Общее представление о психологической службе | Обучение и развитие детей

Общее представление о психологической службе

На главную Лекции и практикум по психологии Психологическая служба Общее представление о психологической службе
Общее представление о психологической службе
Лекции и практикум по психологии — Психологическая служба
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для’решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.

Основные цели психологической службы — оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.

Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба — это широкое обобщение психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Прообразом психологической службы являлись психотехнические и педологические лаборатории, существовавшие на предприятиях и в учреждениях в 20-х — начале 30-х годов XX столетия.

Современный этап становления психологической службы в нашей стране ведет отчет с начала 70-х годов XX века.

Появление психологической службы было обусловлено как потребностями общественной практики, так и определенным уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в области социальной, медицинской, педагогической, возрастной психологии, психологии труда.

Таким образом, психологическая служба является эффективным инструментом соединения теории и практики, приложения фундаментальных знаний к практическим проблемам человеческих судеб.

В организационном отношении психологические службы действуют либо как самостоятельные профессиональные учреждения, получившие названия «Психологическая консультация», «Служба семьи и брака», «Служба «Телефон доверия»», «Центр психологической помощи» и т. п., либо как специализированные психологические подразделения в структуре отдельных организаций, например школьная психологическая служба, психологическая служба промышленного предприятия.

В настоящее время некоторые психологические службы в организациях, так называемые ведомственные психологические службы, входят как составная часть в службы социального развития или социальной помощи персоналу, которые включают, наряду с психологами, и других специалистов: социальных работников, педагогов, врачей, юристов, социологов. Деятельность ведомственной психологической службы подчиняется идее управления развитием персонала, профессионального потенциала кадров конкретного учреждения. Объектами деятельности ведомственной психологической службы являются организация как таковая, группы, ее составляющие, и отдельные личности.

Другая форма психологической службы — региональная психологическая служба, которая обычно действует в системе социального обслуживания населения. В отличие от обычной психологической службы, которая не затрагивает социальных проблем своих клиентов, работа психосоциальной службы направлена на комплексное решение одновременно и психологических, и социальных проблем тех людей, которые попали в трудные жизненные ситуации и испытывают в связи с этим психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, и требует привлечения разных специалистов, не только психологов. Подобного рода службы часто существуют в виде отделений психолого-педагогической помощи центров социальной помощи семье и детям, а также как самостоятельные учреждения.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под термином «психологическая служба»?

2. Чем было обусловлено появление психологической службы в 70-е годы XX века?

3. Какова цель психологической службы?

4. Что понимается под термином «психологическая помощь»?

 

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка — с дошкольного возраста до окончания школы.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу.

В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения — от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы — не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.

В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога.

Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

— необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей .на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;

— важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;

— задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Современные концепции школьной психологической службы

Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них — это концепция И. В. Дубровиной и концепция Л. М. Фридмана.

С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе — воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. — организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.

Школьный психолог является членом педколлектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.

Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:

1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;

2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;

3) изучение процесса личностного развития учащихся;

4) оценку воспитанности учащихся.

Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования — профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья — человечность индивида — понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели — создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная ге нерация — практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).

Основные направления деятельности

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям.

Психопрофилактическая работа

В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия:

— проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период;

— проводят обследование детей в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

— участвуют в приеме детей в первые классы; совместно с учителями

намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения;

— проводят психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней- в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе;

— ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения;

— организуют психологические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей;

— ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении: оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе, способствуют улучшению форм общения педагога с детьми;

— консультируют педагогов, воспитателей и других работников образовательных учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

 

— способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляют мероприятия по предупрежде — нию и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

— проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам их развития.

Психодиагностическая работа

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

— проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

— проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

— проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения;

— совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Развивающая и психокоррекционная работа

Данное направление предполагает активное воздействие психолога м процесс формирования личности и индивидуальности ребенка:

— психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленны.’ на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности з целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

— психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребвн^’. Психологическая часть этих программ планируется и осуществляется психг логом, а педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с у»« телем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последними с помощью психолога.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми или с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей и друп«>; родственников ребенка.

В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.

