Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности | Обучение и развитие детей

Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности
Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности
1.2. Содержание профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Психологическое консультирование
Психологическая диагностика.
Психологическая коррекция и развитие ребенка
Проектная деятельность психолога
Сопровождение школьников в процессе школьного обучения
Все страницы
Страница 1 из 71. Организация психолого-педагогической профессиональной деятельности

1.1. Профессиональная деятельность психолого-педагогического направления

Прежде чем говорить о профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, необходимо в целом рассмотреть психологию, как профессию.

Профессия психолога – это сравнительно молодая профессия. Ее появление было непосредственно связано с фактом выделения психологии в самостоятельную науку. Известно, что вплоть до конца XIX века психология существовала и развивалась в рамках философии, как один из ее разделов. Лишь во второй половине XIX века возникли необходимые объективные предпосылки для выделения ее в самостоятельную науку. Именно в этот период был сделан ряд важнейших открытий в области физиологии нервной системы, изобретены первые приборы для проведения психологических исследований (хроноскоп, эстезиометр, эргограф и другие), а в исследовательской практике получил достаточно широкое применение метод эксперимента [3].

В 1879 г. в истории развития психологии произошло знаменательное событие – немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт организовал в Лейпциге первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию, которая вскоре была преобразована в Институт экспериментальной психологии. Этот институт с самого начала своего существования превратился в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились будущие ученые-психологи из многих стран мира, в том числе из России. Вслед за организацией вундтовского института (и по его образцу) начинают создаваться другие психологические лаборатории и кафедры. Так, у нас, в России, выдающийся ученый В.М. Бехтерев в 1885 г. открывает в Казанском университете первую лабораторию экспериментальной психологии. Чуть позже психологические лаборатории открываются в Одессе, Москве, Петербурге.

Ученые, работающие в области психологии, стали заниматься не только чисто теоретическими, научными проблемами, но и принимать активное участие в изучении и решении практических задач; возникающих в различных сферах практики: в образовании, промышленности, в клинике, в хозяйственной жизни. Соответственно возникает острая социальная потребность в специалистах психологического профиля. В связи с этим высшие учебные заведения во многих странах приступают подготовке кадров психологов, начинают выходить специальные психологические журналы, создаются профессиональные психологические общества и ассоциации.

В 1889 г. в Париже был созван I Международный психологический конгресс. Подобные конгрессы стали затем проводиться регулярно. Все это привело к тому, что психология в конце XIX века приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, а с ее рождением появилась и новая профессия – психолог.

Профессиональная деятельность психолога характеризуется двумя основными функциями; исследовательский и практической. Первая выражается в том, что психолог, как и представитель любой другой конкретной науки, «добывает», «производит» определенные знания. В отличие от других, это такие знания, которые позволяют понять и объяснить природу и закономерности человеческого сознания и поведения, пути развития и формирования личности. Вторая функция заключается в том, что психолог в своей практической деятельности осуществляет ряд полезных действий, направленных на человека, на достижение таких гуманитарных и социальных целей как сохранение психического здоровья людей, создание условий для правильного развития личности ребенка и взрослого.

Во многих других профессиях, как правило, доминирует либо та, либо другая функция (например, ученый-астроном, физик-теоретик занимаются, в основном, только исследовательской деятельностью; юрист-адвокат, строитель и т.д. – практической деятельностью). Специфика же профессии психолога как раз в том и состоит, что в его деятельности две указанные функции очень тесно связаны и взаимодействуют одна с другой. Главная задача психолога состоит как в расширении и углублении знаний о психологической природе человека, так и в приложении этих знаний и умений для блага отдельного индивида и общества в целом. Согласно классификации Е.А.Климова, профессию психолога следует отнести к типу «человек-человек», поскольку психолог и объектом своего изучения имеет человека, и в практической деятельности постоянно взаимодействует с другими людьми.

Конечно, психолог не является единственным профессионалом, который имеет дело с человеком и решает гуманитарные и социальные задачи. Родственными и близкими к психологии являются профессии педагога, врача, социолога, журналиста. Психологу очень часто приходится сотрудничать с представителями данных профессий при решении некоторых задач. Возможны и взаимные переходы из других профессий в психологию и наоборот. В этой связи можно привести много примеров из истории психологии.

