Интеллектуальное и творческое развитие детей

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

На главную Документация школьного психолога Нормативные документы (Беларусь) Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Документация школьного психолога — Нормативные документы (Беларусь)
Законодательную, нормативную базу СППС учреждения образования определяют правовые документы, которые условно можно сгруппировать в пять уровней (в соответствии с субъектами их издания):

1) регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества (декларации, акты, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.);

2) внутригосударственные юридические акты республиканского значения (конституции, кодексы, законы, распоряжения Президента РБ, постановления Правительства РБ, приказы, решения коллегий, инструкции Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения и др.);

3) документы субъектов Республики Беларусь, обеспечивающие реализацию законов на своей территории, выполнение законоположений с правом законодательной инициативы;

4) документы региональных образований (городские, сельские районы; микрорайоны);

5) решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений образования и организаций.

Перечень нормативных документов

Важнейшие международные документы, имеющие отношение к деятельности СППС учреждения образования (в папке документации – иметь перечень и аннотацию):

Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.

Когда после второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным сводам для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Выдвижение этой цели было реакцией на массовые, грубые нарушения прав человека накануне и в период второй мировой войны. Устав ООН подписан 26 июня 1945 г.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (111) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Этот документ впервые закрепил перечень как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав и свобод личности. Носит рекомендательный характер, предлагает всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца, стандарта для развития внутригосударственного законодательства в этой области. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что » признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Ст.1 провозглашает ведущую идею естественной доктрины: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

Принята для подписания резолюцией от 21 декабря 1965 г. Состоит из трех частей и 25 статей, где раскрывается понятие «расовая дискриминация», осуждается расовая дискриминация в любом ее проявлении и принимаются обязательства о запрете и ликвидации расовой дискриминации во всех ее формах. Создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации, который уполномочен рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы с последующим принятием мер.

Международные пакты по правам человека 1966 г.

Полное название – Международный пакт об экономически, социальных и культурных правах (вступил в силу 3.01.1976 г.) принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН в 1966 году приняла два договора – настоящий и нижеследующий – в связи с различным подходом мировых государств к юридической обязательности гражданских и политических и социально-культурных прав человека. Несмотря на различное толкование согласованного в Пактах комплекса прав, в преамбулах этих международных договоров записано, что гражданские и политические и социально-экономические права тесно связаны между собой.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Пакт принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года (вступил в силу 23.03.1976 г.). Включает в себя 53 статьи, Факультативный протокол о поправках к Пакту по вопросам отдельных граждан и их прав и Факультативный протокол (от 15.12.1989 г.) с приложением об отмене смертной казни (далее см. аннотацию к предыдущему Пакту). Все пять документов (два Пакта, два протокола и приложение) образуют Международный Билль о правах человека.

Декларация социального прогресса и развития 1969 г.

Провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 года. Состоит из трех частей и 27 статей, где государства-участники, желая содействовать прогрессу всего человечества и преодолеть все препятствия на пути его осуществления, отметили, что «все народы и все люди, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, национальности, семейного или социального положения, политических или иных убеждений, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободы и пользоваться плодами социального прогресса и должны со своей стороны способствовать ему».

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией от 18 декабря 1979 г. Состоит из 6 частей и 30 статей. Конвенция устанавливает равноправие женщин и мужчин в политической, социальной, экономической, культурной и иных областях, а государства обязуются принять соответствующие меры для ликвидации любой дискриминации в отношении женщин.

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией от 10 декабря 1984 г. Состоит из 3 частей и 33 статей. В Конвенции дается определение понятия «пытка», а государства обязуются предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток (ст.1 и ст.2). Созданный в соответствии с Конвенцией Комитет против пыток правомочен рассматривать доклады государств, межгосударственные и индивидуальные жалобы. Если Комитет получает достоверную информацию, он может провести расследование и посетить территорию данного государства.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.

Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года в шести частях, имеют 30 пунктов, среди которых такие, как «Минимальное использование мер, предусматривающих заключение в исправительные учреждения», «Различные меры воздействия на несовершеннолетнего», «Компетентный орган власти для вынесения судебного решения», «Специализация полиции» и др. Минимальные стандартные правила специально сформулированы таким образом, чтобы они могли применяться в рамках различных правовых систем и в то же время устанавливать некоторые стандарты в обращении с несовершеннолетними правонарушителями.

Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.

Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года и включают в себя приложение под названием «Эр-Риядские руководящие принципы». В семи разделах и 66 пунктах рассматриваются важнейшие международные принципы предупреждения преступности среди несовершеннолетних с опорой на жизненно необходимые позиции: семья, образование, община, средства массовой информации.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

Конвенция принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2.09.1990 году. Состоит из трех частей и 54 статей. Государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам, не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административные и иные меры.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.

Принята и открыта для подписания Генеральной Ассамблеей ООН от 18 декабря 1990г. Состоит из 9 частей и 93 статей. Государства-участники Конвенции обязуются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права уважать предусмотренные Конвенцией права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией, без дискриминации и каких-либо различий. Для наблюдения за применением Конвенции учреждается Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Комитет рассматривает доклады государств, а также при их согласии межгосударственные и индивидуальные жалобы.

Основные документы Республики Беларусь, имеющие отношение к деятельности СППС учреждения образования (в папке документации – иметь перечень; наиболее часто используемые в работе документы – иметь в наличии):

Конституция Республики Беларусь 1996 г.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 1998 г.

Трудовой кодекс Республики Беларусь 1999 г.

Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 г.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999г. (с дополнениями и изменениями от октября 2004 г., от 9 декабря 2005 г.; новый вариант — от 2006 г.)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» 1993 г. (с дополнениями и изменениями от 2000 г.)

Закон «Об образовании в Республике Беларусь» 1991 г.

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» 1993 г.

Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»1992 г.

Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» 1999 г.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2003 г. (газета «Образование и право» №1 от 21.08.2003)

Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.2005 г. № 73-3 (газета «Звязда» от 27.12.2005 и «Народная газета» от 28.12.2005)

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 г.г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№5)

Документы Министерства образования Республики Беларусь, имеющие отношение к деятельности СППС учреждения образования (в папке документации – иметь перечень, а также сам документ):

Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования Республики Беларусь 2006г.(Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№ 6; «Настауницкая газета» от 3.06.2006)

Приказ Министерства образования и науки Республики Беларусь «Об утверждении методических рекомендаций по основным направлениям деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях» 1996 г. (Сборник нормативных документов МОиН РБ, 1996/№12)

Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования 2000 г. (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2000/№2)

Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании работы педагогов социальных» 2003г. (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2003/№5)

Приказ Министерства образования РБ «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» №497 от 13.08.1998г.

«Должностные обязанности педагогических работников» (газета «Образование и право»,2005 г., №1, №5)

«О внесении дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь» 2005 г. (газета «Образование и право», 2005/№5)

Положение о порядке и деятельности КДН 2004 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2004/№15)

«Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите»2005 г. (журнал «Сацыяльна-педагагічная работа», 2005/№1)

«О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№2)

Положение о порядке рассмотрения органами опеки и попечительства обращений граждан об объявлении их полностью дееспособными (эмансипации) 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№9-10)

Постановление Коллегии МО РБ «О реализации государственной молодежной политики в учреждениях образования в 2005 году и выполнение республиканской программы «Молодежь Беларуси» 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№2)

Приказ МО РБ «О неотложных мерах по недопущению курения в учреждениях образования»2005 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2005/№17)

Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью 2003 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2003/№7)

Методические рекомендации «Основные направления организации идеологической и воспитательной работы в 2005-2006 учебном году» 2005 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2005/№19-20)

«Рекомендации о порядке организации и проведения дискотек и других молодежных культурно-досуговых мероприятий» 2003 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2003/№10)

«Организация воспитательной работы в условиях 5-дневной учебной недели и 6-го школьного дня»2004 г. («Настауніцкая газета» от 30.10.2004)

Методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» 2006 г. (Сборник нормативных документов МО РБ, 2006/№19-20)

В состав методических рекомендаций входят:

«Организация работы педагога-организатора в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования»

«Основные направления работы педагога-психолога в учреждениях образования»

«Содержание воспитания в учреждениях внешкольного воспитания и обучения»

и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>