Навыки консультирования. Трудности при освоении базовых навыков | Обучение и развитие детей

Навыки консультирования. Трудности при освоении базовых навыков

На главную Психологическое консультирование Теория Навыки консультирования. Трудности при освоении базовых навыков
Навыки консультирования. Трудности при освоении базовых навыков
Психологическое консультирование — Теория
Навыки активного слушания очень просто понять, но, как показывает опыт, не просто освоить. Вот некоторые примеры из опыта обучения будущих консультантов. Вопросы, с которыми они обращаются к преподавателю, ведущему занятие, возникли в процессе отработки навыков в парах или тройках.



Андрей: Я был в паре с Мариной, и вначале, когда Марина в разговоре со мной пыталась использовать техники, у нас беседа не клеилась, но потом она сказала: «Давай поговорим просто как друзья», — и стала великолепно, терапевтично работать.

Ведущий: То есть, Андрей, вам казалось, что разговор не получается и вы чувствовали неловкость.

Андрей: Дай не только я. Марине тоже было неловко, мне хотелось ей помочь, но я не знал, что для этого сделать.

Ведущий: Вы хотите сказать, что была какая-то неестественность в диалоге, и от этого появилось напряжение.

Андрей: Да, мы оба чувствовали себя напряженно, хотя Марина мне симпатична, и мне хотелось говорить с ней.

Веду щи й: Вам хотелось говорить и казалось, что Марина хочет вас слышать, но ее сковывают техники.

Андрей: Да, и я почувствовал облегчение, когда Марина предложила отказаться от техник. Разговор получился.

Ведущий: Угу. А как сейчас вы себя чувствуете?

Андрей: Хорошо. Но мне немного дискомфортно, оттого, что мы отошли от инструкции.

Ведущий: Вы хотите сказать, что есть небольшое смущение, оттого, что вы не выполнили задания, но в остальном вам вполне комфортно.

Андрей: Нуда.

Ведущий:!/! нет чувства неловкости, скованности, неестественности происходящего сейчас.

Андрей: Нет.



Уже к середине такого диалога часть группы понимает, что беседа строится на использовании преподавателем навыков активного слушания. Подобный опыт, пережитый одним участником, а вместе с ним и всей группой, лучший аргумент в пользу того, что при хорошем владении навыками общение не лишается теплоты и эмоциональности, но дает человеку возможность максимально полно выразить себя, в то время как вопрос уводит его в том направлении, которое выбрано не им, а партнером.

Вопрос: Что делать, если клиент говорит долго? Я начинаю бояться, что не смогу запомнить все.

Ответ: Можно останавливать клиента. Если вы скажете: «Можно вас остановить на минуту. Я просто хочу быть уверенным, что правильно понимаю вас…» и отразите то, что вы услышали, это не будет выглядеть, как будто вы его перебиваете и не уважаете. Наоборот, вы продемонстрируете свое внимание и желание следовать за клиентом. Для клиента это тоже возможность перевести дыхание и, может быть, более упорядочить свое повествование. Вам не требуется зеркально отражать все, что вы услышали. Важно коротко передать суть сказанного, желательно при этом использовать ключевые слова, которые говорящий употребляет для обозначения важных моментов.

Вопрос: А если я в этом ошибусь? Я имею в виду, что-то, что покажется главным мне, не является главным для клиента.

Ответ: Ничего страшного. Если вы употребили вводные слова, у клиента всегда остается возможность вас поправить. Уточняя свою мысль для вас, он вместе с тем уточняет ее и для себя.

Источник: Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2010. — 229 с.

Авторы: А. А. Бадхен, М. Я. Бадхен, С. М. Зелинский, М. М. Певзнер, М. Я. Соловейчик, Я. А. Тимошенков, К. В. Шилова, А. М. Родина