Так, педагог П.П. Блонский, учитель-филолог Л.С. Выготский стали выдающимися отечественными психологами, медики К.К. Платонов и Ф.Д. Горбов выросли в крупных психологов и внесли большой вклад в развитие психологии труда. В то же время профессия психолога позволяет в случае необходимости обрести себя и успешно работать по другой, родственной профессии: педагогом, социологом, журналистом и т.д. Иначе говоря, окончание вуза по специальности «психология» жестко не привязывает выпускника к определенной профессии и открывает перед ним достаточно широкие возможности профессиональной реориентации.

По своему содержанию и целевой направленности деятельность современного психолога достаточно разнообразна. Но основными ее направлениями являются следующие: 1) исследовательская; 2) практическая; 3) преподавательская; 4) организаторская (управленческая). В соответствии с этим в профессии психолога выделяются четыре специальности: психолог-исследователь, практический психолог, психолог-преподаватель и психолог-организатор. Дадим краткую характеристику указанных специальностей.

1. Психолог-исследователь. Его деятельность направлена на изучение различных проблем психологии, на открытие закономерностей психической деятельности человека, на расширение и обогащение психологических знаний. Занятие исследовательской деятельностью требует от человека целого ряда общих и специальных способностей. К числу наиболее важных профессионально значимых качеств личности ученого-исследователя надо отнести умение аналитически мыслить, склонность к творчеству, способность ставить и решать неизученные проблемы. Психолог-исследователь должен: а) глубоко знать свою науку и в совершенстве владеть ее материалом, накопленным ею опытом, научным аппаратом, причем знать не только сегодняшнее состояние психологии, но и ее историю; б) владеть методологией и технологией научной работы, т.е. умениями спланировать и провести эксперимент, грамотно обработать его результаты, теоретически осмыслить полученные данные, логично и грамотно изложить свои мысли на бумаге, оформить их в виде статьи, доклада и т.д.; в) обладать научным мировоззрением, видеть общенаучную картину мира; изучая свой узкий предмет или проблему, психолог не должен быть узким эмпириком, он обязан видеть, как его наука и устанавливаемые ею факты вписываются в общую научную картину мира, т.е. он должен быть еще и философом.

Было бы, однако, неправильным думать, что психолог-исследователь занимается только научной деятельностью. Как уже говорилось выше, в профессиональной деятельности психолога исследовательская и практическая функции тесно сочетаются. Например, такие известные отечественные ученые-психологи как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков занимались не только теоретическим и экспериментальным изучением крупных проблем психологии, но и разрабатывали на основе своих исследований оригинальные системы обучения, которые в настоящее время широко используются в школах нашей страны.

Факультет психологии не выпускает готовых ученых-исследователей, но, тем не менее, обучение на нем закладывает основы для формирования подобных специалистов. В ходе глубокой теоретической, экспериментальной, математической, философско-методологической подготовки, при прохождении производственной практики, в процессе самостоятельной работы над курсовыми и дипломными сочинениями студент овладевает теми знаниями, умениями и навыками, которые при наличии определенных способностей позволяют ему реализовать творческий потенциал своей личности в серьезной исследовательской деятельности. Основными формами подготовки к такой -деятельности в отечественной системе образования являются магистратура, аспирантура, прикрепление к кафедрам, лабораториям и другим научным центрам (институт соискательства).

2. Практический психолог. Деятельность специалиста этого профиля направлена на научное обеспечение и решение тех проблем, которые возникают в различных сферах практики; в промышленности, в управлении, в здравоохранении, в народном образовании и т.д. Так, психолог, работающий на промышленных предприятиях, совместно с другими специалистами принимает участие в организации труда и управления, в создании благоприятных условий труда, проектировании рациональных рабочих мест, режимов труда и отдыха. Он изучает с помощью различных психологических методов личность работающих, их отношение к труду, процесс профессиональной адаптации молодых кадров, внедряет рекомендации по формированию у работающих положительной мотивации к деятельности, улучшению психологического климата в коллективе и т.д. Кроме того, промышленный психолог осуществляет консультационную функцию. Он оказывает квалифицированную помощь руководителям и рядовым работникам предприятий по всем вопросам, решение которых требует психологической компетенции.

