Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности | Обучение и развитие детей

Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности
Модель организации воспитания духовно-нравственной культуры личности
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
А.С.Метелица

Растущий интерес к проблеме духовно-нравственного развития личности, свидетелями которого мы являемся сегодня, вовсе не случаен. Практические знания и методы, накопленные в различных областях человекознания и адаптированные педагогической наукой, способны оказать теоретическую и методическую помощь в процессе развития и коррекции духовно-нравственной сферы личности обучающихся. Проблема изучения духовно-нравственной культуры личности характеризуется разноплановыми исследованиями в области философии, психологии, педагогики, акмеологии. И хотя понимание духовно-нравственной культуры неоднозначно в трудах многих ученых, фактически оно рассматривается как интегративное качество личности.

 

Предлагаемый педагогический проект (таблица 1) воспитания духовно-нравственной культуры личности интегрирует психологическую организацию субъекта учебной деятельности посредством усиления взаимосвязи следующих структурных компонентов личности: когнитивного (ценностные ориентации, профессионально-социальное мышление); эмоционального (мотивация, рефлексия, аутопсихология); конактивного (поведенческие реакции, творческая активность профессиональной и личностной самореализации).

Основная трудность, которую приходится преодолевать в процессе воспитания духовно-нравственной культуры личности, связана со способом усвоения или коррекцией содержательно-смыслового компонента духовно-нравственной сферы, т.к. процесс воспитания духовно-нравственной культуры личности связан с преобладанием внутренних противоречий, борьбой отрицательных и положительных мотивов, желаний, намерений и т.д., поэтому его осуществление является длительным и сложным. Представляется возможным выделить три этапа, которые проходит личность в процессе становления духовно-нравственной культуры.

Первый – осознание внутренних творческих ресурсов. На этом этапе личность осознает, рефлектирует имеющуюся у него систему духовно- нравственных ценностей, убеждаясь в необходимости интегрировать социальные требования («так принято в обществе, в коллективе») и личностные притязания. На данном этапе используются механизмы осуществления мотивации духовно-нравственной обусловленности личностного и профессионального роста.

Второй этап — присвоение понятийно-гностической составляющей духовно-нравственной сферы личности. Для него характерным является процесс субъективизации моральных и правовых норм, принципов, критериев; понимание и принятие их ценности, целесообразности и необходимости соблюдения. На этом уровне у личности формируется (или меняется) система ценностных ориентаций, происходит своеобразная «переоценка» ценностей. Для данного этапа характерны механизмы идентификации, эмпатии, глубокой рефлексии, медитации.

Третий этап — закрепление полученных знаний на поведенческом уровне. Третьему этапу присуще наличие сформировавшейся убежденности у воспитуемого в необходимости следовать социальным нормам, с одной стороны, и внутриличностным ориентирам на саморазвитие и самосовершенствование — с другой. Реализация имеющихся духовных и нравственных представлений, идеалов, смыслов возможна посредством поведенческих тренингов.

Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга.

При осуществлении процесса воспитания духовно-нравственной культуры личности возникает необходимость использовать широкий арсенал педагогического инструментария. Формы организации воспитательного воздействия могут быть как групповые, так и индивидуальные (индивидуально-коррекционная работа). Воспитание духовно-нравственной культуры личности — процесс, направленный на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности (ее духовности) с моральной, социально детерминированной подструктурой (нравственностью), обусловливающей реализацию «Я» в обществе.

Исходя из вышеизложенного, при формировании такого личностного новообразования, как духовно-нравственная культура, необходимо сбалансировать социально активные методы (тренинговые поведенческие технологии, ролевые игры, дискуссии и т.д.) и аутопсихологические (имаготехнологии, медитации, рисуночное проектирование). Среди способов, обеспечивающих воспитание духовно-нравственной культуры личности, следует выделить: объяснительно-иллюстративный; рефлексивный; проблемно-поисковый; коммуникативный; репродуктивный; имитационно-ролевой.

В число основных условий, обеспечивающих становление духовно- нравственной культуры обучающихся, входят:

— мотивация на личностный и профессиональный рост, саморазвитие;

— формирование духовно-нравственных ориентиров как регуляторов поведения;

— стимулирование творческого потенциала личности;

— организация специфического воспитательного пространства;

— педагогическая подготовка кадров учреждений образования к работе по воспитанию духовно-нравственной культуры личности.

Результатом системы воспитательного воздействия выступает сформированность духовно-нравственной культуры личности, а критериями данного личностного новообразования:

— реализация оптимальных решений сложных задач, связанных с необходимостью морального выбора;

— структурированность ценностных ориентаций, которые обусловливают мотивацию деятельности в процессе образования на основе устойчивых нравственных норм;

— защита психической организации личности от опасных воздействий при наличии собственной ценностной системы;

— оптимальное функционирование в системе социально- психологических условий;

— эффективное взаимодействие в группе, команде, возможное на основе ориентированности на гуманистические идеалы;

— стремление к непрерывному личностному самосовершенствованию;

— изменение ценностных ориентаций на служение человечеству, государству, народу и, как следствие, достижение поставленных целей;

— способность оказывать духовно-нравственное влияние на других людей, их деятельность;

— ответственность за жизнетворчество.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.