структурированность деятельности и распределение функций.

Следующими условиями являются интегрированность и согласованность действий. Это означает, что индивидуальная деятельность каждого участника является органической частью, составляющей единой совместной деятельности. Согласование и координацию деятельности можно осуществлять при завершении определённого этапа, например по завершении диагностики проводится анализ полученных данных и определяется тактика работы.

Выделяют также такие условия совместной деятельности, как управляемость, результативность и наличие единого пространственно-временного функционирования. Управление совместной деятельностью может осуществляться коллегиально, или кто-то из участников в силу наличия профессионального опыта и лидерских способностей может взять на себя ведущую роль управленца.

Совместная деятельность подразумевает определённый круг профессионального взаимодействия социального педагога и педагога-психолога с педагогическим коллективом школы и социальной средой микрорайона.

Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.

Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО».

Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук;

М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>