Как видно из перечисленного, психолог на предприятии решает очень широкий круг разнопрофильных задач – поэтому он должен иметь хорошую научно-теоретическую, методическую и профессиональную подготовку не только в области психологии труда, но и знать основы социальной и инженерной психологии, психологии управления, а также физиологии труда и других смежных наук. Кроме того, он должен хорошо знать организацию и формы труда на своем предприятии, уметь пользоваться статистической и производственно-экономической документацией, характеризующей деятельность предприятия, ориентироваться в методах обработки научной и производственной информации с помощью современной компьютерной техники. Чаще всего промышленный психолог работает в психологических и социологических службах предприятий и учреждений, в отделах и лабораториях научной организации труда, в проектных и конструкторских бюро, в кадровых службах, в кабинетах профессиональной ориентации и в других подразделениях и структурах.

Практический психолог сферы здравоохранения решает свои специфические задачи, но главными среди них являются: изучение психологических особенностей личности больного, выявление причин и психологических механизмов различных заболеваний, оказание помощи пациенту (клиенту) в разумном разрешении внутренних конфликтов и разного рода психотравмирующих ситуаций, коррекция поведения больного и восстановление его психического здоровья, обеспечивающего полноценную жизнь и социальное функционирование человека. Он принимает также участие в разработке различных психопрофилактических и гигиенических мероприятий, помогает врачам и среднему медицинскому персоналу овладеть принципами и методами психологического изучения личности больного в условиях клиники.

При некоторых видах отклонений и дефектов в психическом развитии детей и взрослых психолог выступает в качестве одного из главных специалистов в решении задач диагностики и организации коррекционной работы по устранению или компенсации этих отклонений. Приведем один показательный пример. В подмосковном городе Сергиев-Посад (бывший Загорск) существует единственная в стране школа-интернат для слепоглухонемых детей. Долгие годы руководил этой школой известный психолог А.В. Мещеряков. Казалось бы, что могут сделать педагоги из такого «неполноценного» человеческого материала как воспитанники данного интерната? Ведь это дети, которые совсем или частично не видят, не слышат, не владеют речью! Оказывается, можно сделать и немало. Опираясь на знание и методы современной психологии, педагогический коллектив школы в буквальном смысле слова формирует, «ваяет» из каждого воспитанника нормальную человеческую личность. Детей научают читать, писать, говорить, они усваивают учебную программу за среднюю школу, приобретают профессию и становятся полноценными гражданами общества. А некоторые наиболее способные выпускники интерната поступают учиться в вузы и успешно заканчивают их.

Практический психолог, работающий в области управления (менеджмента) занимается вопросами, связанными с психологическим обеспечением управленческой деятельности. Он, в частности, разрабатывает психологические рекомендации по совершенствованию структуры, форм и методов управления, оказывает помощь в разрешении конфликтных ситуаций и их профилактике, изучает характер и особенности межличностных отношений в системе «руководитель-подчиненный». Психолог участвует в разработке процедуры и методов аттестации руководителей, оценивает их профессиональный рост, развитие способностей и уровень профессионального мастерства, а также принимает участие в подборе и обучении резерва руководителей, в определении психологической и профессиональной пригодности тех или иных кандидатов на руководящие должности. Важной функцией практического психолога сферы управления является обеспечение руководителя такой психологической информацией и знаниями, которые необходимы ему для правильного принятия различных управленческих решений.

Свои определенные должностные обязанности имеют и психологи, работающие в других сферах практики, но, где бы ни трудился практический психолог, его конкретная производственная работа всегда очень тесно переплетается с проведением исследовательской работы. Прежде чем приступить к решению какого-либо практического вопроса, психолог нередко проводит соответствующее научное исследование. Исходя из анализа существующей практической ситуации, он ставит научную проблему или задачу, выдвигает гипотезы, проводит опросы, наблюдения, эксперименты, интерпретирует полученные результаты, формулирует выводы и только после этого приступает к практической реализации вытекающих из исследования рекомендаций.

Надо всегда помнить, что практический психолог может квалифицированно решать только те проблемы, для разработки которых имеется достаточное теоретическое обоснование, система научно устоявшихся понятий и категорий, апробированные методики, экспериментальное оборудование и т.п. Иначе говоря, чтобы добиться успеха в своей профессиональной деятельности, психологу нужно четко представлять не только возможности психологической науки, но и видеть ее определенные ограничения. Вместе с тем он не должен устраняться от решения тех практических проблем, для разработки которых есть соответствующая научно-методическая база.

