Нарушения зрения | Обучение и развитие детей

Нарушения зрения

На главную Лекции и практикум по психологии Специальная психология Нарушения зрения
Нарушения зрения
Лекции и практикум по психологии — Специальная психология
Тифлопсихология — раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности лиц с нарушениями зрения в результате дефекта зрительного анализатора.

Диагностика остроты зрения традиционно проводится по специальным таблицам с различной величиной знаков в 10 строках на расстоянии 5 метров. Наиболее мелкие знаки, различимые на нижней строке, определяют остроту зрения (визус), равную 1,0. Далее вверх по таблице острота зрения уменьшается на 0,1, составляя на верхней строке показатель 0,1. Неспособность различить знаки на верхней строке таблицы переводит диагностику на метод пересчета раздвинутых веером пальцев на руке офтальмолога (с 5 м острота зрения» 0,09; с 2 м — 0,04; с 0,5 м — 0,01; с 0,3 м-0,005).



Классификация нарушений.

По нарушению остроты зрения различают:

— слепых (визус менее 0,005);

— частично слепых (визус 0,005 — 0,04) с суженным полем зрения (первая форма), с периферической скотомой (вторая форма), с центральной скотомой (третья форма);

— слабовидящих (визус 0,05 — 0,2).

Амблиопия (слабое зрение без видимых повреждений глаз), в зависимости от смещения фокусного расстояния, определяется как близорукость, или миопия (фокус впереди сетчатки), и дальнозоркость (фокус сзади сетчатки), или гиперметропия.





Слепоту дифференцируют как абсолютную (неспособность отличать свет от тьмы, визус 0); бытовую (неспособность ориентации в ближнем пространстве жизнедеятельности для удовлетворения потребностей вне знакомой обстановки дома без посторонней помощи); профессиональную (недостаточность зрения для той или иной профессиональной деятельности). Амавроз — слепота без видимых повреждений глаз.

По времени наступления слепоты различают слепорожденных (в том числе рано ослепших — до 3 лет, когда еще не сохраняются в памяти зрительные образы) и ослепших (утрата зрения после 3 лет).

Причины нарушений зрения в подавляющем большинстве случаев врожденные (генетические, пре- и перинатальные), в незначительном — приобретенные: травматической, алиментарно-обменной (недостаток и нарушение обмена веществ в организме), инфекционной природы.

К аномалиям развития относят анафталъм (отсутствие глаза), микрофтальм (уменьшенный по сравнению с нормой глаз), коло-бомы сетчатки и радужки (недостаток ткани, ее разрывы), врожденная катаракта (помутнение хрусталика в результате не рассосавшихся в нем эмбриональных сосудов), дальтонизм (пониженная чувствительность к красному и зеленому цвету- чаще встречается среди мужчин).

Среди инфекционных заболеваний отметим менингит, корь, гонорею (бленнорея новорожденных), трахому (хроническое вирусное заболевание), гельминтоз (поражение глаз червями), конъюнктивит (воспаление конъюнктивы). Эндокринные заболевания могут вызвать катаракту, а недостаток витамина А — потерю остроты зрения в сумерках (так называемую «куриную слепоту»). Поражение зрительного нерва приводит к образованию слепого пятна {скотомы). Повышение внутриглазного давления, как правило, в связи с атеросклерозом и сужением глазных артерий, вызывает глаукому. Среди травматических повреждений нередки кровоизлияния и отслойка сетчатки.

Нарушение познавательных (когнитивных) функций психики.

Внимание. В благоприятных условиях семейного воспитания и дошкольного образования, побуждающего детей к активности, интересу к окружающему миру, вырабатывается произвольное внимание высокого качества, способное компенсировать недостаток зрения тренингом анализаторов слуха и осязания, снижая минимальные пороги их чувствительности. Вместе с тем в напряженном процессе сверхкомпенсаторного развития произвольного внимания (вследствие быстро наступающей усталости и даже утомления) наблюдается временное снижение таких характеристик внимания, как устойчивость и переключаемость.

Восприятие. В норме перцептивные процессы развиваются главным образом за счет зрительного анализатора. Существует возможность благодаря зрению д и с т а н т н о воспринимать окружающий мир, в симультанных процессах многообразно и быстро трансформировать его в психические образы внутреннего мира, что позволяет (в результате восприятия топологии целостных объектов, правильной проекции их расположения в пространстве, метричности их числа и размера) адекватно ориентироваться в пространстве и мысленно манипулировать предметами в образном мышлении.