Консультативная работа

В рамках данного направления работники психологической службы

— консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;

— проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

— способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;

— выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;

— в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Права, обязанности и ответственность работника психологической службы образования

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

— самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы;

— требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

— отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы;

— знакомиться с документацией;

— обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;

— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;

— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов, оценке их эффективности;

— проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;

— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.;

— вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;

— иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;

— обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.);

— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.

Психолог обязан:

— руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, Положением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию;

— рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

— знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

— препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

— в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

— выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;

— оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;

— хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

— работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений;

— вести запись и регистрацию всех видов работ.

Ответственность работника психологической службы:

психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;

— психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

Структура психологической службы образования

Психологическая служба образования представляет собой единую систему, состоящую из трех основных звеньев: 1) детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении; 2) психологический кабинет управления образованием (районный, городской, областной); 3) центр психологической службы образования.

Центр является головной организацией, руководящей деятельностью псиологов воспитательно-образовательных учреждений и специалистов других психолого-педагогических служб определенного региона, отвечает за научно-методическое и организационное обеспечение этих служб. Центр целесообразно организовать для обслуживания большого города, области или небольшой республики из расчета один Центр на 5-8 млн жителей.

Центр состоит из следующих подразделений: отдел индивидуальной помощи; отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий; отдел психологической диагностики; стационар; инженерно-математический отдел; библиотека; административно-управленческий аппарат. Центр может существовать на бюджетной, хозрасчетной и комбинированной основе, возможен также постепенный переход от бюджетного финансирования к полному хозрасчету и самофинансированию.

Отдел индивидуальной помощи осуществляет диспетчерский прием лиц, обратившихся в Центр с индивидуальным запросом, с целью дифференциации случаев с психологической проблематикой от случаев, требующих медицинской, юридической, социальной и тому подобной помощи; определения подразделения Центра, которое в дальнейшем будет курировать каждый конкретный случай.

Консультативный сектор данного отдела ведет индивидуальное консультирование родителей; педагогов, детей, подростков и юношей. При консультативном секторе работают телефон доверия для подростков и юношей и группа консультирования по переписке.

Сектор психологического развития и коррекции отдела осуществляет психологическую помощь в разных формах: групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологический тренинг, коррекция развития отдельных психологических функций и процессов, профессиональный тренинг учителей, арттерапия и др.

Отдел психологического обеспечения учебно-воспитательных учреждений и медико-психолого-педагогических комиссий включает два сектора.

Сектор работы с практическими психологами осуществляет научно-методическое и организационное руководство деятельностью низовых звеньев психологической службы школы и других детских образовательных учреждений, а также психологов в медико-психолого-педагогических комиссиях. В функции сектора входят обеспечение работников низовых звеньев необходимыми средствами и методами работы, контроль за их применением, экспертная оценка деятельности психологов, работающих в учебно-воспитательных учреждениях и медико-психолого-педагогических комиссиях, их аттестация. Сектор ведет работу по повышению квалификации практических психологов, организуя семинары, стажировки, группы профессионального тренинга, практику начинающих специалистов.

Сектор оперативной психологической помощи учреждениям образования по запросам руководства этих учреждений осуществляет психологическую помощь в решении задач улучшения психологического климата, преодоления конфликтных ситуаций, массовой комплексной диагностики, проведения деловых игр и тому подобное посредством выезда на места бригад специалистов соответствующего профиля.

Отдел психологической диагностики также состоит из двух секторов.

Сектор диагностики осуществляет психологическую диагностику и комплексную диагностику (с привлечением специалистов смежных специальностей).

Сектор психологических методик ведет работу по подбору и разработке диагностических методик, а также необходимой документации для всех видов психологических служб, разработке и изготовлению аппаратуры для психологической диагностики.

В стационаре проводится диагностико-коррекционная работа с детьми, подростками и юношами в наиболее сложных случаях.

Инженерно-математический отдел, оснащенный компьютерной техникой, осуществляет инженерное и математическое обеспечение всех подразделений Центра.

Библиотека обслуживает работников Центра и низовых практических звеньев, курируемых Центром. Может иметь фонд видеозаписей.

