Методика изучения опосредствованного запоминания Л.А.Венгера | Обучение и развитие детей

Методика изучения опосредствованного запоминания Л.А.Венгера

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Методика изучения опосредствованного запоминания Л.А.Венгера
Методика изучения опосредствованного запоминания Л.А.Венгера
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
(Цит. по: Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. М., 1978)

Цель: изучить сформированность опосредствованного запоминания, умения использовать средства в психологической деятельности.

Методика изучает способность ребенка к использованию средств («пиктограмм») при запоминании, характер устанавливаемых ассоциаций (их оригинальность, связь с прошлым опытом), лаконичность средств, степень владения обобщающими понятиями, умение планировать свои действия.

Инструкция: «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какойнибудь рисунок, который потом напомнит тебе это слово.

Постарайся делать рисунки побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно, чтобы рисунки были большими. Надо только, чтобы они напомнили те слова, которые я буду называть». Для запоминания предлагается 1012 слов, словосочетаний: веселая игра, птица, интересная сказка, праздник, посуда, темный лес, мороз, умная кошка, наказание, хорошая погода, сильный человек, ночь.

Если первый же рисунок ребенок делает очень подробным, напомните ему о времени.

Если ребенок, например, говорит: «Я не знаю, как нарисовать наказание», ответьте примерно так: «Так ведь тебе и не надо его рисовать. Ты нарисуй какую-нибудь картинку, которая напомнит тебе это слово, вот и все».

Воспроизводить слова дают через час. Показывая на сделанный рисунок, спрашивают: «Этот рисунок ты сделал для какого слова? А этот?» Спрашивают также, почему ребенок нарисовал то или иное изображение.

При высоком уровне развития мышления и памяти дети не встречают затруднений в выполнении задания, рисунки помогают им вспомнить слова (объем памяти 7 и более слов, словосочетаний). Если в случае воспроизведения отвлеченных понятий дети встречают затруднения, это свидетельствует о повышенной конкретности мышления. Неадекватность средствизображений (которая выясняется путем вопросов — почему нарисовано именно это) и неумение их использовать при воспоминании свидетельствует о низком уровне опосредования. Оригинальность рисунков является показателем развитого воображения.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).