Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методика гештальт-терапии "Поговорим молча"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Методика гештальт-терапии "Поговорим молча"

Методика гештальт-терапии "Поговорим молча"
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
Марина Адамович

«ПОГОВОРИМ МОЛЧА»

Эта методика может использоваться для диагностики существующих детско-родительских, супружеских, сиблинговых и прочих парных отношений (если проводится на первой, второй встрече), а также для получения нового опыта взаимодействия друг с другом (если проводится в процессе терапии). Достоинство ее состоит в наглядности и очевидности стиля взаимоотношении для самих участников, выполняющих методику. Кроме того методика проста и доступна в любых условиях. Думаю, что применять ее можно с детьми старше 6 лет, возможно с детьми и младше, если они уже готовы выполнять задание взрослого и могут молчать в течение 10 минут.

 

Для работы необходимы лист формата A3 и два мелка, красного и синего цвета. Паре дается задание:

1.Выбрать каждому свой мелок, не произнося ни слова.

Можно наблюдать, как происходит выбор: кто кому уступает,

происходит ли это механически, как долго определяются, обращают ли внимание друг на друга, оба ли довольны выбором.

2.Рисовать на листе вдвоем молча в течение 5 минут.

После выполнения задания довольно хорошо видно: преобладание одного цвета или гармоничное сочетание цветов, кто сколько места занимает, как используется пространство листа каждым из рисующих, особенности темпа рисования, получился ли общий рисунок, т. е. разговор в рисунке, кому принадлежит инициатива — кто начинал какую-то тему, а кто продолжал ее и поддерживал, насколько участники видели друг друга на листе (залезания на фигуры другого).

3.Говорить уже можно и надо попробовать придумать название для рисунка, которое устраивало бы обоих. Возможно ли это? Какое название?

Обсуждение:

После выполнения участники обычно сами говорят довольно интересные вещи о выполнении задания и о самом рисунке. Часто бывают очень удивлены тем, что получилось. (Например, такое упражнение предлагалось на воркшопе на пушкинской конференции «Разговор с психологом». Психолог и родитель разговаривали друг с другом о проблеме ребенка 10 минут, а потом продолжали разговор молча как описано выше. Удивительно, выяснилось в рисунке, что для психолога и для родителя оказались важными совершенно разные вещи в отношении ребенка, хотя перед этим они говорили, казалось бы, об одном.)

Можно задать дополнительные вопросы:

Как было выбирать и рисовать? Что мешало или останавливало? (в этом упражнении бывает, что через несколько минут как будто нечего больше рисовать, темы иссякли и интересно, что в этот момент происходит и что чувствуют оба) Понравилось ли то, что получилось?

Было ли ощущение, что тебя понимает партнер, поддерживает? Или, наоборот, подавляет, не обращает внимания?

А также любые другие вопросы, которые покажутся уместными и важными.

Можно поделиться своими наблюдениями, как это происходило, а также дать поддержку менее активной или, может, обиженной стороне.

Результат работы может быть в следующем:

Самим участникам обычно хорошо виден вклад каждого при использовании двух цветов.

Они могут получить представление о темпе деятельности партнера (это бывает важно для синхронизации в отношениях).

Рисунок наглядно отражает стиль взаимоотношений в паре.

Можно прояснить те чувства, которые этот стиль вызывает у каждого.

Задание выполняется молча, но это реальная возможность лучше услышать и понять друг друга — вот такой парадокс!

Пример использования: методика предлагалась маме и дочери 10 лет в процессе терапии на 8 встрече. К этому моменту мама уже готова была воспринимать девочку как самостоятельного человека и слышать ее желания и потребности, а дочка могла говорить о недостатке тепла, понимания и тактильного контакта маме. Предложенное упражнение закрепило новый опыт взаимоотношений, дало возможность попробовать общаться в необычной форме. Картина получилась гармоничной по соотношению цветов и активности участников. Мама и дочь получили удовольствие от совместного рисования. Договори ться о названии было сложнее, но и эта проблема была решена. Рисунок был о лете (терапия проходила осенью). И тема рисунка, и название, и сотрудничество стали хорошим ресурсом и для этой пары.

Об авторе

Марина Адамович — психолог, гештальт-терапевт, супервизор МГИ, мед. центр «Энотера», развивающий центр «Солнечный город»; ведущая супервизорской группы по работе с детьми и семьями, частная практика более 6 лет. Контакты: +7 (903) 167-3553, a-m-a собачка bk.ru

Источник: Гештальт-терапия с детьми. Наши любимые методики, Москва, 2010г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>