3. Психолог-преподаватель. Эта специальность, не имевшая еще недавно широкого распространения, становится сейчас все более массовой. В вузах открываются факультеты я отделения психологии, на различных курсах, в педагогических колледжах, гимназиях, лицеях и т.д. изучаются психологические дисциплины. Кроме того, преподавание психологии как факультативного учебного предмета вводится в программу средней школы. Отсюда понятно, что возникает потребность и в преподавателях психологии. Деятельность, которой занимается специалист указанного профиля, отличается большой ответственностью и сложностью. Она требует от человека наличия глубоких профессиональных знаний, высокой обшей культуры, устойчивых интересов в области преподаваемой науки, активности, дисциплинированности, творческого склада ума, педагогического такта, знания особенностей и закономерностей процесса обучения и воспитания, а также других качеств личности. Психолог-преподаватель выполняет ряд важных функций:

а)осуществляет трансляцию (передачу) психологических знаний учащимся и другим категориям населения;

б)ведет систематическую работу по повышению психологической грамотности и психологической культуры своих слушателей;

в)воспитывает интерес к психологической науке;

г)формирует и развивает личность обучаемых в процессе преподавания психологии.

Как и любой другой педагог, он должен обладать рядом способностей, среди которых особенно важное значение имеют следующие.

Дидактические способности. Они позволяют преподавателю ясно и доступно преподносить учебный материал, вызывать интерес к предмету, возбуждать у слушателей (учащихся) активность и самостоятельность мышления. Способный преподаватель всегда учитывает уровень подготовки слушателей, он умеет представить себя на месте обучаемого – поэтому заранее продумывает и планирует как характер, так и форму изложения материала, а в случае необходимости реконструирует и адаптирует его в целях доступности изложения.

Академические способности. Эти способности обеспечивают овладение глубокими знаниями в области, преподаваемой науки. Преподаватель-психолог, обладающий академическими способностями, знает свою науку не только в объеме программы читаемого курса, а значительно шире, глубже: он постоянно следит за научными открытиями в области своей науки, изучает научную литературу, ведет хотя бы небольшую научно-исследовательскую работу.

Перцептивные способности (от слова «перцепция» – восприятие). Они выражаются в психологической наблюдательности преподавателя, его умении проникать во внутренний мир обучаемого. Способный в этом отношении преподаватель хорошо понимает личность обучаемого, его внутреннее психическое состояние и индивидуальные психологические особенности, улавливает по незначительным внешним признакам малейшие изменения во внутреннем мире учащихся.

Суггестивные или авторитарные способности. Их наличие обеспечивает успешность непосредственного эмоционально-волевого воздействия преподавателя на учащихся. Благодаря этим способностям достигается внушающее влияние действий и слов преподавателя на личность и поведение обучаемых и завоевывается авторитет учителя. Авторитарные способности зависят от целого комплекса волевых качеств преподавателя: требовательности, настойчивости, решительности, выдержки и т.д. Но авторитет преподавателя может создаваться, конечно, не только за счет этих качеств личности, но и на основе других, например, глубокого знания своего предмета, чуткости, такта, гуманизма.

Коммуникативные и экспрессивные способности. Они выражаются в умении преподавателя с помощью речи, а также мимики и пантомимики, ясно и четко выражать свои мысли и чувства, в умении выбрать правильную форму общения с учащимися, установить с ними педагогически целесообразные взаимоотношения. Наличие коммуникативных способностей лежит в основе такого профессионально важного качества личности преподавателя как педагогический такт.

Организаторские способности. Эти способности обеспечивают эффективную организацию учебной деятельности учащихся, ее планирование, контроль за работой, стимулирование познавательной активности учащихся. Они проявляются также в умении преподавателя рационально организовать свой собственный труд.

Перечисленные группы способностей не исчерпывают полностью всего разнообразия психологических особенностей личности преподавателя, но они являются основополагающими. Учеба на факультете психологии способствует развитию всех этих способностей и закладывает фундамент для формирования личности преподавателя-профессионала.

