Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методика «Психологическая грамотность»

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Методика «Психологическая грамотность»

Методика «Психологическая грамотность»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
МЕТОДИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (Колмогорова Л.С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997)

Цель: определить уровень психологической грамотности учащихся.

Методика используется для контроля в процессе преподавания человекознания в 9м классе.

Часть 1

Инструкция: «Из предложенных вариантов ответов выбери правильный».

1. Человек — единственное существо, способное

а) передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

б) пользоваться членораздельной речью;

в) пользоваться орудиями труда и изготовлять их;

г) все ответы верны.

2. Симпатия— это…

а) неприязнь;

б) расположение;

в) сочувствие;

г) увлечение.

3. Аморальный — это…

а) устойчивый;

б) трудный;

в) неприятный;

г) безнравственный.

4. Человека, легко поддающегося чужому мнению, производимому на него эмоциональному впечатлению, называют

а) слабым;

б) мягкосердечным;

в) глупым;

г) внушаемым.

5. Человек легче запоминает

а) действие, которое завершено;

б) незавершенное действие;

в) неинтересное действие;

г) все ответы не верны.

6. Беззлобная, веселая шутка называется

а) высмеиванием;

б) юмором;

в) сатирой;

г) все ответы верны.

7. Чтобы эффективно разрешить конфликты, необходимо

а) четко указать на недостатки другого;

б) во что бы то ни стало отстаивать свою правоту;

в) не тратить время на выслушивание другого, брать инициативу в свои руки;

г) все ответы не верны.

8. Некритичное восприятие какойлибо информации, принятие какихлибо положений без доказательств называется

а) надеждой;

б) верой;

в) убеждением;

г) все ответы не верны.

9. Уважение к человеку, человеческому достоинству, человеколюбие называется

а) справедливостью;

б) благодеянием;

в) гуманностью;

г) все ответы верны.

10. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно учесть свои

а) способности;

б) интересы;

в) состояние здоровья;

г) все ответы верны.

Ключ:

1 г, 2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – г, 8 – б, 9 в, 10 – г.

Часть 2

Инструкция: «Отметь верные утверждения».

1. Сочувствие возникает при условии, если человек может мысленно поставить себя на место другого.

2. Человек может полностью контролировать свое поведение в любом эмоциональном состоянии.

3. Холериков отличает самая быстрая скорость реакции на какиелибо воздействия.

4. Характер человека практически невозможно изменить при жизни.

5. Меньшинство никогда не сможет изменить мнение большинства в группе.

6. Потребность в чемлибо побуждает и направляет деятельность человека.

7. Навыки самонаблюдения могут помочь человеку в его жизни.

8. Поведение человека в группе определяется его положением или статусом (лидер, принятый, отвергаемый, изолированный).

9. Самый лучший выход из конфликтной ситуации — отстаивать до конца свою точку зрения.

10. Успехи учащихся в школе зависят, в основном, от отношения к ним учителей.

Правильные суждения: 1, 3, 6, 7, 8.

Часть 3

Инструкция: «Как ты понимаешь значение следующих фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, состояниях, отношениях говорят следующие обороты: козел отпущения. Сизифов труд, птичье молоко, слона не приметить, человек в футляре, золотая середина, виноград зелен, запретный плод, звездный час, на седьмом небе».

Правильные ответы

1. Козел отпущения — библейское выражение, возникшее из описания существовавших у древних евреев обряда возложения грехов всего народа на живого козла, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.

2. Сизифов труд — выражение употребляется в значении: тяжелая бесконечная и бесплодная работа. Возникло в греческой мифологии, согласно которой царь Сизиф за оскорбление богов был осужден Зевсом на вечную муку: вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, опять скатывался вниз.

3. Птичье молоко — употребляется в значении: нечто неслыханное, невозможное, предел желаний.

4. Слона не приметить — выражение возникло из басни И.А. Крылова «Любопытный». Посетитель разглядел в кустарнике мелких насекомых, а слона не заметил. Выражение употребляется в значении: не заметить главного, важного.

5. Человек в футляре — так называют человека, боящегося всяких новшеств, перемен, крутых мер, очень робкого, подобного учителю Беликову из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

6. Золотая середина — так говорят о какомнибудь решении, образе действий, чуждом крайностей, риска.

7. Зелен виноград — выражение, означающее мнимое презрение к тому, что недоступно, чего нет возможности достигнуть (из басни И.А. Крылова «Лисица и виноград»).

8. Запретный плод — выражение употребляется в значении: чтонибудь заманчивое, желанное, но запрещенное или недоступное. Возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил есть Адаму и Еве.

9. Звездный час — выражение писателя С. Цвейга из предисловия к его сборнику исторических повестей «Звездные часы человечества». Выражение употребляется в значении: переломный, решающий момент, когда человеку поручено или он исполняет чтото, что предопределяет дальнейшие события, это важное событие, момент в истории человечества или жизни отдельного человека.

10. На седьмом небе — означает высшую степень радости, счастья, блаженства. Выражение восходит к греческому философу Аристотелю, который объясняет устройство небесного свода как состоящего из семи сфер.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>