Некоторые виды парной и групповой терапии в рамках арт-терапевтического подхода | Обучение и развитие детей

Некоторые виды парной и групповой терапии в рамках арт-терапевтического подхода

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Некоторые виды парной и групповой терапии в рамках арт-терапевтического подхода
Некоторые виды парной и групповой терапии в рамках арт-терапевтического подхода
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
Некоторые виды групповой терапии в рамках  арт-терапевтического подхода



Ниже будут рассмотрены следующие виды групповой и парной арт-терапии:

  • Проективные методики: совместный / групповой рисунок, фреска;
  • Музыкальная терапия  и танцевально – двигательная терапия: совместное звучание,  музыкально-драматические картинки, аутентичные движения;
  • Фототерапия: назначение, формы работы с фотографией, художественная разработка фотографий в парах.
Создание группового рисунка или фрески относится к интегративным арт-терапевтическим практикам. В случае, если рисунок висит на стене и рисуют на нем по очереди, иногда в течении определенного заранее оговоренного времени, то можно говорить о создании подвида группового рисунка – фрески. Если же ватман лежит на столе или на полу и рисовать могут все участники группы одновременно, то говорят о групповом рисунке.

Функции группового рисунка: выявление интересов (на стадии формирования группы),  позиций участников группы (лидеры /аутсайдеры), диагностика отношений, коалиций,  решение конфликтных ситуаций, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия, развитие эмоционального интеллекта (на стадиях развития группы), подведение итогов работы группы (в конце терапевтической сессии).

Относительно позиций, занимаемых участниками в группе нужно также отметить, что техника группового рисунка решает дополнительно коррекционные задачи – в ходе рисования создаются условия для пересмотра позиций, их спонтанного изменения, проигрывания моделей поведения.

Кроме этого в групповом рисунке стоит обращать внимание на:

— общую цветовую  палитру, «настроение» рисунка;

— слаженность работы группы;

— общность или разрозненность нарисованных объектов;

— наличие линий связи на рисунке (следы, дороги, водные пути).

Время на создание группового рисунка может варьироваться, но оно также оговаривается терапевтом до начала работы. Тема рисунка / фрески может быть задана ведущим или выбрана группой, но часто группа не договаривается о теме заранее и тогда название дается рисунку в конце, после обсуждения. В случае, если тема не определена, у участников может нарастать тревога, напряжение, поэтому в случае работы с тревожными лучше рисовать по теме. Универсальными темами могут быть:

— течение времени, развитие, трансформация, годичный цикл;

— сотворение Мира.

В случае возникновения конфликтов в группе можно предложить темы, связанные с противопоставлением, например:

— мужское и женское;

— активное и пассивное;

— физическое и духовное

и др.

В целях сплочения группы можно использовать «путешествие по рисунку», ходить друг к другу «в гости». Психолог может задать вспомогательный вопрос: «Что в рисунке может стать общим элементом, местом вашей встречи?».

Для защиты личностных границ (при соответствующем запросе / необходимости) также существуют свои темы или приемы. Это:

— прорисовывание своей территории;

— создание своей композиции отдельно от других (как часть паззла);

Стадии создания группового рисунка

  • Формирование границ. Автономная работа. Границы могут быть обозначены несколькими способами:
активно прорисованные границы;

формирование пустого пространства вокруг рисунка;

использование плотных изобразительных материалов для прорисовки границ;

2. Преодоление границ, формирование коалиций в рисунках:

дополнение рисунков друг друга создает риск конфронтации, лучше предварительно спросить разрешения у автора рисунка; у детей часто встречается порча рисунков друг друга как форма борьбы за лидерство.

использование трехмерных материалов для выстраивания границ

Здесь должно быть озвучено правило работы над групповым рисунком: нельзя нападать на других, портить чужие рисунки; можно сотрудничать, развивать темы других.

3.Стадия интеграции. Выстраивание целостного образа, осматривание работы (Б. Корт предлагает почувствовать свою работу руками, стопами), иногда – появление объединяющего центрального символа. Напряжение между консерваторами и новаторами. Может возникнуть ситуация хаоса, раздраженности, эмоциональной нагрузки.

4. Смыслообразующая стадия. Понимание концепции через обсуждение работы,  нарративные техники (сочинение сказки, мифа, стихотворения  по рисунку, подбор ассоциативного ряда, цитат  к рисунку.

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Обучение музыкального терапевта, как и арт-терапевта, в классическом варианте длится 2 – 3 года. В Санкт – Петербурге существует школа муз.терапии, которую основал Алан Витенберг.

Направления, школы музыкальной терапии:

— Пассивная (импрессивная):1. прослушивание музыки, звуков природы участниками группы, 2. терапевт спрашивает о возникших во время прослушивания образах; 3. обсуждение, прояснение ассоциаций, чувств, личностных позиций участников. Данный вариант также может применяться в индивидуальной работе.

К пассивной музыкальной терапии также относится прослушивание клиентом лечебной музыки самостоятельно без терапевта и без обсуждения.

— Активная (экспрессивная) муз.терапия: выражение своего текущего состояния через музыкальную импровизацию.

В инструкции к активной муз.терапии терапевт просит выразить себя через звуки, но подчеркивает, что качество исполнения и умение играть на инструменте не важны; важна манера выражения себя. Из ограничений упоминается бережное отношение к инструменту. Допускается нетрадиционное использование инструмента, можно бить в ладоши, топать ногами. Роль ведущего: регламентация, организация процесса.

В рамках курса муз.терапии используются как активные, так и пассивные формы.

