Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению | Обучение и развитие детей

Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению

На главную Работа с родителями Неблагополучная семья Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению
Неблагополучная семья и склонность подростка к отклоняющемуся поведению
Работа с родителями — Неблагополучная семья
Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности тинейджера и в решении его возрастных задач.

ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.

Аддитивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения.

Деликвентное поведение — поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.

Любое отклоняющееся поведение классифицируется как дезадаптивное поведение.

Дезадаптация личности — неприспособленность индивида к социальной среде, несформированное представление о себе (отсутствие «Я-концепции»), отсутствие системы ценностей. Дезадаптация личности возникает в результате невозможности последовательно решать возрастные задачи из-за противоречивых родительских «посылов» (например, за один и тот же поступок в одном случае хвалят, в другом — наказывают без объяснения причин такой реакции), жестокого обращения с детьми, эмоциональной холодности и безразличного отношения к детям.

Школьная дезадаптация — самостоятельный феномен, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социологического и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего овладение школьными дисциплинами становится затруднительным или невозможным.

Причин, по которым подростки начинают «устойчиво» проявлять отклоняющееся поведение, много. О них мы будем говорить позже (см. раздел «Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка»). Однако есть факторы, которые могут приводить к формированию особой склонности к не просто отклоняющемуся, но и саморазрушительному поведению. Главный из них — это неблагополучная семья.

Неблагополучными семьями мы называем такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

•злоупотребление алкоголем и/или другими наркотиками (скрытое или явное);

•физическое насилие над супругом и/или над детьми;

•неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;

•игнорирование эмоционального состояния детей;

•суровая дисциплина, жесткий диктат без права выбора или, наоборот, отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;

•явное предпочтение одного ребенка другому, при этом один из детей чувствует себя отвергнутым;

•постоянные споры, скандалы, напряженность;

•родители жестко соревнуются друг с другом или с детьми, при этом нацелены не столько на достижения, сколько на унижения и отрицание ценных качеств другого;

•чрезмерно жесткие требования религиозному воспитанию, распорядку дня, работе, слепая увлеченность сексом, телевидением, работой по дому, спортом, политикой и т. д.; одержимость любым из этих дел может разрушить близость в семье, поскольку упор делается на соблюдение правил, а не на нормальные отношения.

Если один из родителей проявляет в своем поведении пристрастие к чему-то из упомянутого выше, это вредит ребенку. Если же они оба практикуют какой-либо из опасных видов поведения, результаты могут быть еще более разрушительными: каждый из родителей фактически подталкивает ребенка к разрушительным шагам по отношению к себе.

НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ

Неблагополучным родителям, как правило, присущи черты, делающие совместное проживание с ними напряженным и даже болезненным, тем более если это дети, которые находятся в полной зависимости от них.

Вот основные деструктивные модели поведения неблагополучных родителей:

•они подвергают собственных детей эмоциональному, физическому либо

сексуальному насилию или же совершенно безразличны к ним и не следят за их

развитием;

•они хронически недовольны либо собой, либо другими людьми;

•у них вредные привычки и пристрастия;

•они с пренебрежением относятся к своим потребностям, а также к потребностям окружающих;

•они рассчитывают, что их дети удовлетворят впоследствии их собственные запросы;

•они не знают, что делать со своими чувствами, поэтому стараются их не замечать;

•они непоследовательны, непредсказуемы, неорганизованны либо просто деспотичны;

•они могут быть излишне требовательны и к себе, и другим, отдельные ошибки могут означать для них полный провал;

•их суждения полны критики и неприязни, в них обычно присутствует порицание, желание унизить и обидеть окружающих;

•они не умеют слушать других;

•они любят употреблять обороты, в которых упирают на слово «ты» («ты всегда…», «ты никогда…», «ты —идиот!»);

•они предъявляют к другим слишком много требований и при этом по отношению к другим людям они агрессивны или безразличны;

•их действия продиктованы страхом, гневом, страданием, а не любовью.

Каково же ребенку появиться на свет в семье, которая не знает, как разрешить возникающие трудности?

Постепенно ребенок может прийти к заключению, что его родители обращаются с ним так, как он того заслуживает. Подобное убеждение может сложиться в сознании еще прежде, чем ребенок научится выражать словами свои чувства. И когда он вырастет, он будет придерживаться убеждений, впитанных с молоком матери, о том, что:

—он был обузой для родителей;

—нельзя говорить о своих чувствах, затруднениях или потребностях;

—он не заслужил безоговорочной любви.

Решения, заключения и убеждения, к которым человек приходит в самом раннем детстве, сказываются на всей его жизни. Человек может даже не знать, что живет под их влиянием, поскольку они были заложены в тот период, когда сознание только формировалось, и они стерлись из памяти. И все же эти первичные «суждения» о самом себе, о родителях и окружении оказывают влияние на всю жизнь.

У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера:

1.Обостренная осторожность. Непредсказуемость и хаотичность реальной жизни заставляет их все время быть начеку. Обостренная осторожность оборачивается постоянным нервным напряжением, при котором в организме начинают в огромном количестве вырабатываться гормоны стресса, даже когда человек находится в покое. Эти гормоны могут стать причиной физического истощения организма.

Подросток бессознательно ищет способ разрядить стрессовое напряжение.

