Нравственный выбор героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (подготовка к сочинению) | Обучение и развитие детей

Нравственный выбор героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» (подготовка к сочинению)

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Еремеева Татьяна Николаевна
Пояснительная записка

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Аристотель 

Свою цель работы как учителя литературы и русского языка я вижу в формировании грамотного, эстетически развитого читателя, умеющего почувствовать красоту художественного слова и, готовясь к урокам, я тщательно продумываю образовательные и развивающие цели урока. Но никогда не забываю о том, что есть ещё и воспитательные цели урока, которые не менее важны. И тот нравственный потенциал, который заложен в русской литературе, помогает формировать гуманитарно-развитую, духовно богатую личность, способную к самоопределению в ситуации выбора, к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Непременным условием для развития гуманитарно-развитой личности, умеющей логически мыслить, создавать связный текст является целенаправленная, систематическая работа. Ни для кого не секрет, что самое трудное для учащихся любого класса – это написать сочинение. И чаще всего наши дети обращаются за помощью либо к Интернету, либо к сборникам сочинений. Чтобы ученики не боялись сочинений, знали, как над ним работать, всё сказанное на уроке мы стараемся отобразить в рабочей тетради в виде схем и таблиц, чтобы потом при написании сочинения ученики могли обратиться к своим записям, т.к. в тетради всё чётко обозначено: план сочинения, логика сочинения, тезисы и выводы. В ходе работы над разработкой модуля для подготовки к ЕГЭ я пришла к выводу, что на уроках литературы еще в среднем звене нужно вводить элементы технологической карты, которая предназначена для самостоятельной подготовки учащихся, т.е. к самостоятельной работе его нужно подготовить, сформировать умение работать с текстом. Но следует отметить, что работа с такой картой позволяет повысить и качество воспитательной работы, т.к. помогает учителю решить воспитательные цели урока в комплексе: осветить проблему, раскрыть позицию автора, свою позицию по отношению к проблеме, актуальной не только для классической литературы, но и для современного общества, в том числе и подростка, провести параллель с другими литературными произведениями, а также найти положительные примеры из жизни.   1. Образовательные цели: – подведение итогов изучаемой темы, уяснение авторской позиции; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; – повторение литературоведческих терминов и знакомство с новыми 2. Развивающие цели: развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. – развивать умения систематизировать знания – совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Воспитательная цель: воспитание у учащихся активной жизненной позиции Ход урока Здравствуйте, ребята. Вы любите детективы? Давайте начнём наш урок с литературного расследования. Кому из литературных героев принадлежат слова… 1. «Что мне было делать? … Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих, затруднительных обстоятельствах … Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем…» (Петр Андреевич Гринёв) 2. «Батюшка меня требует; рассердился старик, что до сих пор ничего не выслужил в Петербурге»; «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная …» (Иван Александрович Хлестаков) – Что общего у этих героев? Дворяне, молоды, вступают в жизнь, Кто заслуживает нашего уважения? Почему? Какие качества характера вызывают уважение? Какова жизненная позиция каждого? Действительно, заслуживает уважения сильная личность, человек с твёрдым характером, верный слову, прямой, искренний, решительный. Сегодня на уроке мы не просто продолжим наш разговор о том, как формируется жизненная позиция человека, но и поговорим о том, что влияет на выбор жизненного пути, с каких позиций подходит к этой проблеме Л.Н.Толстой (сразу оговорюсь, что проблем в рассказе, который будет центром нашего внимания, не одна, но мы поговорим о главной). Имя Толстого для нас хотя и не ново, но все же остается загадкой. И каждая встреча с писателем – это событие в жизни любого человека, это путь нравственного прозрения. Какие впечатления у вас остались после первого знакомства с писателем, его творчеством? Что нового вы узнали о Толстом как о человеке, писателе, готовясь к сегодняшнему уроку? – Художественное изображение мира Толстого – Концепция (защита)
  • Взывал к непротивлению злу насилием.
  • Призывал изменять «душу живу», сделать всех добрыми и нравственными.
  • Толстой – учитель, моралист.
  • Борьба человека со злом должна быть каждодневной.
  • «Искать смысл и цель жизни, твердую веру в Бога»
  • «Всё время искать»
  • «Хочу образования для народа, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Ломоносовых.
  • И.А. Бунин сказал о Толстом: «Это 1 из самых удивительных людей, когда-то живших на земле»
Что вас поразило в личности Толстого? (жизненная позиция) – Если жизненная позиция отдельной личности реализуется в непосредственном поведении, то отношение писателя к миру проявляется главным образом в его художественных произведениях. И – Образ Николаевской России изображен в виде контура, где отражены особенности правления Николая 1: – Введение жандармерии, усиление ее роли (Под надзором жандармерии находились учебные заведения, литература). – Век розг, кнута, шпицрутенов, ссылок и каторги. – Цель – самодержавие. – Всё для государства, для людей – ничего. (Именно такая Россия показана в рассказе). В центре нашего внимания проблема, поднятая автором. Возможно, такая проблема уже остро встает и перед вами. – Давайте вспомним, как начинается рассказ? Кто начинает рассказ: автор или повествователь? (Композиция рассказа – рассказ в рассказе, в обрамлении звучит голос автора, который начинает и заканчивает рассказ, а внутри – рассказ самого героя – повествователя, в рассказе звучат 2 голоса: голос автора и повествователя). – В обрамлении нам сообщается о проблеме, поднимаемой в споре неких лиц – Что это за проблема? Давайте её сформулируем и запишем. Работа с таблицей (Вечная проблема совершенствования мира и человека) – Закончить фразу: «В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой затрагивает (ставит, освещает) про­блему…»; «Автор рассказа «После бала» Л.Н. Толстой останавливается (особо) на следующей проблеме …» Разговор об этой проблеме мне хочется начать словами самого Ивана Васильевича: Я про себя скажу … – Мы должны разобраться с вами: для чего рассказывает о себе Иван Васильевич   II. Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого: «Я отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни… » Л.Н. Толстой Исповедь. Главный герой рассказа говорит о том, как сложилась его жизнь. Давайте зачитаем? «…Они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался, – потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите не годился…» – Как ответили слушающие на заявление Ивана Васильевича о том, что он «никуда годился»МНОГИЕ ИЗ НАС НИКУДА НЕ ГОДИЛИСЬ БЫ, КАБЫ ВАС НЕ БЫЛО. – Почему ему так возразили? – Давайте предположим, чем занимался Иван Васильевич? Так что же хочет рассказать нам о себе и писатель, и Иван Васильевич? Выберите утверждение, которое послужит тезисом вашего будущего сочинения. – человек должен мириться с несправедливостью в обществе. – борьба с несправедливостью в обществе в одиночку невозможна. – человек должен пытаться изменить мир. – человек, прежде всего, должен совершенствоваться сам – Человек не должен мириться с несправедливостью в обществе. Но начинать совершенствование каждому надо с себя, быть примером для других, тогда измениться и общество. (Тезисы на слайде) Тезис, который мы должны доказать в сочинении, – авторская позиция.