У лиц с остаточным зрением зрительные образы искажены и фрагментарны, у абсолютно слепых с рождения вовсе отсутствуют. В этой связи адекватным дистантным анализатором остается только слуховой, а такие важные характеристики восприятия объектов в пространстве, как форма, величина, протяженность, удаленность, взаиморасположенность, исследуются с помощью контактного осязания, когда информация поступает не целостно, многообразно и быстро, а последовательно (сукцессивно), частями, медленно.

Осязание развивается в основном за счет активного ощупывания (тактильное восприятие) и манипуляций с предметами (кинестетическое восприятие). Обучение азбуке Брайля, состоящей из рельефно-точечного шрифта, позволяет особенно повышать чувствительность пальцев рук. Усиленная тренировка кинестетического осязания способствует развитию двигательной системы в деятельности, в тех или иных ее операциях, формирующих точные и устойчивые навыки.

Компенсация восприятия дистантных сигналов с помощью слуха вырабатывает более тонкую дифференцировку звуков. Еще в большей степени этому процессу способствует музыкальное образование слепых детей.

Развитие восприятия пространства, ориентировки в нем складывается у слепых детей следующим образом. В раннем возрасте наблюдаются неуверенность в прямостоянии, ходьбе, боязнь передвигаться, что (вкупе с отсутствием зрительного контроля движений) сказывается и на общем моторном недоразвитии, в том числе слабом освоении предметной деятельности. В младшем школьном возрасте, к началу обучения в школе, слепые дети еще недостаточно владеют схемой собственного тела, испытывают трудности в определении направления движения, медленно, неловко перемещаются. В дальнейшем они учатся осваивать территорию школьного пространства, овладевают топографическими представлениями, моделируют путь по специальным картам, используют приемы ходьбы с белой тростью. Все это, в конечном счете, позволяет им самостоятельно проходить ближние и дальние незнакомые маршруты.

Память. Отличается большим индивидуальным разбросом показателей (норма, выше и ниже нормы) среди как слепых, так и слабовидящих.

Среди общих особенностей отмечается высокий уровень развития осязательной и слуховой памяти, а у слабовидящих — фрагментарность воспроизведения зрительной информации, что требует повторных неоднократных усилий припоминания (реминисценций).

Мышление. Преобладание осязания в познании окружающего мира задерживает в младшем школьном возрасте года на 3-4 переход ведущего вида мышления от двигательного к образному. Перевод внешних действий во внутренний план у слепых происходит в связи с развитием словесно-логического абстрактно-понятийного мышления, компенсирующего недостатки наглядно-образного. Вместе с тем вербальное мышление страдает формализмом, поскольку многие значения слов не подкреплены реальными полноценными сенсорными образами.

Речь. Развитие устной речи благодаря сохранному слуху позволяет быстро накапливать активный словарь разговорного языка. Вместе с тем долгое время приходится преодолевать семантические недостатки речи, связанные с формализмом мышления. Кроме того, речь слепых теряет свою эмоционально-выразительную сторону воздействия, поскольку в ней не используются невербальные средства общения с помощью мимики и пантомимики.

Обучение чтению по алфавиту Брайля происходит в результате соотнесения формы буквы с реальными предметами, геометрическими эталонами, специальными цветными увеличенными разборными колодками, моделирующими структуру алфавита для слепых. На следующем этапе учат запоминать места точек брайлевского шрифта в составе каждой буквы, их пространственного расположения в фигуры, их сочетаний в словесной ячейке шеститочия.



Типичные свойства личности.

Становление личности, помимо индивидуальных задатков, главным образом определяют процесс социализации слепого человека, отношение к нему других людей, разумные и своевременные педагогические усилия семьи и образовательных учреждений на всем протяжении возрастного развития ребенка.



Специфику в этот процесс вносят осознание своего дефекта, возникающее чувство неполноценности, непохожести на большинство других людей, ограниченность возможностей самореализации. С одной стороны, такого рода переживания способствуют формированию стойких аффективных состояний, тревожной, сенситивной и психастенической акцентуации в характере, замкнутости, обидчивости; с другой, по закону сверхкомпенсации, могут способствовать развитию воли, трудолюбия, дисциплины, повышенной приспособляемости.

В плане компенсации переживания заниженной оценки здоровыми людьми человека с физическим недостатком, по механизму психологической защиты, гипертрофированно возрастает роль фантазий и мечты. В результате представление о себе, идеальное Я самосознания намного превышает возможности реального Я, что проявляется в завышенной самооценке при недостаточном уровне притязаний.

Литература

1. Ермаков В.П., Якушин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

Источник: Государев Н.А.

Специальная психология: Учебное пособие. — М.: Ось-89, 2008.-288 с. Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой;

И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса