Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» | Обучение и развитие детей

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная
Методика разработана Е.Б. Фанталовой и является центральной методикой предложенного ею комплекса методик «Диагностика внутреннего конфликта».

В основе замысла настоящей методики – гипотетическое предположение автора о том, что «одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является постоянно подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств отношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей…» [Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Текст] / Е.Б. Фанталова – Самара: Бахрах-М,2001. – 127 с.].

Методика позволяет выявить основные внутренние конфликты в системе ценностей личности, вызванные расхождением значимости и достижимости той или иной ценности, и получить представление о том:

  1. каковы основные внутренние противоречия личности;
  2. каково их содержание и степень выраженности.
В методике используются 12 понятий-ценностей (заимствованных из методики Рокича). Несмотря на то, что данные ценности не могут быть всеохватывающими, исчерпывающими для конкретной личности, автор все же настаивает на нецелесообразности увеличения количества ценностей, чтобы не нарушалась психометрическая точность метода.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагаются оценить 12 понятий-ценностей на основе их попарного сравнения дважды: первый раз – по критерию значимости, второй раз – по критерию достижимости. Ответы заносятся в специальные матрицы в регистрационном бланке (Приложение 1).

Обработка и анализ результатов.

Первоначально подсчитывается сколько раз каждое понятие было преобладающим по «Ценности» (Цi) и сколько раз по «доступности» (Di).. Затем определяется величина расхождения «значимости» и «достижимости» по каждому понятию отдельно, равная разности Цi — Di. Результаты заносятся в последнюю строчку таблицы для подсчета результатов.

Следующий этап – определение интегрального показателя дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере (R).



 

 

где i – номер понятия в регистрационном бланке.

При n = 12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 – 72, где 0 – означает полное совпадение «Ценности» и «Доступности», 72 – максимальное их расхождение.

Имеющиеся нормы по индексу расхождения «Ц-Д» (R) следующие: 33,07±1,7 (мужчины), 33,02±1,6 (женщины).

Данный показатель свидетельствует о степени неудовлетворимости текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности.

Кроме того, по каждой сфере отдельно определяется уровень расхождения между «Ц» и «Д», являющийся критерием наличия или отсутствия противоречия в данной ценности, а также его характере и степени выраженности.

Так если Цi > Дi и расхождение между значениями этих показателей превышает 4, то можно говорить о состоянии «внутреннего конфликта».

Психологический смысл данного состояния выражается в том, что человек испытывает состояние разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности.

Если Дi > Цi и их расхождение превышает 4, – то это означает наличие у испытуемого состояния «внутреннего вакуума» в данной сфере, переживаемого как состояние внутреннего опустошения, снижения побуждений, ощущение «избыточности присутствия».

Расхождение между Цi и Дi не превышающее 4 свидетельствует о попадании данной ценности в область «нейтральной зоны», характеризующейся отсутствием противоречия.

Бланк методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах»

Инструкция: Ниже приведен список общечеловеческих ценностей. Сравните попарно все ценности, определяя какая из ценностей каждой пары более значима, более важна для Вас. Результаты Вашего выбора внесите в матрицу 1. Каждая клетка матрицы содержит номера сравниваемых ценностей. Так в клетке   1   2   Вы сравниваете первую ценность (активная, деятельная жизнь) со второй (здоровье). Номер более значимой ценности обведите в кружок.

Список ценностей.

 

 

Активная, деятельная жизнь.

Здоровье (физическое и психическое).

Интересная работа.

Красота природы и искусства.

Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком).

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

Наличие хороших и верных друзей.

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

Свобода как независимость в поступках и действиях.

Счастливая семейная жизнь.

Творчество (возможность творческой деятельности).

Матрица №1. Сравните понятия на основе большей значимости, большей привлекательности.

1   2

2   3

3   4

4   5

5   6

6   7

7   8

8   9

9   10

10   11

11   12

1   3

2   4

3   5

4   6

5   7

6   8

7   9

8   10

9   11

10   12

 

1   4

2   5

3   6

4   7

5   8

6   9

7   10

8   11

9   12

 

 

1   5

2   6

3   7

4   8

5   9

6   10

7   11

8   12

 

 

 

1   6

2   7

3   8

4   9

5   10

6   11

7   12

 

 

 

 

1   7

2   8

3   9

4   10

5   11

6   12

 

 

 

 

 

1   8

2   9

3   10

4   11

5   12

 

 

 

 

 

 

1   9

2   10

3   11

4   12

 

 

 

 

 

 

 

1   10

2   11

3   12

 

 

 

 

 

 

 

 

1   11

2   12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Аналогично тому, как Вы заполняли матрицу № 1, заполните матрицу № 2, сравнивая ценности по критерию более легкой достижимости, реализуемости в Вашей жизни.

Матрица №2. Сравните понятия на основе более легкой достижимости, большей доступности.

1  2

2  3

3  4

4  5

5  6

6  7

7  8

8  9

9  10

10  11

11  12

1  3

2  4

3  5

4  6

5  7

6  8

7  9

8  10

9  11

10  12

 

1  4

2  5

3  6

4  7

5  8

6  9

7  10

8  11

9  12

 

 

1  5

2  6

3  7

4  8

5  9

6  10

7  11

8  12

 

 

 

1  6

2  7

3  8

4  9

5  10

6  11

7  12

 

 

 

 

1  7

2  8

3  9

4  10

5  11

6  12

 

 

 

 

 

1  8

2  9

3  10

4  11

5  12

 

 

 

 

 

 

1  9

2  10

3  11

4  12

 

 

 

 

 

 

 

1  10

2  11

3  12

 

 

 

 

 

 

 

 

1  11

2  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица для обработки результатов (заполняется экспериментатором):

Баллы

Ц и Д

№ № понятий ценностей

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ц (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д (2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)–(2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.