Мы земляне – наш дом планета Земля. Классный час | Обучение и развитие детей

Мы земляне – наш дом планета Земля. Классный час

На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Мы земляне – наш дом планета Земля. Классный час
Мы земляне – наш дом планета Земля. Классный час
Мероприятия психолога в школе — Разные мероприятия
Гродненский государственный педагогический колледж

Автор: Петрова Н.А.

МЫ ЗЕМЛЯНЕ – НАШ ДОМ ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Классный час

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.


ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:

  • основные экологические проблемы мира, республики;
  • особенности и пути решения данных проблем.
Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.
Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон.

Оснащение: экологическая эмблема — земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»;

(Академик И. Петрянов – Соколов)

  • эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
  • магнитофон, запись голоса Земли;
  • карта «Природа Беларуси».


План устного журнала

1 страница — «Планета людей».

«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее – нет».

2 страница — экологические проблемы.

«Ничего не дается даром».

«В больной природе нельзя оставаться здоровым».

3 страница – решение экологических проблем (открытый микрофон).

«Взял у природы – компенсируй второе, срубил дерево – посади три».

4 страница — «Экология и дошкольник».

Эпиграф «Экологическое сознание – это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».

На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».

(Академик И. Петрянов – Соколов).

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездумный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.



Страница первая «Планета людей».

Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому — все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.

Стихи читаются на фоне музыки.

Лепей за ўсе мне на свеце мясціна

Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос.

Бэз пад акном, і на полі каліна,

Ціхае сонца, блакітных нябес.

Колькі мне маці тут песен спявала,

Колькі радзілася ў сэрцы тут мар,

Колькі тут ласкі жыцце даравала,

Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!

Белыя бярозы беларускія

Люба так аздобілі наш край.

Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю,

Закаханыя ў зялены чай,

А над намі ціха шэпча голейка,

Вецер лашчыць, трэпле валасы.

Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка,

Сагравай бярозкі верасы.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.



Страница вторая «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».

Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так человек – природы сын –

Завоевал успех.

В начале слаб он был и глуп,

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова

И к ней пять пальцев на руке,

Но обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И. В лес приехав на слоне,

Сказал: вы все подвластны мне!

Но не учел, что важно знать,

Как надо власть употреблять.

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Очистка воздуха нам тоже

Всегда обходится дороже

Чем серый ядовитый дым

Но ведь дышать – то нужно им.

Где засыхают сосны, если,

И нам не долго до постели

Так что дешевле заплатить,

Чем всем в больницу угодить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Но люди! Стойте, стойте!

Смотрите, до чего вы довели родную Землю.

Ведь она, как веточка березы

Хрупка и беззащитна!

Но нет, не слышат

Директора заводов,

И продолжают тучи ядерных отходов

Валить, неважно, где –

Им все равно!

Хоть это лес иль поле

Река иль море –

Им все равно.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Сейчас то сушим мы, то обводняем,

А удобрений столько применяем,

Что сами же боимся умереть.

Так что ж Земля – обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей –

Дымы заводов, грязь от теплоходов

У нас прекрасная Земля Людей,

Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,

Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Я – Земля. Я – Земля. Я – Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите.

Хоть кто-то услышит биенье

Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.

Земля.

Люди моей планеты!

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот,

Что Вы еще попросите прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока.

Аэродромы, террасы и перроны,

Леса без рек и реки без воды.

Все меньше – окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

Пауза.

Земляне! Вы слышите меня?!

Придите на помощь! (Под музыку).

«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…»

Выходят 3 девушки.

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы –

Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,

От растений нет следа

Отнят дом у наших зверей.

Птицам, рыбам плохо теперь.

Страница третья. «Разрешение экологических проблем».

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?

Что делать, как беду предотвратить?

Быть может, способ есть болезнь предупредить?

Давайте, мы попробуем природу излечить!

Рецепт лекарства прост –

Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост,

И вот тогда разгонишь ты беду,

И в небе ты увидишь радугу-дугу.

(Проводится в форме «Открытый микрофон»)

Вопросы охраны окружающей среды — одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».

Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.

Первый заповедник на территории Беларуси – Березинский – был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории.

В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь».

Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса.

Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.

Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений – видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников.

Лес — это капитал, принадлежащий всем.

Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю – спелую часть леса. Вторую – приспевающую – смогут использовать наши дети, лес среднего возраста – нашим внукам, самый молодой лес – это лес правнуков.

Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем.

Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой!

Экологическое воспитание и образование – это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше – в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее — вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.

Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.

Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.

Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис».

Не кричи, крылатый

Не тревожься зря ты,

Не войдем мы в твой зеленый сад.

Видишь мы – ребята,

Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно … Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».

Страница четвертая. «Экология дошкольника»

(Дети дошкольного учреждения).

1. Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

2. Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

3. Давайте будем беречь планету —

Другой такой на свете нету.

4. Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим.

5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

6. Украсим всю Землю садами, цветами.

Такая планета нужна нам с вами.

Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак».

Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров.

Ведущая:

Земля – общий для всех большой дом.

Живя в этом доме, человек должен

Быть добрым, должен заботиться о

Других живых существах.

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят

Как будто просят нас:

«Люди, не убивайте зря,

Ведь море без рыб – не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не Земля,

А нам без Земли – нельзя!

(Н. Добронравов)

Ведущая:

Как красива наша Земля весной,

Когда вся природа оживает.

Давайте будем беречь красоту Земли.

Ребенок читает стихотворение «Цветы».

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и мы и вы

Если все сорвут цветы,

Не останется цветов

И не будет красоты.

Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю»

Берегите Землю!

Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повелики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покосом,

Ласточку, мелькающую в жите.

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите доброту и жалость,

Чтоб она за слабого держалась.

Берегите будущего ради,

Это слово из моей тетради.

Все дарю! И все от вас приемлю.

Только берегите эту Землю.



Звучит песня «Спасите наши души».

Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня





Литература

  • Журнал «Родная природа» 1999 г., № 5,6.
  • М. Х. Левитман «Экология – предмет: интересно или нет?» Санкт-Петербург, 1998г.
  • «Состояние природной среды Беларуси» экологический бюллетень, 1999 г.
  • В. А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.