Совместное звучание

На занятие каждый участник приносит свой музыкальный или шумовой инструмент. Это может быть дудочка, гитара, барабан, маракасы, бутылка с песком или крупой, барабан, свисток и т.п.

Упражнение «Совместное звучание». Цель: сплочение, экспрессия, самовыражение, релаксация / стимуляция.

Вариант I. Упражнение начинается с того, что каждый участник группы презентует свой инструмент, демонстрирует как он звучит. Затем кто-то вступает первым, за ним по очереди вступают второй, третий… Мелодия какое-то время звучит. Завершают звучание также по очереди.

Вариант II.  2 – 3 участника группы выходят в центр круга, начинают играть. Роль оставшихся – дать обратную связь.

Перемещение во время исполнения – освоение пространства.

Техника «Музыкально – драматические картинки»

Назначение  техники: эмоциональная разрядка, отреагирование.

Группа техник: импрессивно-экспрессивные музыкальные техники (сначала пассивное слушание, затем — отреагирование).

Контингент: может использоваться в группах, участники которой склонны скрывать свои переживания, также в группах с соматическими больными.

Суть: группа создает (передает) какой — либо образ, состояние, процесс в виде композиции, сюжета; музыка в данном случае является катализатором переживаний, задает их форму, кульминацию и развязку;

Музыкальный жанр: классическая музыка наиболее подходящая в данном случае, т.к. она обладает большей степенью выразительности, создает условия для разрядки, для проживания глубинных переживаний.

Не желательно присутствие вокала, особенно на языке, известном клиенту, т.к. это подспудно задает определенную направленность эмоционального и ассоциативного ряда.

Стадии выполнения техники:

  • Прослушивание музыкального произведения;
  • Рисунок (10 минут, главное – передать образ, эмоцию от прослушивания); при желании можно начать рисовать еще во время звучания музыки; рисунок может выражать как реальный, так и абстрактный образ – в последнем случае диагностичной является использованная цветовая палитра;
  • Создание текста  к рисунку на основании возникающих свободных ассоциаций, вызванных музыкой и рисованием. Текст может быть представлен в виде поэтических строк, монолога, диалога и др.;
  • Групповой этап. Обобщение рисунков (нахождение общих тем, повторяющихся / сходных моментов, преобладающих цветов) и драматизация – проигрывание одного из образов.
ТАНЦЕВАЛЬНО — ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ: АУТЕНТИЧНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Назначение: снятие зажимов, духовный рост, раскрытие эмоциональной сферы, формирование способности к спонтанности, преодоление агрессивных проявлений.

Проведение: участники разбиваются на пары, где один двигается (чаще  с закрытыми глазами, что способствует более глубокому эмоциональному проживанию движений),  а другой – наблюдает и создает ощущение безопасности. После меняются ролями. В заключении – обмен ассоциациями.

В качестве вспомогательных материалов могут использоваться легкие ткани, бумага, парашют, маски, фурнитура, пальчиковые краски. Бумагу или ткань при желании можно мять, рвать, заворачиваться в нее.

Нельзя в процессе движения взаимодействовать с другими участниками.

ФОТОТЕРАПИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  РАЗРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ В ПАРАХ

Фототерапия призвана решать многие коррекционно — терапевтические задачи, среди которых отражение тела клиента в различных состояниях, развитие языка тела, помощь в принятии себя.

Формы работы с фотографией также весьма разнообразны. Назовем некоторые: создание фотоколлажей или галерей исцеляющих образов, использование фотографии как ресурса (например, ресурса положительных эмоций, приятных воспоминаний), диалог с фигурой на фото, комментирование фото других людей, выбор притягивающих/ отталкивающих фото с последующим объяснением своей позиции, прогулки с фотоаппаратом (создание в ходе прогулки серии фото привлекших внимание объектов, ситуаций можно сочетать с написанием путевых заметок, создание мультимедийных презентаций на основании фото с устным и музыкальным сопровождением, использование старых фото с целью разрешения проблем, идущих из прошлого.

Материал к занятиям фототерапией:

  • Джоэль Волкер  — плакаты с изображением размытых человеческих фигур;
  • Джуди Вайзер – набор фотографий.
Для проведения техники «Художественная разработка фотографий» необходимы фотографии людей, животных, архитектурных и арт-объектов и другие.

Назначение техники: активизация воображения, отражение неосознаваемых моментов, выявление когнитивной дефицитарности (неумение воссоздать образ по фрагменту).

Данную технику можно применять с людьми, находящимися в депрессии.

Проведение: положить предварительно вырезанный фрагмент фото (иногда можно использовать фото целиком) на лист бумаги и перемещать его до тех пор, пока месторасположение и ракурс не будут устраивать. Дальше при желании можно зафиксировать это положение (например, приклеив фото). Следующий этап – прорисовка/ заполнение окружающего пространства листа, можно создать рамку.

Заключительный этап – обсуждение фотографий в парах.

Примерные вопросы для исследования фотографий могут быть такими:

— кто изображен на фотографии?

— где сделана фотография?

— была ли фотография постановочной или спонтанной?

— чем эта фотография тебе нравится/ не нравится?

— какое послание несет фотография?

— какое название ты бы дал этой фотографии? почему?

— чего или кого не хватает на фотографии для того, чтобы она была более целостной, больше нравилась тебе?

— какие чувства, мысли, воспоминания связаны с фотографией?

— кому бы ты хотел дать эту фотографию и почему?

— вообрази диалог с фотографией или с людьми / животными / предметами, изображенными на ней.

и др.

Институт современных психологических технологий, Россия, Москва, Копытин А.И., программа повышения квалификации «Арт-терапия: разнообразие методов». 2012