Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методика преподавания психологии — Воображение

На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Методика преподавания психологии — Воображение

Методика преподавания психологии — Воображение
Лекции и практикум по психологии — Преподавание психологии
Индекс материала
Методика преподавания психологии
Некоторые пути и средства, повышающие эффективность преподавания психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Развитие психики
Ощущение
Примерный план наблюдений за звуковым анализом слов на уроке русского языка в 1 классе
Восприятие
Примерный план наблюдений за восприятием учащихся на уроке
Внимание
Память
Воображение
Мышление
Речь
Альбом иллюстраций
Все страницы

Страница 11 из 14 ВООБРАЖЕНИЕ

При изучении процесса воображения надо обратить внимание учащихся на следующие вопросы:

1. Необходимо раскрыть сущность воображения, которая заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, имеющиеся у человека, преобразуются им и на их основе он создает в своем воображении новые образы. Важно отметить, что воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно в творческом. В любой даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение. Благодаря воображению бесконечно расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, [81] познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение, включаясь вместе с мышлением в творческую деятельность человека, помогает ему изменять окружающий мир, создавая новые орудия и продукты труда, открывая ранее неизвестные ему закономерности природы и общества. Включаясь в. мыслительную деятельность человека, воображение позволяет ему увидеть в наблюдаемых явлениях характерное, общее, помогает отбросить единичное и представить явления в виде обобщенного образа. Любое научное исследование основано на деятельности воображения, необходимого человеку для проверки гипотезы, для уточнения идеи, для того, чтобы представить весь процесс и ожидаемые результаты исследования.

Творчество писателей, художников невозможно без воображения. Уточнение замысла произведения, создание образов героев и их поступков происходит с помощью воображения. Воображение помогает изобретателю представить изобретаемый им механизм в действии.

Важно обратить внимание учащихся на значение воображения в работе учителя. Труд учителя — творческий труд. Каждый учитель, обучая и воспитывая детей, вносит в свою работу что-то новое, свое. Каждый урок основан на деятельности воображения учителя. Воспитательная работа учителя тем более немыслима без предвидения. Представить будущее своих учеников, пути развития и становления их личности, «проектировать личность» невозможно без активной деятельности воображения.

3. Следует указать учащимся, что деятельность воображения опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления. Основная функция воображения — преобразование этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Важно отметить, что преобразующая деятельность воображения идет в определенном направлении, в соответствии с задачей, которая стоит перед человеком. Надо объяснить учащимся, что в зависимости от поставленной задачи человек анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависят не только от полноты и богатства представлений человека, но и от оригинальности и своеобразия их комбинаций в процессе воображения.

Замысел, процесс уточнения идеи и возникающий в воображении человека образ оформляются в слове. При этом словесное выражение идеи и тот конкретный образ, в котором эта [82] идея реализуется, находятся в разнообразных, очень сложных отношениях (например, выражение образа в скульптуре, музыке, поэзии).

Нужно отметить, что деятельность воображения связана со всей личностью человека. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает обратное влияние на них. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности человека, его направленностью, его чувствами, желаниями и способностями. На деятельность воображения влияют особенности типа высшей нервной деятельности человека, его темперамента. Так, живость воображения, легкость возникновения новых образов, их яркость и оригинальность можно, по-видимому, объяснить в известной мере подвижностью нервных процессов.

3. Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком. Творческая деятельность, направленная на создание нового, оригинального, общественно значимого, невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось человеком непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так же как творческое воображение человека опирается на образы воссоздающего. Надо показать роль воображения в процессе творчества. В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения невозможно возникновение замысла и его осуществление.

Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения человек решает задачу, стоящую перед ним, легче, ярче, полнее. Надо подчеркнуть учащимся, что решение творческой задачи, даже в состоянии вдохновения, подготовлено длительной предшествующей работой мысли, глубиной переживаний, в которых рождается замысел и определяются пути его выражения, наблюдением, накоплением и обобщением фактов.

4. Рассматривая вопрос о мечте, надо, опираясь на анализ живых примеров, выяснить роль реальной, жизненной мечты в практической деятельности человека. Важно показать учащимся, [83] что в создании мечты проявляется направленность личности— ее идеалы, потребности, интересы. Нужно отметить, что учителю необходимо знать, о чем мечтают школьники, чтобы руководить такой важной стороной их личности, как возникновение мечты и стремление к ней.

5. Рассматривая вопрос о развитии воображения, преподаватель должен обратить внимание учащихся педучилища на то, что, с одной стороны, развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности — ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Нужно обратить внимание учащихся и на то, что знания, получаемые школьниками, влияют на развитие их воображения. Представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такие методические приемы, используемые учителем на уроках, как словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствуют его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх, о чем необходимо знать учителю.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Чтобы показать процесс формирования образов воображения, можно использовать рисунок с изображением фантастического существа, тело которого составлено из отдельных частей .различных реальных животных (рис. 33). Процесс создания этого изображения моделирует процесс формирования образа воображения путем анализа представлений памяти и синтезирования нового целого из элементов этих представлений. Этот способ синтезирования называется агглютинацией (склеиванием).

Можно использовать с этой же целью высказывания писателей, характеризующие деятельность их воображения при работе над созданием нового образа. В одном из писем по поводу «Мертвых душ» Н. В. Гоголь пишет: «Эти ничтожные люди, однако же, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других… Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей… Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей, которых я знал, все пошлое и гадкое, что они захватили нечаянно, и возвратить законным их владельцам» . [84]

Анализируя с учащимися подобные (высказывания, преподаватель выясняет основные особенности преобразования представлений и их синтезирования в процессе формирования образов воображения приемом типизации. Он заключается в выделении общих типических черт в имеющихся у человека представлениях памяти и преобразовании их в новое целое, воплощающее в образе замысел художника.

Чтобы учащиеся увидели взаимодействие двух видов воображения в процессе воссоздания образа по описанию, им показывают изображения одного и того же персонажа какого-либо художественного произведения (например, героев «Ревизора» или «Мертвых душ» Н. В. Гоголя), сделанные различными художниками. Если спросить, какое изображение наиболее верно, с точки зрения учащихся, передает образ героя, мнения разойдутся, потому что каждый, читая произведшие, создал в собственном воображении образ литературного героя, внеся в него что-то от себя, из своего личного опыта. Воссоздавая образ по описанию, человек внес в него элементы творчества. Так же можно использовать кинофильмы, например «Война и мир». Здесь каждый сравнит образ Наташи, Пьера Безухова, князя Андрея, созданный его воображением при чтении романа, с тем образом, который создал актер на экране. В различии мнений проявится тот элемент творчества, который вносит каждый читатель в созданные писателем образы.

Работая над этой темой, можно использовать опыт, который показывает преобразующую деятельность воображения даже , в самых простых действиях человека. Учащиеся должны представить себе циферблат часов, стрелки которых показывают 22 минуты седьмого. Затем мысленно переставить минутную стрелку на место часовой, а часовую — на место минутной и ответить на вопрос, который час будут теперь показывать часы. Анализируя результат опыта, преподаватель выяснит, в чем проявилась здесь преобразующая роль воображения.

Можно показать учащимся таблицу с начерченными на ней фигурами. Мысленно разделив каждую из этих фигур иа две части, учащиеся должны составить из этих отрезков квадрат и проанализировать психические процессы, необходимые для выполнения этого задания (рис. 30).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание I. Учащиеся рассказывают школьникам о каком-нибудь животном или местности, которых дети никогда не видели. Описание должно быть очень подробным, со многими деталями. После этого дети рисуют то, о чем они услышали. Затем им показывают несколько картинок, среди которых будет и изображение описанного. Дети должны найти ту, на которой [85] изображено описанное. Рисунок ребенка и выбор иллюстрации покажут, какой образ возник в его воображении по описанию. Анализируя рисунки детей, нужно выяснить, какие признаки из описания, данного вначале, включены ребенком в воображаемый образ и какие выпали. Необходимо также найти причину этого.

Задание II. Показать школьникам картинку, на которой изображено несколько разговаривающих между собой детей (рис. 34). Предложить внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы (устно или письменно): «О чем разговаривают эти дети? Что они будут сейчас делать? Что произошло с ними перед тем, как они встретились здесь?» По ответам детей можно судить о силе и яркости их воображения, о зависимости деятельности воображения от прошлого опыта каждого ребенка.

Задание III. Начать читать рассказ с интересным для детей сюжетом, прервать чтение и попросить каждого слушающего закончить повествование. По ответам детей можно судить о работе их воображения, о роли знаний, опыта ребенка в создании новых образов и ситуаций.

ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ

1. Как объяснить слова К. Д. Ушишкого: «Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»?

2. В одном из психологических исследований А. Р. Лурия рассказывает о человеке, который мог ускорить ритм своего сердца, представив себя бегущим за трамваем, или замедлить его, представляя себя лежащим. Он легко переносил удаление зуба без наркоза, если представлял, что в кресле сидит не он, а другой человек, которому удаляют зуб. Какими психическими особенностями человека можно объяснить эти факты?

3. Какое значение в процессе творчества писателя имеет его записная книжка?

4. О каких необходимых условиях деятельности воображения говорит следующее высказывание А. Н. Толстого: «Нужно приучить себя к наблюдению. Полюбить это дело. Наблюдать — всегда, все время, делать обобщения, угадывать прошлое и настоящее человека по жесту, по фразе и т. д. Так у художника, у писателя постепенно накапливаются впечатления».

5. Правильно ли утверждение академика В. А. Обручева, что «без мечты не было бы и прогресса»?

6. Какова роль воображения в воспитании моральных качеств личности ребенка?

7. О каких особенностях воображения маленького ребенка [86] говорят слова Л; Н. Толстого: «…я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст. Куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако…»

8. Какое значение в учебной деятельности школьников имеет прием словесного рисования, к которому часто прибегают учителя начальных (классов? Что необходимо учитывать, чтобы этот прием был эффективным?

9. Что дает драматизация для понимания прочитанного детьми и почему?

ЛИТЕРАТУРА

Беркинблит М., Петровский А. Память, воображение и мышление как динамические модели действительности. «Народное образование», 1967, № 10.

Брушлинский А. В. Воображение и познание. «Вопросы философии», 1967, № 11.

Брушлинский А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы. «Коммунист», 1967, № 5.

Дудецкий А. Я. Некоторые особенности воссоздающего воображения. «Вопросы психологии», 1958, № 3.

Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. «Известия АПН РСФСР», вып. 76, 1956.

Липкина А. И. Роль представлений в работе детей над литературным текстом. «Известия АПН РСФСР», вып. 76, 1956.

Мухина В. Воображение. «Семья и школа», 1969, № 6.

Петровский А. В. Роль фантазии в развитии личности. М., «Знание», 1961.

Пидкасистый П. И. Воспроизводящая и творческая самостоятельная деятельность учащихся. «Советская педагогика», 1969, № 5.

<< Предыдущая — Следующая >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>