4. Психолог-организатор. Данная специальность не является массовой, но, тем не менее, при определенном стечении обстоятельств и развитии профессиональной карьеры любой из выпускников факультета психологии может со временем стать психологом-организатором. Главная функция специалиста этого профиля – организация работы и управление коллективами, занимающимися научной и научно-педагогической деятельностью в области психологии. К числу таких специалистов относятся руководители различных психологических служб и центров, заведующие лабораториями и кафедрами психологии вузов, директора научно-исследовательских институтов психологии и другие руководители. Безусловно, и эти специалисты не занимаются только организаторской и управленческой деятельностью. Руководитель в сфере науки обязательно ведет и личную исследовательскую работу. Например, такие выдающиеся отечественные психологи как В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов, А.А. Смирнов, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и многие другие были не только талантливыми организаторами психологической науки, но и очень крупными учеными.

Профессиональная деятельность психолога-организатора характеризуется большой сложностью и ответственностью. Ее выполнение, как и выполнение любой другой трудовой деятельности, предполагает постановку руководителем перед организацией (коллективом) мотивированной цели, умелое использование системы оптимальных действий, ведущих к достижению цели, планирование, принятие решений, контроль за ходом деятельности руководимого коллектива и многие другие функциональные действия. Наиболее существенными профессиональными функциями психолога-руководителя являются следующие:

– определение целей и научного (научно-педагогического) направления деятельности руководимого коллектива;

– создание необходимых организационно-материальных и социально-психологических предпосылок для успешного достижения целей коллектива;

– кадровое комплектование коллектива с таким расчетом, чтобы его члены по своим личностным, интеллектуальным и деловым качествам взаимно дополняли друг друга;

– организация совместной творческой деятельности членов коллектива по единой целевой или научно-исследовательской программе;

– создание в коллективе здорового морального и социально-психологического климата, позволяющего сплотить коллектив и направить его усилия на достижение поставленных целей.

Успешное выполнение указанных функций требует наличия у руководителя определенных профессионально-важных качеств личности и некоторых специальных способностей. Прежде всего, он должен быть компетентным специалистом в своей отрасли знания (психологии) и пользоваться авторитетом у своих коллег как профессионал высокого класса. Далее, очень важно, чтобы руководитель обладал всеми теми качествами, которые необходимы для нормального общения и установления доброжелательных взаимоотношений с коллегами и подчиненными: внимательностью, тактичностью, уравновешенностью, принципиальностью, самокритичностью, энергичностью и т.д.

Руководитель должен также обладать хорошей наблюдательностью, развитой памятью, творческим воображением, глубоким практическим мышлением, умением логически мыслить и лаконично излагать устно и письменно свои мысли. Важнейшим профессионально-значимым свойством личности руководителя является, как считают многие ученые и практики, «любовь к ответственности», т.е. умение взять на себя всю полноту ответственности за принятие и исполнение любого решения или трудной задачи.

К числу специальных свойств личности, необходимых для психолога-руководителя, следует отнести наличие у него административных способностей. Они проявляются в умении с помощью различных формальных и неформальных методов управления (приказов, распоряжений, поощрений, наказаний, убеждения, личного примера, материального и морального стимулирования) воспитывать у людей психологическую готовность эффективно трудиться и выполнять порученные им задания. Развитию и формированию этих способностей помогают такие качества личности руководителя как твердость характера, сильная воля, требовательность к себе и к подчиненным.

Каждый из рассмотренных видов профессиональной деятельности психолога предъявляет к человеку как некоторые общие, так и специфические требования. Отсюда понятно, что и работа по каждой из психологических специальностей требует разных складов и типов личности. Так, если психолог-практик должен быть особенно коммуникабельным, активным в общении, очень наблюдательным в отношении жизненных проявлений психики человека, то для психолога-исследователя, занимающегося изучением фундаментальных теоретических проблем, наличие всех этих качеств не является столь обязательным. Психолог-преподаватель может не обладать ярко выраженными исследовательскими способностями, но ему совершенно необходимо иметь педагогические способности и т.д.