III. Давайте посмотрим, как к такой мысли пришёл Иван Васильевич. Весь рассказ – это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет. Время действия рассказа – 40-е годы, но самое главное – последний день Масленицы – прощёный день, день, когда друг другу прощают обиды, день всеобщего прощения и примирения, любви друг к другу – ДЕНЬ ЕДИНЕНИЯ. Обратите внимание на то, что каждый эпизод заканчивается описанием Состояния души. Работа в группах (мини-исследование):
  • Какова роль общественных условий в изменении взглядов и поведения человека? (Человек формируется под влиянием среды, обстоятельств, людей. Но! Сам Толстой высказал такую точку зрения: «Не личность делает историю, а история – личность!»)
  • Всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть? (Раздумья, внутренняя политика).
В чем стремится убедить своих молодых слушателей Иван Васильевич, приводя в качестве доказательства историю своей жизни? (Перечитать начало!!!) (Речь идёт о жизненной позиции, о том, что определяет её: среда или человек, который решает, что хорошо, что плохо). ЭТО ВОПРОС.
  • Исследование художественного пространства рассказа
Какие стороны жизни Ивана Васильевича, определившие всю его дальнейшую судьбу, раскрывались в памятный день?
  • Через художественное пространство (жилище, интерьер), языковые средства, состояние людей выйти на жизненную позицию Ивана Васильевича.
  • Рассмотреть художественное пространство города (улицы, город после бала)
Как настроение И.В. и полковника в сцене на плацу передает их отношение к увиденному? Начинается рассказ Ивана Васильевича с описания бала. – На что хочет обратить наше внимание автор? Ведь главные события, заставившие изменить взгляды повествователя, произошли после бала. – Идея рассказа раскрывается с помощью композиции и художественных деталей. Давайте исследуем. Бал и после бала

Что противопоставлено, и кто противопоставлен? (Зал, в котором проходит бал, полковник, Варенька, дворянское общество, солдаты, наказываемый, музыка, цвет, лица, чувства Ивана Васильевича: любовь – разочарование).

