Некоторые аспекты изучения индивидуально-психологических особенностей детей, переживших развод родителей | Обучение и развитие детей

Некоторые аспекты изучения индивидуально-психологических особенностей детей, переживших развод родителей

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Некоторые аспекты изучения индивидуально-психологических особенностей детей, переживших развод родителей
Некоторые аспекты изучения индивидуально-психологических особенностей детей, переживших развод родителей
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Чернов В.А. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»

(г. Москва, Россия)

На протяжении веков семья была основой стабильного развития общества. В наше время институт семьи переживает тяжелейший кризис.

Каждый год половина заключенных на территории РФ браков расторгается. Такие данные приводит Росстат. Особое место в ситуации развода занимают дети, ибо они являются непосредственными участниками и свидетелями семейного кризиса. (Суринов А.Е., 2015)

Особенно тяжело переносят этот кризис дети младшего школьного возраста. С учетом несформированности когнитивных, эмоциональных, поведенческих сфер, маленького социального опыта, отсутствия большого количества жизненно важных умений и навыков, подобные потрясения оставляют в психике ребенка глубочайший след.

Семья играет важную, ведущую роль в развитии индивидуально-психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста. От простроенности детско-родительских отношений во многом зависит процесс эмоционального, поведенческого, когнитивного, социального развития.

Спиваковская А.С. пишет, что течение детско-родительских отношений определяет тип родительской позиции по отношению к ребенку. Он оказывает определенноевлияниенаформированиеиндивидуально-психологических особенностей, личностных черт, поведение ребенка (Архиреева Т.В., 1980).

Грэйс Крайг пишет, что младшие школьники, пережившие развод родителей, чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в полных семьях, подвергаются стрессу, испытывают преимущественно негативные эмоции (Крайг Г., 2000).

Отсутствие одного из родителей в семье значительно ограничивает приобретение ребенком эмоционального опыта, делает его уже, с уклоном на гендерные особенности оставшегося родителя (Сафуанов Ф.С., 2012).

Последствия развода, отражающиеся на эмоциональной сфере, многообразны. Это страхи одиночества, о чем свидетельствуют исследования психологов Стенли-Хагана, Андерсана, Хезерингтона, Фигдора и др. Появление чувства вины. Дети часто считают себя причиной и виновниками развода родителей (Нартова-Бочавер С.К., 2001). Они могут проявлять гнев по отношению к родителям, одному или обоим, могут испытывать чувство стыда за то, что у него нет «нормальной» семьи, могут выказывать обиду на родителя, покинувшего семью, или на родителя, с которым остались.

В ситуации развода в развитии и воспитании ребенок лишается контроля и поддержки родителей, нарушаются процессы формирования некоторых навыков. Деформируютсяволевыекачестваеголичностидисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность и др.

Развод оказывает отрицательное влияние на мотивацию младших школьников. В начале младшего школьного возраста мотивация еще не обладает достаточным уровнем произвольности и поддерживается, прежде всего, родителями. После развода родители, находясь в состоянии стресса, не могут уделять ребенку должного внимания.

Таким образом, развод родителей негативно влияет на индивидуально-психологических особенностей детей, искажая эмоциональную сферу младших школьников, нарушая, изменяя или прерывая процессы формирования волевой и мотивационной сферы.

Литература

1.Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: дисс. … канд. психол. наук. М., 1980. 196 с.

2.Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 992с.

3.Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова. М.: Дрофа, 2001. 192 с.

4.Россия 2015. Статистический справочник / А.Е. Суринов, Э.Ф. Баранов, Н.С. Булгакова, М.И. Гельвановский и др. Москва: Росстат, 2015. 8 с.

5.СафуановФ.С.,ХаритоноваН.К.,РусаковскаяО.А.Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстве ребенка. 2-е изд., доп.: М.: Генезис, 2012. С. 50-157.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.