Методика «Свободный выбор ценностей» | Обучение и развитие детей

Методика «Свободный выбор ценностей»

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Методика «Свободный выбор ценностей»
Методика «Свободный выбор ценностей»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная
Методика разработана Е.Б. Фанталовой и является дополнением к методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Она позволяет оценить рассогласованность в структуре других значимых для испытуемого ценностей, которые не были отражены в основной методике. Процедура проведения и обработки результатов методики значительно менее трудоёмкая, что позволяет значительно увеличивать длину «ценностного ряда», обеспечивая свободный выбор данных ценностей.

В авторском варианте список ценностей содержит 73 наименования и при желании испытуемого может быть дополнен до 80 ценностных наименований. Данный список включает разнопорядковые ценности, охватывающие самые разные стороны человеческого бытия.

Процедура проведения:

Испытуемым предлагается, просмотрев список из 73 ценностей, выбрать 10 наиболее значимых, необходимых в жизни и оценить каждую из них по двенадцатибальной шкале по параметрам «Значимость» и «Достижимость».

Поскольку данная методика использовалась нами с целью выявления противоречий в сфере профессиональных ценностей, мы внесли некоторые дополнения в процедуру её проведения. В перечень ценностей включены 5 профессиональных (представляющих интерес для нашего исследования) и 20 разнопорядковых общечеловеческих ценностей (выполняющих фоновую функцию). Данный перечень студентам предлагается дополнить (по желанию) другими значимыми для профессионального развития ценностями. При этом первые 10 ценностей (включающие и 5 профессиональных) оцениваются в обязательном порядке, а из оставшихся 15 выбираются наиболее значимые.

Обработка и анализ результатов:

По каждой сфере отдельно, как и в предыдущей методике, определяется величина расхождения между «Значимостью» и «Достижимостью», позволяющая судить о наличии (или отсутствии) противоречия в данной ценности, а так же его характере и степени выраженности. Если «Значимость» превышает «Достижимость» и расхождение между значениями этих показателей превышает 4, то можно говорить о состоянии «внутреннего конфликта». Если «Достижимость» превышает «Значимость» и их расхождение превышает 4, то это означает наличие у испытуемого состояния «внутреннего вакуума» в данной сфере. Расхождение между «Значимостью» и «Достижимостью» не превышающее 4, позволяет говорить о данной ценности как о бесконфликтной.

Бланк методики «Свободный выбор ценностей»

Инструкция:Ниже приведен список из 20 разнопорядковых ценностей. Вам предстоит выбрать в списке те ценности, которые вы считаете наиболее значимыми, необходимыми для становления человека как личности и профессионала.

Просмотрите весь список. В конце списка оставлено место, чтобы Вы вписали несколько своих ценностей, которые Вам представляются очень важными и которых в предлагаемом списке нет. (Последнее делать не обязательно, но стоит делать если у Вас есть такое желание).

Оцените первые 10 ценностей списка, а также каждую из выбранные вами ценности на регистрационном бланке по 12-ти бальной шкале по параметрам:

а) «Значимость», т.е. на сколько данная ценность значима, важна для Вас (например: 0 – совершенно не важно, 1 – практически не важно,… 5 – имеет определенное значение,… 12 – очень значимая ценность);

б) «Доступность», т.е. на сколько легко Вы можете реализовать эту ценность в жизни;



Список ценностей

Значимость

Доступность

1.

Любовь к детям

 

 

2.

Интересная профессиональная учёба.

 

 

3.

Смелость

 

 

4.

Профессиональное развитие.

 

 

5.

Творческий, сплочённый коллектив.

 

 

6.

Дружелюбие

 

 

7

Целеустремлённость

 

 

8

Достижение профессионального мастерства

 

 

9

Мудрость

 

 

10

Профессиональное общение.

 

 

11

Философский склад ума

 

 

12

Удовольствия

 

 

13

Понимание других людей

 

 

14

Широта взглядов

 

 

15

Чувство юмора

 

 

16

Спорт

 

 

17

Порядочность

 

 

18

Вера в Бога

 

 

19

Красота человеческой внешности

 

 

20

Работоспособность

 

 

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.