В целях эффективного обеспечения деятельности Центра он должен иметь разветвленную систему внешних связей, в том числе и юридически оформленных. В эту систему входят вышестоящие организации (Госкомитет по образованию, Министерство здравоохранения); научные учреждения и соответствующие кафедры вузов психологического, медицинского, педагогического, социологического профилей, по отношению к которым Центр выступает в качестве заказчика тем научных и методических исследований и разработок; учреждения образования (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, городские и районные отделы образования и т. п.); медицинские учреждения, органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних, спецшколы для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, спецПТУ и др.) — как возможные заказчики, с одной стороны, и учреждения, куда могут направляться дети, подростки, юноши по рекомендации Центра, — с другой; консультации по вопросам семьи и брака, центры по профориентации молодежи, суицидальные центры для подростков и юношей, наркологические диспансеры, психиатрические клиники — для осуществления- консультаций и взаимной помощи в решении сложных случаев, носящих пограничный характер..

Психологический кабинет управления образованием.Психологи данного структурного подразделения ведут методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность по профессиональной линии, обеспечивают оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ; организуют и проводят постоянно действующий семинар практических психологов; консультируют по различным психолого-педагогическим вопросам администрацию учебно-воспитательных учреждений; обеспечивают проведение различных форм психологической работы с педагогами; ведут работу по пропаганде психолого-педагогических знаний; участвуют в работе районных психолого-медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

Психолог-методист районного управления образованием обязан оказывать необходимую помощь психологам учебно-воспитательных учреждений и заботиться об обеспечении их необходимыми средствами работы (методики, бланки, формы); способствовать внедрению новых методов и приемов в работу психологов образовательных учреждений. Психолог-методист несет ответственность за работу психологов в учебно-воспитательных учреждениях района. Он имеет право ставить перед руководством районного управления образованием вопрос о назначении и снятии психолога образовательного учреждения с должности.

Практический психолог образовательного учреждения. Первичные звенья службы работают в каждом образовательном учреждении. На должность практического психолога образовательного учреждения зачисляется специалист с высшим образованием, с квалификацией «психолог» без предъявления требований к стажу работы.

Практическая работа психолога образовательного учреждения опирается на его исследовательскую деятельность в условиях конкретного учебно-воспитательного заведения.

Психолог образовательного учреждения не должен выполнять функции заместителя директора по учебной работе и других ответственных лиц. Его задачи в области обучения и воспитания — психологический анализ учебно-воспитательного процесса и составление обоснованных научных рекомендаций и проектов программ. Важнейшей задачей психолога является планомерное устранение барьеров на пути всестороннего и гармоничного развития личности учащегося. Психолог помогает преподавателям в изучении личностей учащихся, в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы.

Работа психолога образовательного учреждения осуществляется по следующим основным направлениям: организационно-психологическая работа; развивающая и психофасилитационная работа; психопрофилактическая работа, психодиагностическая и психокоррекционяая работа.

В русле организационно-психологического направления психолог ведет следующую работу:

— проводит психологический анализ планов учебной и воспитательной работы, а также текущего учебно-воспитательного процесса с точки зрения психологической обоснованности, их практической эффективности в развитии личности и способностей учащихся;

— участвует в аттестации педагогов образовательного учреждения;

— дает рекомендации администрации образовательного учреждения: по кандидатурам преподавателей на должности заведующих отделениями и назначению классных руководителей; по оздоровлению психологического климата в образовательном учреждении; по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся в учебное и неучебное время; по методике комплектования учебных групп; по вопросам гуманизации и демократизации всего учебно-воспитательного процесса;

— участвует в работе психолого-педагогических консилиумов и методических объединений;

— устанавливает и поддерживает связь с ведущими психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.

В рамках развивающего и психофасилитационного направления психолог выполняет следующие функции:

— оказывает помощь педагогам в выработке методов, методик и форм общения с учащимися и воспитанниками;

— анализирует межличностные отношения на уровнях педагог — ребенок, ребенок — ребенок, педагог — педагог, педагог — администратор и готовит предложения по коррекции данных позиций;

— проводит исследования по определению развивающего эффекта применяемых в учебно-воспитательном заведении форм, средств и методов воспитания и обучения и информирует о полученных результатах членов педсовета;

— консультирует педагогов по составлению развивающих программ;

— проводит обучение психологическим основам применения педагоги

ки сотрудничества и активных методов обучения;

— консультирует педагогов, родителей и учащихся по вопросам самообразования, самовоспитания, по проблемам развития личности и ее отдельных сторон.

