Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления) | Обучение и развитие детей

Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Методика "Сравнение понятий" (исследование процессов анализа и синтеза мышления)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
Методика «Сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.

Экспериментатор из имеющегося у него набора заготавливает 8-10 пар слов, подлежащих сравнению.

Набор содержит понятия разной степени общности, а также и вовсе несравнимые понятия. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.

 

  1. Утро – вечер                                                           16. Ворона — воробей
  2. Корова — лошадь                                                        17. Волк — луна
  3. Летчик — танкист                                                       18. Молоко — вода
  4. Лыжи — коньки                                                          19. Ветер — соль
  5. Трамвай — автобус                                                    20. Золото — серебро
  6. Озеро — река                                                            21. Сани — телега
  7. Река — птица                                                            22. Очки — деньги
  8. Дождь — снег                                                            23. Воробей — курица
  9. Поезд — самолет                                                        24. Кошка — яблоко
  10. Ось — оса                                                                 25. Вечер — утро
  11. Обман — ошибка                                                        26. Дуб — береза
  12. Стакан — петух                                                         27. Голод — жажда
  13. Маленькая девочка — большая кукла                          28. Сказка — песня
  14. Ботинок — карандаш                                                 29. Корзина — сова
  15. Яблоко — вишня                                                       30. Картина — портрет
Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния.

Испытуемого просят сказать, «чем похожи и чем отличаются» эти понятия. Записывают все его ответы полностью. Экспериментатор должен настаивать на том, чтобы испытуемый обязательно раньше указывал сходство между понятиями, а только потом различие.

Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые несравнимы. В таком случае вы и должны ответить: «Их сравнивать нельзя». Если испытуемый сразу начинает сравнивать эту пару — его ответ записывают, но затем все равно дают пояснение относительно «несравнимых» пар. В дальнейшем таких пояснений больше не дают, а просто регистрируют ответы испытуемых по поводу каждой пары.

При оценке ответов испытуемых следует учитывать, удается ли им выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить признаки сходства, а также существенные признаки различия свидетельствует о слабости обобщений испытуемого, о склонности его к конкретному мышлению.