Бал

После бала

Варенька

зал, в котором проходит бал

музыка

хозяева бала

полковник

цвет розовый, белый

чувство любви

улица

музыка

солдаты

наказываемый

полковник

цвет черный, серый

чувство физической тоски

  Что помогло понять исследование? (в основе лежит прием контраста, антитезы как способа построения произведения, способа раскрытия жизненных противоречий, позиций; использование красок, описание состояния людей на балу, в доме предводителя, на плацу). Выходит, что самое главное, что хочет сказать нам герой, – это умение поделиться своими переживаниями, теми чувствами, которые охватили его. Иван Васильевич – представитель дворянского сословия, к которому он принадлежит по происхождению и воспитанию. Беспечен: это объясняется тем, что он богат от рождения, а потому не задумывается над проблемами, выходящими за круг его интересов. Атмосфера бала – атмосфера жизни И.В. и людей его круга. Светлое чувство любви озарило жизнь И.В.; он захвачен праздничной атмосферой бала, близостью Вареньки, ощущением собственной молодости и красоты. Найдите эпитеты, передающие состояние души Ивана Васильевича на балу: весел, доволен, счастлив, блажен, добр. «Я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро…» ПОЧЕМУ ОН СЧАСТЛИВ? КОГО ОН ЛЮБИТ? – ВСЕХ ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ ПОЛНОЕ СЧАСТЬЕ? КАК ОБЬЯСНЯЕТ ПРОИЗОШЕДШЕЕ С НИМ САМ Иван Васильевич? КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ ПОМОГАЮТ НАМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ?   Такой композиционный элемент, как описание улиц города, дает ощутимый разрыв в художественном единстве рассказа: в нарисованной картине автор показывает, что рядом с беззаботным, праздным существованием проходит другая жизнь – жизнь бесправной трудовой России. Любую изображенную сцену необходимо воспринимать с точки зрения выполняемой ею функцией: С одной стороны – принижение народа, дошедшего до отчаяния; с другой стороны – уверенность господ в законности существующих порядков. Контраст (изображения героев, их психологического состояния, обстановки) позволяет писателю выявить сущность характеров и обнажить социальные противоречия царя (Николая) и России. Есть ли общее и разница между Иваном Васильевичем и полковником? Единые подходы к явлениям деятельности; для полковника и Ивана Васильевича всё чудесно (на балу), всё в превосходной степени – для Ивана Васильевича.
  • Составить эмоциональную партитуру (состояние души Ивана Васильевича после увиденного на улице, состояние полковника):
1 гр. – полковник: спокойствие, уверенность, наслаждение, отрешенность от мира, ненависть, злоба. 2 гр. – И.В.: удивление, жалость, изумление, душевная боль, сострадание, замешательство, поиски выхода… Почему нет эпитетов? Именно эта, вторая, сцена доводит до логического конца изображенный писателем тип социального поведения. «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил.» Иван Васильевич ответственен за жизнь окружающего общества, за судьбы людей. Герой у Толстого всегда дан в самых тесных взаимоотношениях с миром, общественный конфликт происходит на его глазах, он становится его участником, и по тому, какую меру ответственности берет на себя в оценке происходящего, можно судить о его нравственном облике, перспективе развития его как личности. ПОЛУЧИЛОСЬ ЛИ ЕДИНЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ? Давайте исследуем: какими художественными деталями показано и чувство единения. Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь – это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. В чём портретное сходство отца и дочери. Добавьте слово: «Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая _______ и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа.» «Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная _______, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.» ИТАК, общая портретная деталь у отца и дочери – улыбка. Таким образом, отец и дочь – единое целое. А как же присоединить к ним и Ивана Васильевича и всё общество в целом? Есть ещё маленькая художественная деталь – символперчатка, на которую необходимо обратить внимание. Символ – (от греч. symbolon – условный знак) – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символами, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (крест – символ христианства). Перчатки не только одежда для рук, но и важная символическая единица: – знак социального и материального положения: они все дворяне, улыбка – это общность отца и дочери, а перчатки – символ принадлежности к этому обществу – любовный символ: напоминает руку. Когда делают предложение, то говорят «предлагаю руку и сердце»; Варенька отдаёт перчатку Ивану Васильевичу – отдаёт ему свою любовь, это жест высочайшей благосклонности. А Иван Васильевич в свою перчатку прячет пёрышко её веера Делаем вывод: и улыбка, и перчатка – символы единения, но эти же детали являются и символами разочарования. ДОКАЖИТЕ …
  •  Улыбка Вареньки напоминает о сцене наказания.
  • Перчатка одновременно является синонимом власти, чести и достоинства.
  • Отец Вареньки в замшевых перчатках (их носили с военной формой).
  •  В форме и в перчатках полковник на балу танцует с дочерью и рукой в перчатке бьет солдата.
А мы говорили с вами, что в перчатках всё общество!!! Так в ком разочаровался Иван Васильевич: Вареньке, в её отце, в обществе? Третья деталь – одежда на теле. Посмотрите, как говорит он:

И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела.

Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее становилась для меня она.

Для меня … на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды.

Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его.

Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Одежда на балу – чистота, святость, общий цветовой фон бала – всё в белом и розовом цвете

Голая спина татарина – суровая правда жизни.

Общий цветовой фон сцены экзекуции – цвета красный, черный, белый



Что произошло? Витал в облаках – опустился на землю. Увидел голую правду – задумался о смысле жизни и отказался от всего. МОЖЕТ ГЕРОЙ отдельно любить только Вареньку? Итак, что же говорит нам и писатель, и повествователь о проблеме совершенствования мира и человека. Анализ ситуации нравственного выбора 1. Истинное счастье человека заключается в следующем: нельзя любить просто одного человека, нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком, чувствовать свою причастность ко всему. 2. Принимать зло или нет – перед таким выбором оказывается герой и видит выход в единственно возможном для него решении – самоустранении от зла. Герой рассуждает: «Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле» И Иван Васильевич сознательно выстраивает свой жизненный путь, пролагая его мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого. Что важно подчеркнуть уже сейчас. Почему у героя возникла потребность переосмыслить линию своего поведения? (потребность возникает чаще в момент сложных нравственных коллизий; когда человек оказывается свидетелем социального конфликта. И.В. переживает сложный процесс духовного потрясения: на смену нахлынувшим чувствам приходят раздумья, стремление разобраться в увиденном, определить свое отношение к нему; герой ощутил сопричастность к творимому злодеянию). Что вас волнует на данный момент в этом рассказе больше всего? Почему? Над чем заставил задуматься рассказ?
  • Взгляды Толстого, его отношение к изображаемому значительно шире прогрессивного понимания этих же проблем его героем, а позиция – активней.
  • Заставить остро ощутить меру ответственности человека за происходящее в мире, понять, что уход от решения жизненных проблем будет только укреплять зло в мире.
  • Среда влияет на человека, но её влияние не безгранично. И сильная, убежденная в своих жизненных идеалах личность может противопоставить себя пагубному влиянию среды. Но процесс этот сложный. Он требует от человека не только понимания своего места в жизни, но и часто и противопоставляет себя близким по духу людям.
  • В жизни часто приходится выходить за пределы собственных интересов, подчиняя их общим. Ответственность за нравственный выбор лежит на самом человеке!
  • Домашнее задание.
Напишите сочинение (объём 150) слов на тему: «КТО ХОЧЕТ СДВИНУТЬ МИР, ПУСТЬ СДВИНЕТ СЕБЯ»

                                                                                                              (СОКРАТ)

ПЛАН

 МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ

Проблема, поставленная в произведении

 

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Кому адресовано произведение?

Современна ли поднимаемая проблема?

На каком жизненном материале построен рассказ?

Позиция автора рассказа.

Почему говорит от имени героя – рассказчика?

Как доказывает свою мысль?

 

Ваша позиция

Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…

Аргументы из других литературных произведений

 

Аргументы из жизни

 

Напиши заключение

Опять вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1–2 предложениях.