Конечно, есть немало людей, у которых и исследовательские, и организаторские, и педагогические способности развиты достаточно гармонично. Можно было бы привести немало примеров, подтверждающих это положение. И в прошлом, и сейчас были и есть психологи-профессионалы, которые, будучи крупными учеными или организаторами науки, в то же время вели и ведут успешную педагогическую работу, а многие известные практические психологи совмещают свою работу с проведением активной исследовательской деятельности. Вместе с тем в психологии, как и в других профессиональных сферах, есть люди, которые в силу своих личностных особенностей больше тяготеют либо к научной, либо к преподавательской, либо к практической деятельности. За время обучения на факультете психологии каждый студент, включаясь в выполнение учебной и научной работы, участвуя в различных видах производственной практики, имеет возможность объективно оценить направленность своих творческих способностей и выбрать такой путь дальнейшего профессионального становления, который будет наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям и психологическому складу его личности.

В рамках психолого-педагогического направления профессиональной деятельности специалист осуществляет свою работу преимущественно в сфере образования. Поэтому рассмотрим профессиональное место и основные концепции психологической деятельности в образовательных учреждениях.

По мнению И.В. Дубровиной, «психолог – равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое… развитие и психологическое здоровье детей и школьников». Выступая на Всероссийском совещании «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (Москва, 6 июня 2002 г.), А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

Однако до сих пор идея психолого-педагогического взаимодействия не получила, во-первых, обоснования со стороны теоретиков образования, а во-вторых, признания со стороны практических психологов, которые достаточно часто ограничиваются диагностикой и индивидуальным консультированием.

На пути психолого-педагогического взаимодействия возникает вопрос о необходимости владения психологом предметными знаниями. Возможны разные точки зрения на этот вопрос. По мнению одного из ведущих российских психологов, по окончании школы мало кто из нас помнит дату Полтавской битвы, годы жизни Н.А. Некрасова, формулу перекиси водорода, теоремы из геометрии и законы из физики. Более того: практически ни один профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова не сможет сдать вступительные экзамены на факультет. Объяснение очень простое – многие знания из школьной программы в дальнейшем оказываются невостребованными. Человек становится узким специалистом, хорошо ориентирующимся в какой-то одной предметной области. Это абсолютно нормальное явление. Если же психолог берется за анализ усвоения тех или иных предметных знаний, то, по моему мнению, знакомство с принципиальными положениями соответствующей учебной дисциплины крайне желательно. В одном из публичных выступлений И.С. Якиманская предположила, что психолог плохо приживается в школе потому, что не владеет предметными знаниями.

Неоценимую помощь в данном вопросе оказывает психологу педагог. О роли педагога в профессиональной жизни школьного психолога следует сказать особо. Общение с педагогом необходимо психологу, прежде всего, потому, что опытный педагог – в известном смысле психолог и даже больше психолог, чем начинающий психолог. Не случайно отечественный педагог К.Д. Ушинский требовал от педагогов грамотности в системе человековедческих дисциплин. Сколько интересных идей, неожиданных выводов и оригинальных решений было предложено именно педагогами гимназии. В этой связи вспоминаются беседы великого психолога У. Джемса с учителями; он говорил: «…вы глубоко, очень глубоко заблуждаетесь, если думаете, что из психологии, т.е. из науки о законах душевной жизни, можно непосредственно для школьного употребления вывести определенные программы, планы или методы преподавания.

Практический психолог, работая в детском саду, школе, интернате и пр., имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению (личностному, профессиональному, социальному) формируется постепенно, с момента рождения ребенка – в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение ряда лет готовиться к взрослой жизни: получить достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, смыслах, осознать свою индивидуальность и т. д. Иными словами, к моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.

Психологическая готовность к самоопределению (основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста) предполагает: а) сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания, б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы, в) становлении предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее основной содержательный смысл. Осуществление этого смысла требует глубокой подготовки детского психолога как специалиста.

До некоторой степени профессиональное место психолог в образовательном учреждении определяют принципы, на основании которых строится его деятельность. В основу работы психолога в системе образования может быть положена определенная система следующих принципов. Основной принцип – принцип индивидуального подхода. Согласно данному принципу, работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении. Второй важный принцип – принцип взаимодействия психолога с педагогами и родителями. Психолог является членом педагогического коллектива и заинтересован вместе с родителями в достижении общей педагогической цели – формирование полноценного члена общества. Третий фундаментальный принцип – принцип соблюдения прав и обязанностей психолога, которые регламентируются соответствующими документами.