2.Обостренное чувство ответственности в сочетании с чувством > беспомощности и виной. Дети, начинают принимать все на свой счет. Они приходят к убеждению, что с ними обращаются так, как они заслуживают. Такие слова, как: «Ты сводишь меня с ума!», обращенные к ним, могут привести к тому, что они начнут совершенно неоправданно завышать свои возможности и брать на себя ответственность за эмоции и поступки других людей. Дело может дойти даже до того, что они начнут считать себя ответственными за все происходящее у них в семье. Чувства растерянности, вины и стыда начнут расти как на дрожжах. Подросток бессознательно ищет способ избавиться хотя бы на время от подавляющего чувства вины.

3.Чувство недоверия. Если люди, которых они любят больше всего на свете, отстраняются от них, дети из неблагополучных семей могут прийти к мысли, что родителям — или тем, от кого зависит их существование, — нельзя доверять. Когда им велят замолчать, прекратить фантазировать или плакать, они перестают верить собственным ощущениям, своей интуиции и самим себе. В результате они оказываются в полной растерянности, и между ними и окружающим миром вырастает стена. За этой «стеной» подросток чувствует себя одиноким.

Подросток ищет любой способ убежать от чувства одиночества.

4.Утаивание своих чувств. Младенцы и маленькие дети чисты и непосредственны. Когда они счастливы, все их тело сотрясается от радостного смеха, а если они плачут, кажется, случилось нечто непоправимое, и все понимают их состояние. Однако многие родители не знают, что им делать с собственными чувствами, поэтому они не имеют понятия, как им отнестись к переживаниям детей. В результате они принимаются поучать их, убеждая, что выражать свои чувства нехорошо. «Большие мальчики не плачут!», «Хорошие девочки не шалят!». В семьях, где проявлять свои чувства опасно; не принято говорить о своих переживаниях или где с презрением относятся к выражению чувств, дети обучаются прятать, подавлять, отрицать их. Но постоянное подавление своих чувств приводит к неудовлетворенности, сниженному фону настроения.

Подростку хочется быть веселым, раскованным, выглядеть беззаботным и успешным. Он ищет легкий способ быстро улучшить настроение. Часто сверстники, нашедшие такой способ в разных формах отклоняющегося поведения, сообщают о своем «успешном» способе и привлекают подростка в том числе и в ряды малолетних потребителей психоактивных веществ.

5.Игнорирование своих потребностей. Родители, имеющие проблемы в сфере построения отношений, не способны удовлетворить основные эмоциональныеупотребности собственных детей. Поэтому дети быстро начинают понимать, что иметь какие-либо потребности небезопасно, что для взрослых это — бремя. У детей может появиться чувство вины за то, что они в чем-то нуждаются, и они начнут делать вид, будто это совсем не так, будто нужды ни в чем нет. Устав от постоянных разочарований, они вообще перестанут что-либо просить, хотеть, в чем-либо нуждаться. На смену приходит чувство апатии и скука.

Подросток постоянно ищет способ убежать от скуки. Поиски часто приводят их к отклоняющемуся поведению.

6.Крайне низкая самооценка. В мире, где их все время обманывают, а их потребности умаляют или не замечают, детям трудно кому-либо довериться, понять происходящее и поверить в себя. В результате у них рождается чувство собственной неполноценности. Им нелегко поверить, что у них есть полное право на то, чтобы к ним относились хорошо, самому определять свою судьбу, быть

счастливым. Но как хочется быть счастливым!Хотя бы на время! Даже если для этого нужно притвориться совсем другим человеком, даже если для этого нужно перейти границы правил и запретов.

Подросток постоянно ищет способ почувствовать себя счастливым. Порой для этого используется и отклоняющееся поведение.

7.Большая раздражительность. Это является серьезной проблемой у детей из неблагополучных семей, в том числе тех, в которых родители — алкоголики. «В своих рассказах они настойчиво указывали на то, что им запрещалось выражать свое раздражение, но в то же время один или оба родителя выражали свой гнев регулярно.

Их дети… выработали способность не обращать внимание на мелкие неприятности до «последней капли»; которая заставляет их взрываться без причины или объяснения, подчас нанося серьезный ущерб своим личным взаимоотношениям… Они чувствуют себя беспомощными, неспособными избавиться от этого внутреннего «огня» и нуждаются в безопасном выходе, при котором они могли бы в значительной мере «разрядить» свой гнев, накопившийся в прошлом» (Смит У. Э. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991. С. 48.).

Подростки, переполненные гневом, осознанно и неосознанно ищут способ излить его на окружающих, и это удается им с помощью отклоняющегося поведения.

8. Пассивность и депрессия или депрессивные состояния. Это состояние является альтернативой состоянию раздражительности. Только в данном случае весь гнев направлен на себя. «Я ничтожен, я сам виноват во всех несчастьях. Я ни на что не способен» —эти мысли могут приводить к суицидальным поступкам или к саморазрушительному поведению.

Такой подросток бессознательно находит способ разрушения себя через различные формы отклоняющегося поведения.

Итак, подросткам из неблагополучных семей обычно присущи общие характерные черты:

•они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть быть искренним, опасно;

•они не уважают себя и не ценят, нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;

•не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;

•они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов;

•подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;

•у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия к окружающим, ощущение собственной беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать.

Каждая из этих черт может приводить к повышенной склонности практиковать рискованное поведение, в том числе к употреблению наркотиков.

Источник: Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. — СПб.: Речь, 2008. — 336 с.