Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности | Обучение и развитие детей

Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности
Методы количественно-качественного исследования продуктов деятельности
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Количественно-качественный анализ продуктов деятельности является одним из способов получения социологической и психологической информации о человеке, коллективе, обществе. Под продуктами деятельности здесь понимаются личные документы (письма, автобиографии, дневники, фотографии), результаты анкетных опросов, материалы групповой, коллективной коммуникации (записи разговоров, дискуссий, совещаний, различные уставы, приказы, объявления), а также сочинения, литературные произведения, произведения искусства. Одним из наиболее известных и применяемых методов количественно-качественного анализа является метод контент-анализа.

Контент-анализ (content analysis; от content – содержание, analysis – анализ, изучение, исследование) – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке [71].

Контент-анализ начал применяться с 20-х гг. ХХ века для обработки средств массовой коммуникации и представляет собой формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Объектом контент-анализа традиционно является содержание материалов средств массовой информации (печатных изданий, радио- и телепередач теле и кинофильмов, рекламных роликов и т.д.), публичных выступлений. Так, например, текст ежегодных обращений Президента к депутатам Верхней и Нижней палат парламента анализируется различными СМИ на предмет частоты встречаемости ключевых понятий, относящихся к различным сферам экономики и политики. По результатам этого анализа формулируются прогнозы о доминирующих тенденциях социально-экономического развития.

В нашей стране количественные методы при изучении документов также начали применяться с 20-х годов ХХ века, эти методы использовали в своих исследованиях Н.А. Рыбников, П.П. Блонский, И.Н. Шпильрейн, В.А. Кузьмичев и др. В настоящее время метод стал всё шире применяться для анализа информации в области социальной психологии и психодиагностики.

Детальное описание процедуры контент-анализа было разработано американскими социологами Х. Лассуэллом [114] и Б. Берелсоном [105]. В соответствии с разработанной ими процедурой, выделяются следующие этапы проведения контент-анализа:

1. Выявление смысловых единиц анализа, которыми могут служить: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях,

радиопередачах и т.п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т.п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2.Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы. Во втором случае исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3.Процедура подсчета, в общем виде сходная со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (например, «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Ко всем контент-аналитическим методикам предъявляется ряд общих методических требований: обоснованность, надежность, объективность и системность. Так, обоснованность устанавливается путем соответствия выделенных категорий или понятий действительным реалиям исследуемой политической ситуации. Надежность осуществляется благодаря получению сходных (с допустимым расхождением не более пяти процентов) результатов различными кодировщиками при кодировании одних и тех документов по единой инструкции. Объективность определяется соответствием выбора категорий и единиц анализа всестороннему исследованию политической ситуации. Системность достигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в информационную базу исследования.

Накопленный к настоящему моменту опыт применения качественно-количественного анализа документов открывает его значительные возможности, в том числе, и для психолого-педагогической оценки, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп. В качестве эмпирических объектов изучения могут быть использованы личные документы (письма, фотографии, дневники, автобиографии и т.п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные уставы, приказы, объявления, газеты, радиопередачи, реклама и т.п.), продукты деятельности людей, включая литературу и искусство, а также при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп.

Контент-анализ может быть использован для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядко-вых данных [71]. Помимо самостоятельного применения или равноправного применения в комплексе с другими методами контент-анализ может выступать и в качестве вспомогательной техники для обработки данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха), нестандартизованных интервью, открытых вопросов анкет и т. п. [41].

В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике [17, с. 134]. Источниками информации для контент-анализа могут служить различные виды речевой продукции, материалы и документы, прямо или косвенно характеризующие изучаемые особенности личности. В психологической диагностике контент-анализ используется для анализа речевых сообщений испытуемого в ходе беседы и при выполнении проективных методик, а также продуктов деятельности (сочинения, дневники, рисунки). Контент-анализ позволяет выявить скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.

Л.Ф. Бурлачук выделяет следующие основные направления применения контент-анализа при проведении психодиагностических процедур [17]:

– анализ результатов применения проективных методик исследования личности (качественно-количественный анализ «тематических» высказываний испытуемого в процессе психодиагностики);

– изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого;

– анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании;

– изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам;

– анализ объективной информации о личности;

– анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Проведение контент-анализа в любом из указанных направлений требует выполнения определенных требований к организации его этапов и процедур.

1.Установление категорий анализа – ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования. Эти категории (к числу которых относятся количество речевых актов взаимодействий, побуждающих высказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство по поводу «карьеры», «семьи» и т. д.) должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализа как элемента процедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и «стандартизован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящими исследование.

2.Определение соответствующих установленным категориям единиц анализа – лингвистических единиц речи или элементов содержания, экспрессивных элементов речевой продукции (слова,

суждения, темы, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации).

3. Выделение единиц квантификации (частоты появления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходные данные составляют инструкцию по обработке – алгоритм кодирования.

Наиболее существенными ограничениями при выборе источников информации для контент-анализа является частота встречаемости необходимых данных и возможность их квантификации. Контент-анализ применяется только тогда, когда имеется достаточное количество материала для анализа (представлено много отдельных однородных документов, автобиографий, писем, фотографий и т. д. или есть несколько и даже один документ, например дневник, но достаточного объема). При этом интересующие элементы содержания (единицы анализа) должны встречаться в исследуемых документах с достаточной частотой. В противном случае не обеспечивается статистическая достоверность выводов.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.