Интеллектуальное и творческое развитие детей

Опросник межличностной зависимости

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Опросник межличностной зависимости

Опросник межличностной зависимости
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Опросник межличностной зависимости {Interpersonal Dependency Inventory) был создан Р. Гиршфильдом совместно с коллегами в 1977 г. (Hirschfeld, 1977). На протяжении нескольких десятилетий американскими учеными проводилась стандартизация опросника. Многочисленные исследования подтвердили высокую валидность и надежность шкал методики, в настоящее время она широко используется в зарубежной психологии для диагностики межличностной зависимости. Однако в отечественной психологии пока не создано специальной методики, нацеленной на диагностику зависимости в межличностных отношениях, равно как и отсутствуют адаптированные к нашей действительности методики зарубежных авторов. В связи с этим нами была предпринята попытка адаптирования Опросника межличностной зависимости Р. Гиршфильда.

Опросник межличностной зависимости может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой форме диагностики. Выполнение опросника не требует ограничения во времени. В групповой форме оно занимает, как правило, 15-20 минут.

Опросник состоит из 48 утверждений, которые распределяются по 3 шкалам: 1) эмоциональная опора на других (ЭО) {Emotional Reliance on Others, 18 вопросов),

  1. неуверенность в себе (Н) {Lack of Self-Confidence, 16 вопросов),
  2. стремление к автономии (A) {Assertion of Autonomy, 14 вопросов). Итоговое значение зависимости (3) подсчитывается путем суммирования

полученных баллов по первым двум шкалам и вычитания из данной суммы баллов, полученных по третьей шкале:

3 = ЭО + Н — А

Инструкция

«При чтении каждого высказывания подумайте, в какой мере оно может быть отнесено к вам. Для ответов используйте следующую шкалу:

  1. балл — не характерно для меня;
  2. балла — немного характерно для меня;
  3. балла — вполне характерно для меня;
  4. балла — очень сильно характерно для меня».

Текст опросника

  1. Я предпочитаю находиться в одиночестве.
  2. Когда я должен принять решение, я всегда спрашиваю совета.
  3. Я выполняю свою работу на высшем уровне, когда я знаю, что она будет высоко оценена.
  4. Я не могу выносить суеты вокруг меня, когда я болен (огорчен).
  5. Я бы скорее был ведомым, чем лидером.
  6. Я верю, что люди могли бы сделать гораздо больше для меня, если бы они хотели.
  7. Ребенком для меня было очень важно доставлять удовольствие родителям.
  8. Я не нуждаюсь в том, чтобы другие улучшали мое самочувствие.
  9. Неодобрение со стороны того, о ком я забочусь, очень болезненно для меня.
  10. Я чувствую себя уверенным в своей способности иметь дело с большинством из тех личностных проблем, с которыми я, вероятно, встречусь жизни.
  11. Единственный человек, которому я хочу доставить удовольствие, — это я.
  12. Мысль о потере близкого друга ужасает меня.
  13. Я быстро соглашаюсь с мнением, которое ожидается другими.
  14. Я полагаюсь только на себя.
  15. Я был бы полностью потерян, если бы я не имел кого-то особенного.
  16. Я расстраиваюсь, когда кто-то обнаруживает ошибку, которую я совершил.
  17. Мне тяжело просить кого-нибудь о помощи.
  18. Я ненавижу, когда люди проявляют ко мне симпатию.
  19. Я легко обескураживаюсь, когда я не получаю того, чего я нуждаюсь от окружающих.
  20. В споре я легко уступаю.
  21. Мне не надо многого от других.
  22. У меня должен быть один человек, который жил бы специально для меня.
  23. Когда я иду на вечеринку, я ожидаю, что понравлюсь другим людям.
  24. Я чувствую себя лучше, когда я знаю кого-либо еще в команде.
  25. Когда я болею, я предпочитаю, чтобы мои друзья оставили меня одного.
  26. Я никогда не бываю более счастлив, чем когда люди говорят, что я хорошо выполнил свою работу.
  27. Мне тяжело составить мнение о телевизионном шоу или кинофильме, до тех пор пока я не узнаю мнение об этом других людей.
  28. Я склонен игнорировать чувства других людей, чтобы совершить что-нибудь важное для меня.
  29. Мне нужен одни человек, который ставит меня выше других.
  30. В социальных ситуациях я склонен быть очень самоуверенным.
  31. Я ни в ком не нуждаюсь.
  32. Мне очень тяжело принимать решения самостоятельно.
  33. Я склонен воображать худшее, если любимый человек не прибыл, как ожидалось.
  34. Даже когда что-то неладно, я могу добиться успеха без помощи друзей.
  35. Я склонен ожидать слишком многого от других.
  36. Я не люблю покупать одежду самостоятельно.
  37. Я склонен к одиночеству.
  38. Я чувствую, что я действительно никогда не получу всего, чего я хотел бы получить от других.
  39. Когда я встречаю новых людей, я боюсь, что я сделаю что-то неправильно.
  40. Даже если большинство людей отвернется от меня, я бы выдержал, если кто-то, кого я люблю, оставался со мной.
  41. Я бы скорее остался свободным от других, чем рисковал разочарованиями.
  42. На меня не влияет, что люди думают обо мне.
  43. Я думаю, что большинство людей не понимают, как легко они могут обидеть меня.
  44. Я очень уверен в своих суждениях.
  45. У меня возникает ужасный страх, что я потеряю любовь и поддержку людей, в которых я очень нуждаюсь.
  46. У меня нет качеств, необходимых хорошему лидеру.
  47. Я бы чувствовал себя несчастным, если бы меня покинул кто-то, кого я люблю.
  48. Меня не волнует, что другие думают обо мне.

Обработка и интерпретация результатов

 

Обработка результатов теста осуществляется путем суммирования баллов, данных по пунктам, относящимся к каждой шкале, с учетом наличия прямых и обратных утверждений. Вопросы № 10, 23, 44 являются обратными, поэтому при обработке соответствующие им значения меняются на противоположные («1» — 4, «2» — 3, «3» — 2, «4» — 1).

Шкала

Задания, относящиеся к шкале

Эмоциональная опора на других

3, 6, 7, 9, 12, 15, 16, 19, 22, 26, 29, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47

Неуверенность в себе

2, 5, 10, 13, 17, 20, 23, 24, 27, 30, 32, 36,39,41,44,46

Стремление к автономии

1, 4, 8, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 31, 34, 37, 42, 48

Полученный суммарный балл представляет собой итоговый показатель по шкале, который оценивается в соответствии с приведенными ниже нормами. При этом тестовые нормы по шкалам эмоциональной опоры на других, автономии и зависимости различаются для мужчин и для женщин, а по шкале неуверенности в себе нормы единые.

Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (мужчины)

Шкалы

Уровни выраженности

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональная опора на других

18-31

32-48

49-72

Неуверенность в себе

16-24

25-37

38-64

Стремление к автономии

14-26

27-37

38-56

Зависимость

20-24

25-52

53-80

Тестовые нормы оценивания выраженности эмоциональной опоры на других, неуверенности в себе, стремления к автономии, зависимости (женщины)

Шкалы

Уровни выраженности

 

Низкий

Средний

Высокий

Эмоциональная опора

18-37

 

38-54

55-72

на других

 

 

 

 

Неуверенность в себе

16-24

25-37

38-64

Стремление к

14-22

 

23-33

34-56

автономии

 

 

 

 

Зависимость

20-35

36-62

63-80

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>