Определение особенностей понятийного мышления. Методика "Исключение лишнего" | Обучение и развитие детей

Определение особенностей понятийного мышления. Методика "Исключение лишнего"

На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Определение особенностей понятийного мышления. Методика "Исключение лишнего"
Определение особенностей понятийного мышления. Методика "Исключение лишнего"
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей
Теоретическое обоснование. Одним из наиболее распространенных в практике исследования всех видов мышления является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно убедительно показать особенности аналитической и синтезирующей деятельности мозга. Так, если испытуемым предъявить несколько названий рек России: Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь — и попросить «выбросить» одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово «Волга», поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляется ответ «Иртыш» (все остальные названия женского рода), иногда — «Ангара» (является притоком). По степени обобщенности признаков ответ «Волга» наиболее правилен.

Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить. Например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце. Правильный ответ — «солнце». Рассуждения вроде того, что надо удалить свечу, так как она быстро сгорает и невыгодна, свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений.

Методика разработана в лаборатории экспериментальной патопсихологии института психиатрии Минздрава РФ.

Цель. Определить уровень логичности мышления.

Инструкция. В предлагаемой методике используются 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью разъяснения всех последующих. По вопросам испытуемых экспериментатор может также составить представление об особенностях процесса их мышления, например о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

Тестовый материал.

1. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

2. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

3. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).

5. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

6. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

7. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

8. Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).

9. Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).

10. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

11. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).

12. Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум).

15. Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

21. Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).

22. Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).

23. Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).

24. Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).

Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, округлость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол (или сервант), шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.

Обработка результатов. При сравнении собственных ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах: 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову, а 0 баллов означает, что испытуемый не смог выбрать правильно ни одного слова. Результаты суммируются.

Интерпретация результатов. Максимальное количество баллов равно 48, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.