Кроме общих принципов выделяют и определенные организационные принципы работы психолога. Это принцип многообразия форм и методов работы, который позволяет избежать, с одной стороны, ограниченности и узкой специализации профессионала, а с другой – бессистемности, следования моде и поверхностного отношения к своим обязанностям. Важным представляется соблюдение принципа нравственности, позволяющего психологу найти золотую середину между морализаторством и игнорированием вопросов нравственности. Принцип преемственности, ориентирующий специалиста на усвоение современного уровня науки, предостерегающий от излишнего консерватизма и закрытости к инновациям и способствующий бережному подходу к наработанному предшественниками опыту. Следующий важный принцип – принцип самоактуализации, поиска внутренних источников развития, позволяющих психологу активно противостоять как внутренней пассивности, так и «самосгоранию» на работе. Реализация принципа профессионального содружества – включенность в профессиональную общность – осуществляется как прямо через профессиональные организации психологов (например, ассоциации, общества и т.д.), так и в результате чтения профессиональной литературы, журналов и пр. Реализация данного принципа позволяет преодолевать тенденции к самоизоляции и потери профессионального самоощущения. Гибкость, готовность к разумному компромиссу, выделение приоритетов в работе, действенный оптимизм и разумная самоирония дополняют перечисленные принципы и позволяют психологу избежать ригидности, трудностей эмоционального характера, пессимизма, с одной стороны, и угодничества, приспособленчества, непоследовательности, излишней самоуверенности и эйфории – с другой.

Вариативность научно-теоретических подходов к содержанию и организации психологической деятельности, а также альтернативность образовательных систем порождают возникновение различных концепций психологической службы образования.

Говоря о концепциях психолого-педагогической профессиональной деятельности, следует отметить, что в отечественной практике основная (базовая) концепция психологической службы была разработана лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО под руководством И.В. Дубровиной. В рамках данной концепции психологическая служба образования рассматривается в качестве интегрального явления, представляющего собой единство четырех его аспектов – научного, прикладного, практического и организационного.

Научный аспект предполагает научное обоснование и разработку психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Прикладной аспект предполагает использование работниками образования психологических данных при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении и реализации программ обучения и воспитания. Практический аспект предполагает психологическую работу непосредственно с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. Организационный аспект включает в себя создание структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех ее звеньев по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышением квалификации практических психологов.

Развитие прикладного, практического и организационного аспектов целиком и полностью зависит от научной базы, которая определяет основной теоретический фундамент этой службы. Именно на ее основе создается концепция психологической службы и конструируется соответствующая ее модель. Другая сторона этой проблемы заключается в том, что в реальности, помимо существования неразрывной связи между четырьмя основными аспектами психологической службы (научным, прикладным, практическим и организационным), каждый из аспектов приобретает ведущее значение в конкретных условиях деятельности специалиста. В работе психолога учреждения образования «вес» каждого из аспектов будет зависеть от того, в каком именно учреждении он работает. Один вариант – Психолого-педагогический медико-социальный центр, другой – специализированный детский сад для детей-инвалидов, третий – обычная общеобразовательная школа и т.п.

М.А. Степанова, характеризуя практическую психологию образования, также говорит об отсутствии единой концепции психологической службы. Автор отмечает, что общение с коллегами и ознакомление с литературой позволяет ей выделить несколько соответствующих концепций, которые мы и рассмотрим, руководствуясь точкой зрения М.А. Степановой.

1. Широкое распространение получила концепция, разработанная сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО, возглавляемой И.В. Дубровиной.

Согласно этой концепции, психологическая служба образования рассматривается как компонент целостной системы образования, целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного и дошкольного возрастов. Основными задачами психологической службы образования, в рамках данной концепции, выступают следующие: 1) реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам.

В качестве основных видов деятельности практического психолога, указанная концепция определяет: психологическое просвещение как приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям; психопрофилактика, направленная на сохранение психологического здоровья детей; психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; психодиагностика развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, личностных и межличностных особенностей с целью определения психологических причин, проблем и трудностей в обучении и воспитании с последующей их коррекцией.

Разделяя главную идею И.В. Дубровиной о сохранении психологического здоровья как цели психологической службы, оригинальную модель в сфере дополнительного образования детей разработал московский психолог А.В. Шувалов. Он предлагает создать на базе образовательных

учреждений кабинеты психологической помощи, так называемые камерные психологические поликлиники. Оказание психологической помощи происходит в два этапа: психологическое консультирование сменяется психотерапевтической работой.

2.Если в концепции И.В. Дубровиной психологическая профилактика рассматривается как один из видов работы психолога, то В.Э. Пахальян отводит ей основную роль. Он рассматривает педагога-психолога как «специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования – как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья». В этой связи перед психологом образования ставится задача обеспечения психопрофилактической работы не только с детьми «группы риска», но и на уровне образовательной среды в целом. По мнению В.Э. Пахальяна, психопрофилактика – системообразующий вид деятельности практического психолога образования, не исключающий диагностико-коррекционной работы, консультирования и просвещения, которые выступают как средства психопрофилактики, что меняет их направленность.

3.Иную концепцию школьной психологической службы предлагает Л.М. Фридман, по мнению которого, ее цели должны соответствовать главной цели школы на современном этапе. В качестве последней автор видит «воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью». Соответственно целью психологической службы в школе выступает научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, т.е. его построение на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности. Данная концепция предполагает следующие виды работы школьного психолога: прием детей в школу и комплектование классов; налаживание взаимоотношений учителей и родителей; изучение процесса личностного развития учащихся; оценка воспитанности учащихся; работа с учителями и администрацией школы.

4.М.Р. Битянова – автор оригинальной концепции психологического сопровождения. Под сопровождением М.Р. Битянова понимает такую систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного воздействия. При этом автор настаивает на принципиальном отличии сопровождения от руководства или помощи. Принцип сопровождения является для М.Р. Битяновой отправной точкой при разработке конкретных вопросов, в частности, направлений работы школьного психолога. К последним относятся школьная прикладная диагностика; психокоррекционная и развивающая работа со школьниками; консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов; социально-диспетчерская деятельность.

5.Интересную концепцию предлагают психологи Самарской области (Т.Н. Клюева и другие), которые занимаются мониторингом образовательного процесса с целью определения состояния психологического здоровья детей. Эти данные ложатся в основу управленческих решений.

6.По мнению А.А. Реана, центральной фигурой, с которой должен работать школьный психолог, является не учащийся, а учитель. Выступая на состоявшемся в 2002 г. совещании «Служба практической психологи в системе образования в России. Итоги и перспективы», А.А. Реан говорил об интеграции психологических и педагогических усилий и предложил рассматривать психологическую службу как элемент единой психолого-педагогической системы.

По мнению М.А. Степановой, которая разделяет идеи А.А. Реана, целесообразно говорить не о психологической службе школы как самостоятельном звене, а о психолого-педагогическом взаимодействии, включающем и педагогический, и психологический аспекты работы. В связи с этим, отмечает М.А. Степанова, трудно согласиться с В.Э. Пахальяном, утверждающим следующее: «Соотношение числа психологов, с одной стороны, и детей и учителей – с другой … само по себе может не иметь никакого значения. Этот фактор может оказаться важным только в определенных условиях: когда значительная часть детей и учителей ежедневно и ежечасно вынуждена обращаться за помощью к психологу. Признать … это … – значит признать «эпидемию психологического нездоровья» в образовании…». «Проблемных» детей и просто нуждающихся в регулярной психологической консультации достаточно много. А.В. Шувалов обращает внимание, что образовательные учреждения посещает значительное число детей, состояние которых оценивается как «психически не болен, но психологически не здоров».

Не исключено, отмечает М.А. Степанова, что существуют и другие концепции школьной психологической службы.

Главное, на что хотелось обратить внимание, – при внимательном ознакомлении со всем многообразием существующих концепций психологической службы, оказывается, что они не противоречат, а в известном смысле дополняют друг друга. По меткому замечанию В.Э. Пахальяна, существуют «общие концептуальные основания построения психологической службы в системе народного образования и организации работы в рамках той или иной модели». Например, о необходимости работы с учителем говорили и Л.М. Фридман, и И.В. Дубровина, но свое законченное выражение эта идея получила в модели А.А. Реана.

 

 



Предыдущая — Следующая >>