Методика "Сочинение" | Обучение и развитие детей

Методика "Сочинение"

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Методика "Сочинение"
Методика "Сочинение"
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности
Цель: массовое обследование детей одного возраста, выявление учащихся с высоким, средним, низким уровнем навыков и свойств, изучение следующих параметров: интеллектуальный уровень, выраженность качеств субъекта учебной деятельности, уровень волевой регуляции деятельности, уровень личностно – социального развития.

Возраст: 3-4 класс ( переход в среднее звено).

Время проведения: 45 минут.

Материалы: рачки, листочки.

Детям предлагается написать сочинение на тему «Моя любимая игра или занятие».

Интерпретация:

  • Оценка интеллектуального развития (способность вербального мышления).
Высокий уровень – раскрытие главной мысли, отражение существенных признаков ситуации, понимание причинно-следственных связей закономерности реальности.

Средний уровень – наличие главной мысли и ее минимальное раскрытие.

Низкий уровень – имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

Очень низкий уровень – нет главной мысли в предложениях.

Примечание: уровень грамотности на оценку не влияет, но может являться показателем для консультации логопеда или отражением низкого усвоения специальных школьных навыков (грамотности).

  • Выраженность качеств субьекта учебной деятельности.
Это освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Формируется опосредованность мыслительных операций принятыми в обществе стандартами, инструментарием мыслительного процесса.

Очень высокий уровень – наличие композиции, полное освоение стандарта мыслительной деятельности. И на его основе – своеобразие выражения.

Высокий уровень – наличие композиции (вступление, основная часть, заключение)

Средний уровень – удовлетворительное владение речью, как инструментом мышления.

Низкий уровень – не освоен стандарт выражения мыслей.

  • Волевая регуляция.
Это наличие готовности к самостоятельной организации деятельности, объем необходимой помощи. Определяется с учетом 3 показателей:

  • объем сочинения (среднее количество слов – 70);
  • аккуратность оформления;
  • аккуратность речи ( как отражение интеллектуального волевого усилия – проявляется в грамотности и правильном построении фраз)
Высокий уровень – есть все три показателя.

Средний уровень – 2 показателя.

Низкий уровень – 1 или ни одного показателя.

  • Эмоциональный фон (доверие).
Определяется по содержанию сочинения. Эмоциональное отношение к школе проявляется в виде доверия, открытости, либо недоверия.

Положительный фон – есть личностно значимое содержание, отражает личностный смысл.

Нет доверия к школе – сочинение формально или нейтрально, проявляются негативные эмоции.

5.Личностно – социальное развитие.

Это освоение социальных сфер жизни, отношений, переживаний, освоение социального пространства (ОСП). Определяется по наличию социальных интересов, их направленности:

  • игровой;
  • на освоение социального пространства, различных областей деятельности людей, на ролевые отношения, связанные с деятельностью, на взаимоотношения со сверстниками, на социально-значимые качества личности и свои тоже;
  • на микросоциальные отношения (фиксация на семейных отношениях в отличие от интереса к более широкому социальному окружению)
Выявляется наличие эмоциональных проблем, препятствующих освоению социума.

Есть ОСП – выражен интерес к освоению социального пространства.

Нет ОСП – либо игровой уровень, либо явная фиксация на какой – то проблеме.

Примечание: ОСП может проявляться в освоении различных сфер деятельности, познании различных сторон общественной жизни.

Источник: Битянова М.Р., Азарова Т.В. «Работа психолога в начальной школе» М. 1998. изд. «Совершенство» с.230.