Психопрофилактическое направление работы предусматривает сле

дующие конкретные мероприятия:

— пропаганду психолого-педагогических знаний среди педагогов и детей;

— руководство кружками для учащихся по изучению вопросов психологии;

— выявление источников негативного влияния на личность учащихся, воспитанников и подготовку рекомендаций для их устранения;

— выявление учащихся, воспитанников с запущенным развитием способностей и помощь педагогам в составлении индивидуальных программ выравнивания развития данной категории детей;

— совместно с педагогами разработка научно-обоснованных программ по адаптации детей к условиям жизни в учебно-воспитательном заведении и участие в их реализации;

— помощь работникам библиотеки в комплектовании ее фондов психолого-педагогической литературой;

— проведение работы по предупреждению психологической перегрузки и невротических симптомов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;

— своевременное прогнозирование и предупреждение вероятных нарушений в становлении личности, в поведении учащихся и воспитанников. Данный вид работы проводится преимущественно с педагогами, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на детей.

В русле психодиагностической и психокоррещионной работы психолог решает следующие задачи:

— проводит диагностику общения учащихся с преподавателями и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения;

— проводит исследование структуры, состояния взаимоотношений и психологического климата в детских группах (классах);

— проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, развития его личности или ее отдельных сторон;

— проводит исследование способностей, интересов, склонностей учащихся с целью оказания им помощи в личностном и профессиональном самоопределении;

— разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии учащихся или в их поведении.

Статус практического психолога образовательного учреждения

Практические психологи образовательного учреждения имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Средняя норма их рабочего времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, оформление документации, работа со специалистами смежной квалификации, коллегиальное консультирование, участие в региональных мероприятиях и т. д.).

Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, коррекционной, развивающей и консультативной работы. Оформление и содержание психологического кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.

Со дня зачисления на работу практическому психологу предоставляется подготовительный период работы сроком два месяца для составления проекта программы работы психологической службы образовательного учреждения. На данный период распорядок работы определяется самим психологом при согласовании с директором учебно-воспитательного заведения или лицом, его заменяющим. Подготовительный период считается завершенным со дня принятия педагогическим советом первого варианта программы работы психологической службы.

Формы учета деятельности и отчетность психологов образовательного учреждения

Психологи, работающие в образовательных учреждениях, ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1) План работы психолога образовательного учреждения.

2) Заключения по результатам проведенных психодиагностических исследований.

3) Журнал консультаций психолога.

4) Журнал учета групповых форм работы.

5) Психологическая карта.

6) Программа работы психолога с группой.

7) Коррекционная работа.

8) Программа коррекционно-развивающих занятий.

9) Аналитический отчет о работе психолога по итогам года, который предоставляется руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.

Требования к плану работы психолога образовательного учреждения

При составлении плана необходимо учитывать:

— цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

— приоритет прав и интересов ребенка;

— нормы расхода времени на каждый вид деятельности. План работы должен включать следующие графы:



п/п

Название работы

Условия проведения

Ответственный

Срок проведения

Предполагаемый результат

1

2

3

4

5

6

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т. п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.

Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т. д.).

План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал или на учебную четверть.

Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.

Психологическая карта

Психологическая карта заводится на каждого ребенка, с которым работает психолог; хранится в папке-скоросшивателе. Карта ведется по годам (классам, группам, курсам), материалы подшиваются в порядке поступления.

В карту заносятся все результаты психологических обследований, данные бесед с ребенком, его педагогами, родителями и другими лицами; применяющиеся развивающие и психокоррекционные методы, основные направления и результаты психологической работы с ребенком. Карта включает также данные об особенностях развития, обучения и воспитания ребенка на предшествующих этапах.

В соответствующие разделы карты вносятся протоколы обследований и других видов работы; протоколы должны заканчиваться кратким выводом психолога на основании результатов обследования. В тех случаях, когда психолог дает заключение и рекомендации по поводу ребенка, предназначенные для родителей, учителей, воспитателей или для различных инстанций, в психологической карте должны оставаться копии. В карте также хранятся заключения специалистов, сделанные в ответ на запросы психолога.

Как выглядит психологическая карта? Сначала в ней представлены самые общие сведения. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс (группа, курс).

Для предотвращения утечки психологической информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае данный лист хранится отдельно, а в психологической карте указывается только ее шифр, ключ к которому хранится у психолога.

Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», в которой содержатся сведения об основных этапах психологической работы с ребенком и которая заполняется постоянно на протяжении всего времени пребывания ребенка в данном учреждении.

Сводные данные о работе с ребенком



Дата

Причины проведения обследования, других видов работы

Цель мероприятия и результат

Вопросы дальнейшей работы

Далее идут разделы, в которых представлены конкретные результаты работы с ребенком:

I. Данные об особенностях развития, обучения и воспитания на предыдущих этапах.

П. Сведения о состоянии здоровья.

III. Данные о проведении диагностической работы (использовавшиеся методы, результаты).

IV. Данные о психокоррекционной и развивающей работе.

V. Данные о совместной работе с педагогами (запись бесед с учителями, воспитателями, характеристика, которую они дают ребенку, рекомендации психолога, совместно принятые решения, анализ хода и результатов выполнения решений и рекомендаций).

VI. Данные о совместной работе с родителями (запись бесед с родителями, рекомендации, данные психологом, совместные решения, анализ хода и результатов их выполнения).

VII. Копии заключений для третьих лиц и инстанций, данных психологом по поводу ребенка.

VIII. Заключения специалистов, полученные в ответ на запрос психолога по поводу ребенка.

IX. Дополнительные данные. Особые отметки.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация образовательного учреждения, педагоги могут пользоваться этими данными только по согласованию с психологом.

При переходе ребенка в другое учебно-воспитательное учреждение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Структура и основы содержания заключения по результатам проведения психодиагностического исследования

1. Причина исследования (в изложении обратившегося).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).

3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описывается по следующей схеме:



Названи е шкал ы

Названи е и авто р теста

Исследуемая функци я

Фактор, влияющий

на результат

1

2

3

4

5

6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например, вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).

7. Результаты исследования:

а) количественные данные должны быть представлены в таблицах на каждый класс (группу). (См. схему учета результатов тестирования);

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

Схема учета результатов тестирования



п/п

Ф.И.О . тестируемого

Результат ы выполнени я диагностического задания

Заключение

1 | 2 | 3

Дата; Ф.И.О., должность составителя заключения; подпись.

Схема учета результатов тестирования

Да

та

Время проведения

Консультируемы й

Повод обращени я

Проблем а

Результа т консультировани я

Кон сультан т

воз

раст

пол

им я

I

2

З а

3 6

З в

4

5

6

x

Графа Зв заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.

Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций, общий для всех психологов.

Отметка о времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, в год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.

Журнал  учета групповых форм работы

Список

участников

№ п/п, Ф.И.О.

Тема или название мероприятия

Даты встреч

Отметки О т , ВедJущий

посещениях

Примечание

1

2

3

4

5

6

 

К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести: тренинг с детьми и взрослыми (педагогами, родителями); коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе; семинары, лекции, методические занятия с педагогами.

Программа

работы психолога с группой


1. Составлена психологом Ф.И.О.

2. Описание класса (группы):

— психологическая характеристика детей;

— общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).

3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).

4. Этапы реализации программы по месяцам.

5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)

в виде, допускающем их экспертную проверку.

Дата составления Подпись психолога

Результаты психологической работы

в классе (группе) в учеб. году

1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические ис- следования:

2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе

(группе): _______ _

Время проведения Название тренинга Тема занятий

3. Перечень занятий с педагогами (если планировались):

Время проведения Тема занятий Цели занятий Участники

4. Название форм индивидуальной работы с детьми:

Время проведения

Тема занятий

Цель занятий

Ф.И.О. ребенка (если

это была работа

с отдельными детьми)

5. Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом.

6. Рекомендации по дальнейшей работе с этим классом (группой).

7. Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.

Дата составления Подпись психолога

Вопросы для самопроверки

1. Когда была введена должность психолога в учебно-воспитательные учреждения?

2. Какой документ определяет статус психологической службы образования, ее структуру, права и обязанности работников этой службы?

3. Назовите права и обязанности психолога образовательного учреждения.

4. Определите основные цели психологической службы образования.

5. Перечислите основные направления деятельности психологической службы образования.

6. Какова структура данной службы?

7. Перечислите формы учета деятельности психолога образовательного учреждения.

Источник: Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. — 63 с.