Моя жизнь — моя ответственность | Обучение и развитие детей

Моя жизнь — моя ответственность

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Моя жизнь — моя ответственность
Моя жизнь — моя ответственность
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги
Информационно-развивающий тренинг для детей подросткового возраста

«Моя жизнь — моя ответственность»


Мешкова И.А. — педагог — психолог МАУ ДОД ЦРТДиЮ Лыткина Ж.Н. — педагог — психолог МОБУ Гимназия №1

Цель: способствование воспитанию ответственного отношения к своему здоровью; способствование формированию стойкого негативного отношения к психоактивным веществам; способствование осознанию разрушающих процессов в организме под действием ПАВ.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, тематические слайды, стулья, расставленные полукругом.

Игровые атрибуты: бейджики, маркеры, воздушные шары (4шт), метелки (4шт), конфеты (4шт), черная накидка, карточки с надписями.

 

Ход тренинга:

Добрый день!

Сегодня мы пригласили вас на информационно-развивающий тренинг «Моя жизнь — моя ответственность». Кто из вас был на каком-либо тренинге и знаком с такой формой работы?

Тренинг — это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемое в групповом взаимодействии людей.

Тренинг предполагает соблюдения ряда правил:

1.Правило активности.

Успех работы каждого зависит от его активности, поэтому мы принимаем участи во всех упражнениях.

2.Правило «здесь и сейчас».

Главное для нас — то, что происходит здесь и сейчас, поэтому мы обсуждаем именно это, а не то, что было или будет.

3.Правило «Я».

Для нас важна позиция каждого участника группы, поэтому вместо «все так считают» — говорим «я так думаю». Следует выражать только собственное мнение.

4.Правило прямых контактов.

Мы не говорим о человеке в третьем лице («он, она»), а обращаемся непосредственно к нему («ты»).

5.Правило личного мнения.

Мы уважаем мысли и чувства каждого, поэтому выслушиваем любое мнение, даже если оно не совпадает с нашим, и выражаем свою точку зрения.

6.Правило внимания к слову.

Каждое слово должно быть услышано, поэтому говорит один, остальные молчат

7.Правила чувств и оценок.

Мы говорим о своих чувствах, но избегаем оценок и обвинений. В психологии не существует правильных или неправильных ответов (в этом отличие от уроков). «Правильный» ответ участника — это тот, который на самом деле выражает его мнение.

8.Правило «Стоп».

Каждый из нас может хранить в тайне часть информации о себе и в праве отказаться отвечать на вопросы личного характера или участвовать в упражнении. Но так как наш тренинг рассчитан всего лишь на час и предполагает лишь четыре упражнения (а не 10-12 как обычно в продолжительных тренингах), мы надеемся, что каждый примет участие.

9.Правило конфиденциальности.

Мы дорожим искренностью и доверием, поэтому то, что мы узнаем друг о друге, обсуждаем только в пределах группы. Это одно из главных правил всех тренингов. Скажите, что по — вашему, обеспечивают эти правила?

Ответы подростков И сейчас мы предлагаем принять эти правила. Для этого по кругу каждому из вас необходимо представиться, и высказать отношение к этим правилам.

Ответы подростков А теперь, когда приняты правила, предлагаем вам немного активизироваться.

Упражнение «Взгляд».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Сядьте поудобнее и прикройте глаза. По моей команде откройте глаза.

Обратите внимание на того человека, с которым вы встретились взглядом — это ваша пара.



Упражнение «Ладони».

Цель: снятие эмоционального напряжения, подготовка к взаимодействию с другими участниками группы.

Инструкция: Вы в парах встаньте друг к другу лицом. Соедините ладони ваших правых рук. Договоритесь, кто из вас будет ведущим. Ведущий вправе совершать любые движения рукой, телом, не отрывая ее от ладони партнера. Работа в парах

Поменяйтесь: ведущим становится партнер. Работа в парах.

Далее без устной договоренности, каждый из вас попеременно, «ведет» своего партнера.

Рефлексия. Что вы чувствовали во время этого упражнения? Что вам было легче — вести или быть ведомым? Ответы подростков

В последние годы очень часто подростки попадают в зависимость от психоактивных веществ. Подростки оказываются в позиции «ведомого» в силу сложных жизненных ситуаций. Но не только. Так же это зависит от слишком большой доверчивости, повышенного интереса ко всему новому, неизвестному, а может быть, от отчаяния и желания что-то кому-то доказать.

Этому так же способствуют мифы, которые обесценивают наносимый вред здоровью. Давайте попробуем развенчать некоторые мифы о безопасности, безвредности курения, алкоголя и употребления наркотиков. Например, один из самых распространенных мифов о курении, что оно способствует похуданию.



Мифы о курении

Курение способствует похуданию

Однако, 47% курильщиков составляют полные люди.

Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни.

Курение успокаивает нервы

Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто «тормозят» работу важнейших участков центральной нервной системы.

