Опыт формирования у учащихся общеобразовательной школы эмоционально-ценностного отношения к миру | Обучение и развитие детей

Опыт формирования у учащихся общеобразовательной школы эмоционально-ценностного отношения к миру

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Опыт формирования у учащихся общеобразовательной школы эмоционально-ценностного отношения к миру
Опыт формирования у учащихся общеобразовательной школы эмоционально-ценностного отношения к миру
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Е.В.Коновалова

В работе учителя главное – научиться говорить на одном языке с тем, кого учишь. Учитель и ученик должны понимать друг друга.

К сожалению, часто мы видим, как возникает непонимание не только между учителем и учеником, но и между родителями и детьми. Почему это происходит? Потому, что каждый из нас вкладывает в изучаемые понятия свой смысл. Суть преподавания заключается в том, что мы, учителя, должны объяснить слушателям, что обозначают основные понятия, такие, как любовь, вечность, мир, Отечество, долг, послушание, смирение, стыд, совесть, грех. Мы должны научить детей отли-чать добро от зла.



Когда говорят о современном духовном состоянии общества, то зачастую мы слышим, что в молодежной среде – алкоголь, курение, бездуховность. Но не надо забывать, что ребенок отличается от взрослого тем, что он – существо растущее, развивающееся, меняющееся. И моя точка зрения такова, что если молодого чело-века еще можно изменить, научить жить духовной жизнью, то со взрослым это сделать очень сложно. Молодой человек восприимчив и к добру, и ко злу. И наша цель – научить их жить нравственной, духовной жизнью, а это можно сделать только во взаимодействии с Православием.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» – сказал поэт. И действительно, как светла, насыщенна и радостна жизнь того, кто живет с Богом в душе. Самые образованные люди всегда были глубоко верующими людьми. Великие русские писатели Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский верили в Бога, и на страницах их произведений мы находим подтверждение этому. Без благословения родительского Маша Миронова, капитанская дочка, никогда не вышла бы замуж за любимо-го человека. Гоголь прямо говорил, каким путем должен идти человек в этой жизни: путем, указанным Христом. И добавлял: «И всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник».

А сколько надежды на бесконечное Божье милосердие звучит в словах Мармеладова, горького пьяницы, героя «Преступления и наказания»! «Пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия… Господи, да придет царствие Твое!»

Мои труды на ниве духовного воспитания детей пока незначительны. Один год я вела факультатив «Основы православной культуры» в 4-м классе СШ № 1 г.п.Лиозно, 3 года работала в воскресной школе и в этом году надеюсь продолжать эту работу, которая была прервана в связи с тем, что негде стало заниматься. В этом году мы надеемся на открытие вновь отремонтированного помещения, где и будут продолжаться занятия.

Воскресную школу в основном посещали дети постоянных прихожан нашей Свято-Вознесенской Церкви, а также дети, находящиеся в нашем приюте г.п.Лиозно. С детьми говорить о Боге легко: они не берут под сомнение, не пытаются искать доказательства. Чистым детским сердцем они принимают веру, только бы она осталась для них светильником на всю жизнь. С детьми я готовила праздники Рождества и Воскресения Христова. Затем мы выступали перед прихожанами церкви накануне праздника прямо возле нашего храма.

Кроме того, в этом году я являюсь руководителем кружка «Озарение», целью которого является распространение знаний о православных праздниках, о святых людях, о исторических событиях, связанных с историей христианства, – среди учащихся школы. Причем рассказывать об этом своим сверстникам будут сами дети – учащиеся 9-х-10-х классов.

И напоследок несколько пожеланий себе и всем присутствующим.

— Будем в наших трудах искать единомышленников;

— Будем любить Бога не только в праздники и в счастливые дни нашей жизни, но и среди серых будней;

— Будем благодарить Бога за все, что он нам посылает, иметь страх перед ним и предаваться его святой воле;

— Очень хотелось бы, чтобы в наших школах ввели обязательный предмет «Основы православной культуры», – и тогда на законных основаниях мы могли бы учить детей жить лучше нас – по заповедям Божиим.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.