Определение надёжности теста | Обучение и развитие детей

Определение надёжности теста

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Определение надёжности теста
Определение надёжности теста
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Определение надёжности теста

Вводные замечания

Надёжность – это психометрическая характеристика строго-формализованной психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надёжность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В психометрике термин надёжности имеет два значения: надёжность по внутренней согласованности (надёжность эквивалентных половин теста) и надёжность ретестовая.

1. Надёжность эквивалентных половин теста. Вычисляется корреляция результатов по двум эквивалентным частям теста, полученных после процедуры расщепления (например, на чётные и нечётные задания в тесте Равена). Этот тип коэффициента надёжности называется коэффициентом внутренней согласованности.

2. Ретестовая надёжность – степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых, при условии, что психологические характеристики испытуемых не изменились (так, если выборка включает студентов, то при определении надёжности теста тревожности оба испытания следует проводить в одинаковых условиях: не допускается, например, проводить одно из испытаний в период экзаменационной сессии). Этот тип надёжности характеризует устойчивость методики. Интервал должен быть не менее месяца. Вычисляется с помощью коэффициента корреляции показателей при первичном и повторном обследовании (ретестовая надёжность считается удовлетворительной при величине коэффициента корреляции не менее 0,7).

 

Порядок работы

  1. В электронных таблицах Excel создать файл под своей фамилией и скопировать в него данные из файла ЛР2.xls.
  2. Определить количество испытуемых, правильно выполнивших каждое задание теста. Для этого выделить ячейку под столбцом с результатом выполнения 1 задания, выбрать формулу СЧЁТЕСЛИ (в разделе Статистические), указать в качестве диапазона первый столбец, а в качестве условия – =1. Если всё выполнено правильно, то результат вычислений (подсчёт количества единиц в столбце) будет равен 25. Протянув за нижний квадратный маркер в ячейке, распространить указанные вычисления на все столбцы.
  3. Вычислить индекс трудности каждого задания по формуле,

    I =1- Т/N , где Т – число испытуемых, правильно выполнивших задание, N – общее число испытуемых. Сделать вывод о работе принципа прогрессивности, заложенного автором теста.
  4. Выделить цветом все чётные столбцы и скопировать полученный результат два раза по горизонтали с интервалом 2 столбца. В полученных копиях удалить чётные (нечётные) столбцы.
  5. Вычислить результативность выполнения испытуемыми каждой половины теста. Для этого в каждой таблице вычислить сумму элементов в строке.
  6. Вычислить дисперсии в множествах результатов выполнения каждой половины теста. Для этого использовать функцию ДИСП. Произвести оценку равенства дисперсий по критерию Фишера:
7.Сопоставить эмпирическое значение критерия Фишера с критическими и сделать вывод о равенстве дисперсий.

8.Если дисперсии обеих частей теста равны, то для вычисления надёжности можно использовать формулу Спирмена-Брауна. Для этого сначала вычислить коэффициент корреляции Пирсона между половинами теста, используя для этого функцию КОРРЕЛ. Полученное значение подставить в формулу

10.В исходной таблице представлены результаты первичного (столбец Σ1) и повторного (столбец Σ2) выполнения школьниками теста Равена. Для определения коэффициента ретестовой надёжности вычислить коэффициент корреляции Спирмена между этими множествами данных.

11.Сделать выводы. В отчёт включить полученное значение коэффициента корреляции.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.