Привыкнув к сигарете, человек без нее расслабиться и отдохнуть уже не может, получается замкнутый круг.



Игра — драматизация «Бросай курить!»

Цель: способствовать осознанию влияния вредной привычки на качество жизни человека. Ход: Помним о наших правилах: безоценочное отношение, конфиденциальность.

Есть ли среди вас курящие ребята? (или те кто пробовал курить) Давно ли ты куришь?

Сколько сигарет, примерно, выкуриваешь в день? Есть ли у тебя мечты о своем будущем? Каким бы ты хотел себя видеть лет через 20?

Какое будет у тебя ЗДОРОВЬЕ через 20 лет? Выбери себе из участников нашей игры своё ЗДОРОВЬЕ.

Чем ты, взрослый 35-летний мужчина, будешь зарабатывать на жизнь? (бизнес, карьера)

Сколько, примерно, мечтаешь зарабатывать? Выбери себе из участников нашей игры свою КАРЬЕРУ (БИЗНЕС) и ДЕНЬГИ.

Чтобы быть успешным в бизнесе тебе необходимо везде успевать. Что тебе для этого нужно? МАШИНА. О какой мечтаешь машине? (Дорогая) Выбери себе из участников машину (можно с водителем)

После работы тебе необходимо отдохнуть, выспаться. Где будешь жить? Представь, каким будет твой ДОМ? (большой, уютный) Выбери себе из участников дом.

В доме должна быть хозяйка. Кто будет ухаживать за тобой и твоим домом? С кем будешь жить? С ЖЕНОЙ. Какая будет твоя жена? (Красивая, добрая, умная)

Выбери из участников, кто на время игры будет твоей женой?

У вас наверно будут дети. Семья без детей — не семья. Каких бы ты хотел детей? (Умных послушных, красивых). Сколько и кого — мальчика, девочку? Выбери из участников себе детей.

Посмотри это все твое состояние, как тебе это все нравиться: успешная карьера, классная машина, большой, уютный дом, красавица умница жена, прекрасные дети? Как ты себя чувствуешь в своих мечтах?

НО! Ты каждый день куришь, куришь, куришь. С каждым днем все больше и больше. Твои перекуры уже не нравятся начальству — слишком много времени тратишь! (твоим партнерам, которые ведут ЗОЖ) КАРЬЕРА — вам нужны курящие люди, которые тратят рабочее время на перекуры?- НЕТ!

Они не хотят с тобой иметь дело! Ты не можешь избавиться от вредной привычки и твоя карьера рушиться! Нет карьеры, нет бизнеса — нет денег. (КАРЬЕРА и ДЕНЬГИ уходят)

Нет денег — ты не можешь содержать дорогую машину Приходится продать. ( МАШИНА уходит)

Ты переживаешь, нервничаешь — желание курить преследует все время, через каждые тридцать минут. Ты ничего не можешь поделать с собой. Твоя ЖЕНА стала возмущаться: Ты все время куришь — уже весь дом прокурил! Денег нет!

ЖЕНА, тебе нужен муж который, весь дом прокурил, ты устала вонючие пепельницы мыть. Еще и как покурит, так обязательно поцеловать хочет. Тебе нравиться целоваться с пепельницей?

Ссоры, скандалы, а ты не можешь избавиться от вредной привычки! ЖЕНА уходит, за нею ДЕТИ.

В доме пусто, неуютно — некому убраться, приготовить, ты один пустом холодном доме… Да и домом это уже не назовешь (ДОМ уходит) Только ты и твоя привычка курить…И ты куришь… куришь…куришь. Твое здоровье слабеет, ухудшается работа сердца, зубы рушатся, мучает отдышка и т.д. Твое здоровье уходит. (здоровье уходит)

Как сейчас себя чувствуешь? Нравиться такое положение? Хочется курить?

Спасибо, что стал участником этой игры «Бросай курить!».



Мифы об алкоголе

Алкоголь поднимает настроение и помогает развеселиться

Явление временное, далее — похмелье, резкое снижение настроения, депрессия.

Организм сам вырабатывает необходимую долю алкоголя, достаточно сделать несколько десятков приседаний и вы почувствуете себя бодрым и веселым.

Предлагаю сейчас всем встать — посвободней, и сделать 10 приседаний. Как сейчас себя чувствуете?

Алкоголь помогает улучшить отношения

Помните, что такое «снятие тормозов» в конечном счете приводит к резкому ухудшению взаимоотношений, поскольку в алкогольном опьянении возникают ссоры, взаимные подозрения, претензии, драки.

Значительное совершение правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Наиболее распространенные Мифы о наркотиках вводят в заблуждение: С одного раза ничего не будет!

Но помните, что основная часть наркотиков вызывает привыкание с первого раза. Реакция организма не предсказуема, вплоть до летального исхода.

Слабые наркотики безвредны.

Все наркотики ЯД! Все наркотики СМЕРТЬ! Употребление любых наркотиков вызывает зависимость. Еще один «замечательный» миф:

Наркоман может прожить долго, если колется с умом.

Наркоман и ум вещи несовместимые. Наркоман разлагается на глазах: и морально и физиологически.

К тому же продолжительность жизни наркомана зависит от Его Превосходительства случая.

Мы перечислили только малую часть тех мифов, которыми сбивают с толку нашу молодежь. А чтобы вы осознали, что происходит с организмом во время употребления ПАВ, мы предлагаем вам игру — драматизацию «Клетки крови».





Игра-драматизация «Клетки крови»

Цель: способствовать осознанию влияния ПАВ на организм человека.

Представим себя, маленьким кровяным тельцем. У каждой клеточки есть свои функции, обязанности. Попробуем их вспомнить:

Лейкоциты — борются с инфекцией и переваривают остатки разрушенных клеток. Очищают организм.

Эритроциты — переносят кислород и углекислый газ.

Гемоглобин — питает органы и работает вместе с эритроцитами.

Тромбоциты — восстанавливают стенки сосудов, останавливают кровотечение.

Делим на группы, выдаем атрибуты.

Какой вы будете клеточкой крови? — Гемоглобин. — Вам питательная конфетка. Эритроциты, какую функцию выполняете? — Несем кислород клеткам. — Отлично. Вот вам воздушные шарики. Лейкоциты, вот вам метелки, будете бороться с вирусами, вычищать организм. Тромбоциты, ну, вам придется своими телами закрывать, закупоривать царапины и раны.

Нам еще потребуются помощники: это органы — мозг, сердце, печень, легкие. Выдаются карточки с надписями внутренних органов. Встаньте в разных местах кабинета.

Итак предварительный этап закончен, прошу всех встать в тесный круг, начинается игра.

Клетки проснулись — потянулись, ручки вверх, в стороны. Улыбнулись соседней клеточке справа, слева. Поприветствовали рукопожатием. Пожелали хорошего дня клеточке справа, слева. (Обнимают соседа слева — справа). И дружно все вместе, цепочкой, мелкими шажками потекли по венам, вращаясь вокруг своей оси, не спеша, по кругу отправились работать. (Музыка).

Клетки гемоглобина, каждому органу необходимо питание, распределяйте конфетки так, чтобы всем хватило…

Эритроциты, не отставайте от гемоглобина, ваша задача обеспечить кислородом все органы, особенно мозг…

Лейкоциты, будьте на страже, обратите внимание на печень…

Тромбоциты внимание — тревога! Где то на периферии, справа от сердца внезапно появилась небольшая рана. Срочно восстановите стенки сосудов, закупорьте ранку…

А остальные продолжают по кругу выполнять свои функции.

Идет игра

Настал вечер, все собрались снова вкруг. Вы — клеточки устали, поблагодарите друг друга за хороший день и хорошую работу: пожмите друг другу руки справа- слева. Вы устали, был трудный, тяжелый день. Вы расслаблены и готовитесь ко сну. Закройте глаза, примите удобную позу. Вы отдыхаете… отдыхаете… отдыхаете…

Педагог — психолог в это время набрасывает черную ткань на одного участника, затем другого, и уводит их со словами: «Уходи ты погублена !!! Тебя больше нет!!! Ты ничего не можешь сделать!!! Уходи!!! Ты умерла!!! Замри…»

Стоп игра!

Прошу всех в круг.

Рефлексия. Что вы сейчас ощущаете?…

Что вы сейчас чувствуете?

Как вы думаете, что сейчас произошло?

ВОТ ТАК ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ПОПАДАЯ В КРОВЬ, РАЗРУШАЮТ КЛЕТКИ И УБИВАЮТ ЧЕЛОВЕКА.

Наш тренинг подходит к концу и, на прощанье, мы хотим рассказать одну

древнюю библейскую притчу.(Слайд)

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше искушать, если тот совершит один какой-либо грех из трех: убийство, блуд или пьянство. «Соверши говорил он какой-либо грех, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду тебя искушать никакими искушениями…»

Пустынник-монах подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд гнусно оскверниться подобным делом. Упиться же один раз, кажется небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Пойду я, упьюсь один раз, чтобы бес не угнетал больше меня и буду я жить мирно в пустыне».

И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город, и продав его вошел к корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, завязалась драка. Одолев мужа, пустынник-монах убил его.

Вот так, тот пустынник совершил все три греха начав с пьянства. Каких грехов он боялся и гнушался трезвый, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.

Помните, что ВАША ЖИЗНЬ — ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. И кто победит внутри тебя — зависит только от тебя.

Рефлексия. Сейчас мы просим вас поделиться впечатлением от прошедшего тренинга. Что понравилось, что не понравилось, как себя чувствуете сейчас, какое настроение? Этот шарик — «право голоса» — у кого он в руках, тот говорит, остальные слушают.

Пускаем шарик по кругу. Участники высказываются

Источник: Сборник материалов по итогам недели психологии (средние общеобразовательные учреждения), Нефтекамск, 2012